9. История становления и развития pr в сша.
Эволюция PR в США может рассматриваться как классический образец развития и усложнения данной профессиональной деятельности, приобретения различных институциональных свойств и качеств. Именно в США зародились представления о связях с общественностью как составной части системы социального управления, о социальной миссии и социальной ответственности PR.
Этапы развития Связей с общественностью в США: а) 18 век – борьба за независимость и Конституция – публикации статей с целью воздействия на общественное мнение, убеждение, агитация.
б) 1807 г. – употребление термина «паблик рилейшнз», Томас Джефферсон, «Седьмое обращение к Конгрессу».
в) 1829 – первый пресс-агент (прообраз пиарщика) – Эмос Кендалл у президента Джексона.
г) развитие масс. печати, 1844 – телеграф → новость – товар, появление масс. аудитории.
д) 1900 – первая фирма паблисити – Publicity Bureau в г. Бостон.
3. Айви Ли – открыл свою ПР-фирму (3-я по счету в Америке и мире). 1907 г. - «Декларация о принципах»: честность и открытость. Айви Ли – советник Рокфеллера.
4. Успехи практики ПР стимулировали развитие ПР как сферы знаний. 1918 – курс ПР в университете штата Иллинойс.
5. Эдвард Бернейз – родоначальник науки ПР. 1922 – одним из первых читал курс ПР. 1923 – 1-ая спец. книга «Кристаллизуя общественное мнение».
6. Кризис 1929 – 1933 → развитие ПР, чтобы остановить рост недоверия общественности к бизнесу → отделы ПР в крупных компаниях.
7. 1927 – 1-ый пост вице-президента по ПР – Артур Пейдж – AT&T.
8. Появление специализированных ПР-агентств (политика, консалтинг).
9. Вторая мир. война - подготовка кадров, работающих с информированием населения.
10. 1946 – Общ-во ПР в США (Public Relations Society of America).
11. 1955 - Международная ПР-ассоциация (IPRA)
Модель паблисити→модель информирования→двустороння ассиметричная модель→двусторонняя симметричная модель – соц. ответственность бизнеса.
10. История становления и развития PR в России.
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПИАРА В РОССИИ (ПЕТЕРБУРСКАЯ ШКОЛА PR И ВЕРСИЯ РАСО):
1. доинституциональный 1988-1991 гг. - период зарождения российского пиара появляются самые первые PR-агенства (Николо-М в 1989 г, специализировалась на политическом PR)
2. первичная институционализация 1991-1994 гг. - возникновение рынка PR-услуг формализация субъектов (Имидж Ленд Контакт и Имидж Ленд Партнеры), возникновение РАСО
3. вторичная институционализация 1994-1997 гг. - качественное развитие тенденций 1 и 2 - го периодов. Декларация профессиональных и этических принципов в области СО. Образуются первые кафедры СО в ВУЗах (1991 г. в МГИМО, 1993 г. в ЛЭТИ, в 1997 в СПБГУ)
4. современный 1998 - по настоящее время (Дефолт, приход к власти Путина). 2003 - официально учреждена профессия специалист по СО, 28.07 день рождения PR-специалиста, вышло постановление МИН труда и постановления РФ № 59 о включении в квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и др. служащих в области PR.
11. PR как социальный институт.
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ — это устойчивый комплекс формальных и неформальных норм, правил, норм, установок регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему социальных ролей и статусов.
К числу основных институтов относится политический (гос, партии, армия), экономические (институт собственности - налоги), воспитательные и культурные (институт брака, семьи, школы, социальные или общественные (товарищества, кооперативы), религиозные (церковь). Основные признаки социального института: это символы (какие-то образы которые отображают суть того или иного института), основные роли (образцы поведения, физические черты это способы закрепления статусов, ролей)
PR как институт и его признаки:
1. наличие PR-деятельности
2. наличие профессии
3. ведется подготовка по специальности и направлению
4. наличие образовательных структур
5. собственная образовательная база
6. профессиональные (цеховые) сообщества
К обязательным условиям функционирования PR как института необходимы следующие условия:
1. политико-правовые условия (1. плюралистическая политическая система, 2. развитость институтов законодательной власти, 3. законодательная закрепление и реализация на практике свободы слова, печати, общественных объединений 4. законодательное закрепление и воплощение механизмов апелляции органов управления к общественному мнению, в процессе подготовки политических решений, 5. защита СМИ и прав журналистов при выполнении ими служебных обязанностей)
2. социально-экономические условия (1. развитая рыночная экономика, причем она должна быть основана на добросовестной конкуренции, 2. развитый рынок информационных и коммуникационных услуг 3. экономическая самостоятельность СМИ 4. высокая маркетинговая активность экономических субъектов)
3. культурные и коммуникационные (1. это достаточный уровень образованности и компетентности населения 2. наличие общего языкового пространства 3. наличие и поддержание культурных традиций в области социальных коммуникаций)
4. технологические условия (1. развития СМИ и СМК 2. наличие профессиональных работников обладающих необходимой подготовкой и опытом 3. наличие научной рефлексии PR, традиций)
5. (1. развитая система контроля этического регулирования пиар деятельности 2. профессиональные объединения пиар специалистов их наличие 3. формирование механизмов и путей популяризации профессии повышение ее общественного статуса и авторитета)
12. Модели развития PR (4 модели, предложенные Дж.Грюнигом и Т.Хантом)
1. Агентство по связям с прессой/Паблисити. Главная цель – пропаганда достижений фирмы однонаправленным потоком информации: коммуникатор (адресант) – коммуникант (адресат). Модель распространена впервые А.Т.Барнумом в середине XIX века. В данной модели процесс коммуникации рассматривается как однонаправленный процесс, основная цель которого не слушание, а говорение. Главное – донести информацию до аудитории, а не обратная связь. Данная модель встречается в спорте, театре, при продвижении продукта на рынок. Недостатком является возможность искажения информации, полуправда и неправда.
2. Общественно значимая информация. Это также однонаправленный процесс, но здесь предполагается, что СМИ будут получать и распространять только правдивую информацию, что способствовало бы формированию положительного паблисити. Процесс передачи информации осуществляется не обязательно с целью убедить кого-то. Степень воздействия на аудиторию измеряется количеством вовлеченной в систему коммуникации аудитории. Данная модель широко используется в сфере бизнеса и правительственными некоммерческими организациями.
3. Двусторонняя асимметрия. В данном случае специалисты по связям с общественностью запрашивают информацию от целевых групп и применяют ее для формирования эффективной информационной стратегии. Модель сформировалась в середине ХХ века и основывается на идее двустороннего коммуникационного процесса с использованием методов научного убеждения. Главная задача – обеспечение обратной связи. Усилия в основном направлены на планирование и выбор целевой аудитории. На практике осуществляется в сфере связей с общественностью и широко используется конкурирующими фирмами в борьбе за потребителя.
4. Двусторонняя симметрия. Наиболее популярная модель коммуникации конца ХХ века. Цель – достижение обоюдного взаимопонимания. Данная модель направлена на изучение восприятия аудиторией действий той или иной организации с целью определения степени воздействия и последствий коммуникационного акта. Исследование степени воздействия и уровня обратной связи с аудиторией позволяет определить, насколько эффективна деятельность специалистов в области связей с общественностью. По мнению авторов, данная модель наиболее эффективна.
13. PR и пропаганда.
В современной литературе пропаганда рассматривается как негативный вид коммуникации. Фашистская Германия и Советский тоталитарный режим.
Геббельс (идеолог пропаганды в Германии) писал о пропаганде, что это инструмент политики, средство социального контроля... Переубеждение не входит в задачи пропаганды, ее функция - привлечь сторонников и держать их в подчинении... Задача пропаганды при наличии соответствующих путей заключается в охвате всех видов человеческой деятельности с тем, чтобы изменить среду обитания человека и заставить его принять точку зрения на мир.
Пропаганда (от лат. propaganda - подлежащее распространению) - это особый род социальной деятельности, основной функцией которой является распространение знаний, идей и иной информации в целях формирования определенных взглядов, представлений и эмоциональных состояний, оказывающих влияние на поведение людей.
Пропаганда не всегда ложь и навязывание чуждых интересов. В ней также содержится нравственная информация населению, для мобилизации масс. Пропаганда эффективна во время кризисных ситуаций. Историческая справка: в 1633 году в рамках католической церкви пропаганда как отдельный институт (конгрегация). Пропаганда в то время обозначала садоводство.
PR действует в альтернативной коммуникации, а пропаганда без альтернативной среды. Деятельность по распространению идеологии, определение классов, партий и государств.
Различия. Это самостоятельные формы, которые не пересекаются.
ПРОПАГАНДА | ПИАР |
1. убеждение | 1. понимание |
2. побуждение к действию | 2. согласие |
3. противостояние | 3. конструктивное сотрудничество |
4. дезинформация | 4. представление позитивной информации |
5. двуличие и скрытность | 5. искренность и открытость |
6. побуждение к действию | 6. этика свободы |
- 1. Пиарология как наука о связях с общественностью: предмет, объект науки. Связь пиарологии с другими науками.
- 2. Основные определения pr. Типологизация подходов к определению феномена pr.
- Типологизация определений (включает два направления)
- 6. Современный российский рынок паблик рилейшнз.
- 7. Понятие "общественность" и "целевая группа".
- 9. История становления и развития pr в сша.
- 14. Pr и реклама.
- 15. Pr и маркетинг.
- 16. Pr и журналистика.
- 17. Понятие «новость» в журналистике и в паблик рилейшнз.
- Классификация спец. Мероприятий:
- 21. Информационно-образовательные специальные мероприятия: конференции, семинары, круглые столы, форумы.
- 25. Спонсорство и благотворительность в деятельности pr-специалиста.
- 32. Образно-новостные жанры pr-текстов.
- Имидж и пути его формирования.
- 40. Этические и правовые основы pr-деятельности.