Развитие связной речи в онтогенезе
Речь представляет собой очень сложную психическую деятельность, подразделяющуюся на различные виды и формы. Речь - специфическая человеческая психическая функция, которую можно определить как процесс общения посредством языка. Согласно общим психологическим представлениям речь, как и все высшие психические функции человека, является продуктом длительного культурно - исторического развития. Формируясь у ребенка по мере овладения языком, речь проходит несколько этапов развития, превращаясь в развернутую систему средств общения и опосредования различных психических процессов (Л.С. Выготский [15]).
В качестве двух основных самостоятельных видов современная психология выделяет экспрессивную (которой и посвящена наша работа) и импрессивную речь, которые характеризуются различным психологическим строением.
Экспрессивная речь - или процесс высказывания с помощью языка - начинается с замысла (программы высказывания), затем проходит стадию внутренней речи, обладающей свернутым характером, и, наконец, переходит в стадию развернутого внешнего речевого высказывания (в виде устной речи или письма).
Импрессивная речь - или процесс понимания речевого высказывания (устного или письменного) - начинается с восприятия речевого сообщения (через слух или зрение), затем проходит стадию декодирования сообщения (то есть выделения информативных моментов) и, наконец, завершается формированием во внутренней речи общей смысловой схемы сообщения, ее соотнесением со смысловыми семантическими структурами и включением в определенный смысловой контекст (собственно пониманием) (А.А. Леонтьев [47]).
В целом можно выделить четыре самостоятельных формы речевой деятельности, две из которых относятся к экспрессивной речи, а именно: устная и письменная, а две - к импрессивной - понимание устной речи и понимание письменной речи (чтения). Каждая из перечисленных форм речевой деятельности включает несколько речевых функций. Так, устная речь может быть активной (монологическая или диалогическая речь) или повторной (называние объектов, действий и т.п.). Одновременно идут два процесса: совершенствуется понимание речи взрослого, то есть развивается пассивная, и формируется собственная, активная связная речь ребенка.
Связная монологическая речь является наиболее сложным видом речи. Она формируется в онтогенезе позже, чем диалогическая речь и требует достаточно высокого уровня развития познавательной деятельности ребёнка.
Л.С. Выготский [15] отмечал, что первоначальной функцией речи ребенка является установление контакта с окружающим миром, функция сообщения. Деятельность ребенка раннего возраста осуществляется совместно с взрослым, и в связи с этим общение носит ситуативный характер.
В настоящее время в психологической и психолингвистической литературе [7, 8, 9, 26, 28, 41, 48, 58, 71] подчеркивается, что предпосылки развития связной речи определяются двумя процессами. Одним из этих процессов является неречевая предметная деятельность самого ребенка, т.е. расширение связей с окружающим миром через конкретное, чувственное восприятие мира. Вторым важнейшим фактором развития речи, в том числе и обогащения словаря, выступает речевая деятельность взрослых и их общение с ребенком.
Потребность в общении формируется в жизненной практике взаимодействия ребенка с окружающими людьми. Она возникает в первые два месяца жизни ребенка на основе его первичных органических нужд и потребности в новых впечатлениях. Среди средств общения выделяют экспрессивно-мимические, предметно-действенные и речевые.
Первый год жизни ребенка, когда общение с взрослым осуществляется при помощи экспрессивно-мимических и предметно-действенных средств называют довербальным. В основе всего вербального развития ребенка лежит коммуникативная функция речи. От своевременного появления этой функции зависит, как скоро ребенок овладеет высшими уровнями сознания и произвольности поведения.
Как отмечает Л.Н. Ефименкова [28], овладение связной речью как средством общения проходит три основных этапа.
Первая, самая ранняя, коммуникативная функция. На довербальном этапе ребенок не понимает речи окружающих взрослых, но здесь складываются условия, обеспечивающие овладения связной речью в последующем.
На втором этапе - этапе возникновения речи - ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые слова. Овладение разными способами общения с окружающими осуществляется на этапе развития речевого общения.
Коммуникативная и обобщающая функции речи формируются в тесном единстве. С помощью речи ребенок не только получает новую информацию, но и усваивает ее. Вместе с тем речь является и средством регуляции высших психических функций. Так, включаясь в процесс восприятия, она делает его более обобщенным и дифференциальным; вербализация запоминаемого материала способствует осмысленности запоминания и т.д.
В норме регулирующая функция речи возникает к концу дошкольного возраста и имеет большое значение для перехода ребенка к школьному обучению.
Г.Л. Розенгардт-Пупко [60] выделяет в речевом развитии ребенка всего два этапа: подготовительный (до 2-х лет) и этап самостоятельного оформления речи.
А.Н. Леонтьев [48] устанавливает четыре этапа в становлении речи детей: 1-й - подготовительный до одного года; 2-й - преддошкольный этап овладения языком - до 3-х лет; 3-й - дошкольный - до 7 лет; 4-й - школьный.
А.Н. Гвоздев [18] прослеживает последовательность появления в речи ребенка различных частей речи, словосочетаний, разных видов предложений и на этой основе выделяет ряд периодов: I период - период предложений, состоящих из аморфных слов-корней. II период - освоение грамматической структуры предложения. III период - период освоения морфологической системы языка. Эти периоды охватывают возраст от 1 года 3 месяцев до 7 лет. В схематическом виде эволюцию, с которой совершается усвоение ребенком уровневой организации языка и его знаковых единиц, подробно представлена в работе А.Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи» [18].
Период развития, в течение которого ребенок пользуется только отдельными словами, без объединения их в двухсловное аморфное предложение, называется периодом слова - предложения, или однословного предложения. Однословное предложение - исходный пункт развития детской речи, как в норме, так и при всех видах нарушений и отклонений.
Дальнейшие развитие связной речи идет по пути объединения двух, а затем трех слов. Эти первые словосочетания либо заимствованы целиком из речи окружающих либо являются творчеством ребенка.
Характерной чертой данного периода является то, что ребенок совершенно не способен использовать усвоенное им слово в двух-трех грамматических формах. Слова, употребляемые детьми в первоначальных словесных комбинациях, используются ими в той форме, в какой они были извлечены из речи окружающих, без переструктурирования их в нужную грамматическую форму в связи с конструкцией своего собственного высказывания (А.Н. Гвоздев [18]).
На определенном этапе развития дети начинают замечать технику связи слов в предложении. В их речи появляются первые случаи словоизменения. Если на предшествующем этапе развития все падежные формы у существительных замещались только одной (чаще всего именительного падежа), а все глаголы или фрагменты их имели форму инфинитива или императива, то теперь в зависимости от синтаксической конструкции высказывания ребенок начинает грамматически по-разному оформлять одно и то же слово, например: это кис-а, но дай кис-у. Одна и та же лексическая основа слова начинает оформляться ребенком с помощью разных флексийных элементов. Так, у существительных появляются различные падежные окончания:
- для обозначения объекта действия через окончание - у -;
- для обозначения места действия через окончание - е - (-и -);
- для обозначения лица, к которому направлено движение или действие, через окончания - е -, -и- (фонетически - и);
- для обозначения множества предметов через окончание - ы (в детском произношении почти всегда - и);
- для обозначения части целого через окончание - а и некоторые другие.
По данным А.Н. Гвоздева, вычленение морфологических элементов слов осуществляется в возрасте от 1 года 10 месяцев - 2 лет одномоментно у многих разрядов слов. Однако, общий лексикон невелик: в разряде существительных чуть более 100 слов, в разряде глаголов - 50, а в разряде прилагательных не более 25 слов. [18].
Поразительно быстрое развитие связной речи у маленьких детей многие исследователи объясняют активным ростом словарного запаса. Однако, по мнению Т.Н. Ушаковой [71], «скачок» в развитии связной речи связан с вычленением ребенком морфологическим элементом слов в воспринимаемом им языковом материале и что грамматическое структурирование предложений обеспечивается не столько простым ростом словаря и подражанием образцам речи взрослых, сколько самостоятельным синтезированием в вычлененных значимых языковых единиц.
Возникновение способности самостоятельно правильно по смыслу употреблять целый ряд лексических и грамматических элементов (морфов) слов является крупнейшим переломным моментом в развитии связной речи, обеспечивающим динамичное усвоение синтаксической и морфологической структуры родного языка.
Начальный период этого процесса характеризуется выраженными ограничениями в отношении количества слов, включаемых детьми в одно предложение, и количества используемых грамматических элементов.
В норме вместе с расширением объема предложения до трех слов появляются первые случаи словоизменения, начинает устанавливаться грамматическая связь между словами, устанавливается согласование между подлежащим и сказуемым, развивается подчинение глагола. С момента появления в речи разрядов слов, употребляемых в 2-3 формах, наступает скачок в развитии связной речи. Это выражается в быстром усвоении разных типов предложений, продуктивных форм словоизменения и словообразования, а также в образованьях форм слов по аналогии. (А.Н. Гвоздев [18]).
Как и в норме, так и в патологии, развитие связной речи представляет собой сложный и многообразный процесс. Дети не сразу и не вдруг овладевают лексико-грамматическим строем, слоговой структурой слов, звукопроизношением, словоизменением и т.п. Одни языковые группы усваиваются раньше, другие значительно позже. Поэтому на различных стадиях развития детской речи одни элементы языка оказываются уже усвоенными, а другие еще не усвоенными или усвоенными только частично. Отсюда такое разнообразие нарушений разговорных норм детьми.
В целом, все исследователи детской речи указывают на важность развития связной речи, так как предложение «является основной единицей речи как орудия мышления и общения. Овладение родным языком в основном и протекает в виде усвоения предложений разных типов. Именно в предложениях формируются как отдельные словосочетания, так и отдельные грамматические категории с их внешним морфологическим выражением. Развитие предложения у ребенка и состоит во все большем усложнении предложений в отношении количества включаемых им элементов (слов) и разнообразия взаимоотношений этих элементов между собой» (А.Н. Гвоздев [18, с.85]).
Несмотря на то, что формирование связной речи детьми с общим недоразвитием речи соответствует этапам развития речи детей с нормальным речевым развитием, однако, овладение ею происходит в более поздние сроки, так как в структуре дефекта детей с ОНР особое место занимает специфическое нарушение речи.
- Коррекционная работа по формированию связной речи у дошкольников с онр в процессе игровой деятельности выпускная квалификационная работа (бакалаврская работа)
- Глава 1. Современное состояние проблемы изучения нарушений связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи……………………………………….……………………………………......9
- Глава 2. Система диагностики и логопедической работы по формированию связной монологической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи………….…………………………………………………..40
- Глава 3. Организация и проведение диагностико-коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи по формированию связной монологической речи в процессе игровой деятельности.. …………………...56
- Глава 1. Современное состояние проблемы изучения нарушений связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи
- Развитие связной речи в онтогенезе
- 1.2.Современные лингвистические представления о связной монологической речи
- 1.3. Этиология и симптоматика общего недоразвития речи
- 1.4. Особенности нарушения связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
- Глава 2. Система диагностики и логопедической работы по формированию связной монологической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
- 2.1. Анализ диагностических методик по формированию связной монологической речи у дошкольников с онр
- 2.2. Анализ методик логопедической работы
- 2.3. Условия для формирования связной монологической речи у дошкольников с онр в процессе игровой деятельности
- Глава 3. Организация и проведение диагностико-коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи по формированию связной монологической речи в процессе игровой деятельности
- 3.1. Проведение и анализ результатов диагностики по формированию связной речи у дошкольников с онр в процессе игровой деятельности
- Анализ результатов диагностики
- 3.2. Организация условий и проведение логопедической работы по формированию связной речи в процессе игровой деятельности у детей с общим недоразвитием речи
- Анализ результатов деятельности
- Особенности нарушений связной монологической речи у детей с онр на начальном и заключительном этапе эксперимента
- Сравнительные результаты нарушений связной монологической речи у детей с онр на начальном и заключительном этапе эксперимента