logo
Связная речь детей

Сравнительные результаты нарушений связной монологической речи у детей с онр на начальном и заключительном этапе эксперимента

(сравниваются показатели высокого уровня)

1 задание - Составление фраз по 5 предметным картинкам.

2 задание - Составление предложений по трём предметным картинкам.

3 задание - Пересказ знакомой сказки.

4 задание - Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

5 задание - Составление рассказа на заданную тему.

6 задание - Составление рассказа на основе своих впечатлений.

При выполнении первого задания (составление фраз по 5 предметным картинкам) на заключительном этапе эксперимента 8 дошкольников с общим недоразвитием речи дали по всем картинкам фразовые ответы, адекватно передающие изображённое действие. Анализ фраз показал, что у них преобладают ответы в виде полных распространённых предложений. У остальных дошкольников с ОНР (2 человека) еще отмечались недостатки в построении фраз-ответов, которые выражались в нарушении нормативного порядка слов и наличии аграмматизмов во фразах. Дети достаточно успешно справились с предложенными заданиями.

У многих детей с ОНР на начало эксперимента отмечались существенные затруднения при составлении фраз-высказываний по наглядно изображённому действию. Наибольшие трудности вызывало составление фразы по трём взаимосвязанным предметным картинкам, когда перед ребёнком стояла задача определения адекватного содержания фразы путём установления логической связи между изображёнными предметами. Семь детей из десяти испытуемых нуждались в помощи логопеда. Фразу, не адекватную предъявленным картинкам составили 2 ребенка. Интерес к заданию отсутствовал у всех детей. При повторном выполнении этого задания 9 дошкольников справились с заданием полностью, предложение было составлено грамотно, в составленном предложении наблюдалась последовательность. Один ребенок справился с заданием с помощью наводящего вопроса. Последовательность в предложении не была нарушена, наблюдались лишь незначительные аграмматизмы. В целом все испытуемые дети с интересом и уверенностью выполнили задание. У всех детей наблюдалась активность и инициативность во время выполнения задания.

Анализ результатов констатирующего эксперимента указывает на трудности программирования содержания высказываний, что проявлялось в неспособности детей к самостоятельному составлению высказываний по наглядной опоре, в неумении устанавливать или актуализировать в речи предикативные (субъектно-объектные) отношения, в пропусках смысловых звеньев фразы. Наряду с этим отмечались трудности в лексико-грамматическом оформлении высказываний (лексических ошибках, нарушении грамматической структуры - пропусках глаголов- предикатов, ошибках при образовании глагольных форм; нарушении нормативного порядка слов и другие).

На начало эксперимента при составлении различных видов рассказа для большей части детей с ОНР были характерны нарушения связности изложения, смысловые пропуски, схематичность, фрагментарность. Детям с ОНР при составлении рассказа в большинстве случаев требовалась помощь, в отличие от результатов контрольного эксперимента. Средние показатели объёма рассказов на начало исследования были в 2-4 раза ниже, чем на заключительном этапе.

В начале эксперимента у большинства детей с ОНР возникали затруднения в адекватной и полной передаче содержания знакомой сказки, особенно в воспроизведении последовательности событий. При рассказывании по серии сюжетных картинок, наибольшие трудности отмечались в установлении связи между картинками, в объединении отдельных фрагментов в целое связное сообщение. Характерным для речевых высказываний детей с ОНР было сужение поля восприятия картинок, пропуск эпизодов, отражающих действия персонажей, что может быть связано как с недостаточностью процессов восприятия, так и с трудностями в установлении предикативных субъектно-объектных отношений. У ряда детей с ОНР отсутствовало обобщение наглядной ситуации, и рассказ сводился к простому называнию отдельных действий. При повторном выполнении этого задания 8 дошкольников с ОНР выполнили задание самостоятельно. Речь была эмоционально выразительной, нарушение последовательности текста не наблюдалось. Двое детей имели трудности только с начинанием сказки. При этом последовательность рассказа не нарушалась. Речь была эмоционально выразительной. Дети активно проявили себя при выполнении задания. Наблюдалась уверенность в себе при пересказе.

При выполнении четвертого задания (составление рассказа по серии сюжетных картинок) в начале эксперимента у детей с ОНР наблюдались большие паузы, логической связи между предложениями не наблюдалось. У детей был бедный словарный запас. Все 10 детей составили рассказ с помощью наводящих вопросов логопеда. Логическая связь между предложениями была нарушена. Речь была эмоционально не выразительной и монотонной. Трое дошкольников выполнили задание с начала до конца только с помощью логопеда. У детей наблюдалась неуверенность в себе при выполнении задания, интерес к заданию отсутствовал. На заключительном этапе эксперимента наблюдалась динамика в правильности выполнения задания. Восемь детей выполнили задание без помощи логопеда. Наблюдалась логическая связь между предложениями, не было пауз при рассказывании. Словарный запас детей был значительно обогащен. Двое детей выполнили задание с помощью наводящего вопроса. Не было нарушений логической связи между предложениями. У всех детей наблюдалась активность при выполнении задания. Был интерес к заданию.

Наибольшие трудности у всех детей с ОНР возникали при составлении рассказов с элементами творчества. Большая часть детей экспериментальной группы выполняла задания на низком уровне. Отмечались выраженные трудности как в определении (или развитии) сюжета, так и в реализации собственного замысла в форме связного последовательного сообщения. Отмечаемые в рассказах детей с ОНР нарушения логической последовательности изложения, незавершенность фактов, длительные паузы на границах фраз, отсутствие самостоятельности при выполнении заданий свидетельствовали о значительных трудностях в программировании содержания развернутых монологических высказываний. При повторной диагностике заметны явные улучшения в данном задании. Семь дошкольников справились с заданием самостоятельно. Речь была связной, грубых нарушений не наблюдалось. Трое дошкольников выполнили задание с помощью логопеда. При выполнении этих заданий дети проявили большую активность. У детей наблюдалась уверенность в себе, а также отсутствовал комплекс неполноценности из-за речевого дефекта.

Сравнительный анализ результатов деятельности представлен на диаграмме 1. На диаграмме видно, как изменилась речь детей с ОНР после проведенной коррекционной работы. Дети с ОНР на заключительном этапе практически достигли результатов детей с нормальным речевым развитием на констатирующем этапе.

Таким образом, можно сделать вывод, что работа по формированию связной монологической речи у дошкольников с ОНР III уровня, проведенная в процессе эксперимента, оказалась эффективной и важной для речевого развития. Эта работа является методической разработкой дифференцированной системы поэтапного формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста данной категории.

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 3

1. Основной целью экспериментального исследования являлось определение специфических особенностей и степени выраженности отклонений в развитии связной монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи, а также разработка методических рекомендаций к логопедической работе по коррекции выявленных нарушений. Для достижения данной цели был проведена диагностика, в которой принимали участие дошкольники 6-6,5 лет с ОНР и нормальным речевым развитием.

2. Методика диагностики была направлена на изучение состояния связной монологической речи. Были использованы задания на исследование следующих особенностей в овладении навыками связной монологической речи: 1) составление фраз по картинкам; 2) составление предложений по картинкам; 3) пересказ знакомой сказки; 4) составление рассказа по серии сюжетных картинок; 5) составление рассказа на заданную тему; 6) составление рассказа на основе своих впечатлений.

3. Сравнительные экспериментальные данные с помощью серии заданий показали, что у детей с ОНР 3-его уровня количественные и качественные показатели выполнения заданий значительно ниже, чем у детей с нормальной речью по всем заданиям. В результате экспериментальной работы в зависимости от степени сформированности связной монологической речи были определены три группы детей: со средним, низким и очень низким качеством выполнения различных видов заданий, что обусловлено структурой и глубиной дефекта.

4. Опираясь на данные о специфике проявления связной монологической речи детей с нарушениями речи, полученных в констатирующем эксперименте, нами была разработана система коррекционной работы, направленной на развитие связной монологической речи. Работа по формированию связной монологической речи проводилась в 4 этапа. Для того, чтобы оживить, сделать интересным и увлекательным занятия по обучению связной речи мы использовали специальный раздаточный материал.

5. Результаты обучения выявили положительную динамику развития связной речи. У детей экспериментальной группы был существенно повышен уровень сформированности связной монологической речи. Сравнительные данные указывают на то, что многие дети с общим недоразвитием речи достаточно хорошо справлялись с составлением фраз по картинкам с изображением простых действий. У детей контрольной группы были даны ответы в виде грамматически правильно построенной фразы, адекватной по смыслу и содержанию предложенных заданий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Связная речь – одно из сложных явлений в речевом развитии ребенка. Несформированность связной речи отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности, ограничивает коммуникативные потребности, препятствует овладению знаниями. Поэтому основной задачей обучения детей в дошкольном учреждении является овладение умениям и навыкам связной речи. Особое внимание при этом нужно уделять детям с речевыми нарушениями с целью их дальнейшего успешного обучения в школе.

История отечественной логопедии характеризуется непрерывными поисками новых эффективных путей обучения детей с общим недоразвитием речи связной монологической речи. Анализ методической и специальной литературы по проблеме исследования показал, что существует довольно большое разнообразие методических разработок по формированию связных высказываний у детей с нормальным речевым развитием, начиная с фразы и заканчивая творческим рассказом, но для детей с общим недоразвитием речи таких исследований недостаточно. Изучение литературы побудило нас к более детальному изучению состояния связной монологической речи детей с ОНР.

С помощью диагностических методик нам удалось выявить характерные особенности связной монологической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи, а также разработать методические рекомендации к логопедической работе по коррекции выявленных нарушений. Методика исследования включала серию последовательных заданий, которые позволили выявить возможности детей с общим недоразвитием речи в использовании различных видов связных высказываний - от единичной фразы до составления творческих рассказов.

Анализ результатов проведенного исследования позволил сделать вывод о том, что дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи значительно отстают в овладении навыками связной монологической речи от нормально развивающихся детей. У испытуемых с ОНР отмечались: недостаточный объем составляемых рассказов; трудности использования языковых средств при оформлении и самостоятельных высказываний; смысловое несоответствие высказываний поставленной задаче; низкий уровень самостоятельности при выполнении заданий; нарушение связности, логики построения и последовательности изложения высказываний.

У детей с общим недоразвитием речи были выявлены трудности не только языкового оформления, но и смыслового программирования высказываний. На уровне предложений указанные недостатки проявлялись при выборе темы высказываний, в неумении устанавливать предикативные отношения, в пропусках значимых смысловых звеньев фразы. Для развернутых высказываний были характерны смысловые пропуски, неверное использование межфразовых пауз, незавершенность фрагментов, ошибки при передаче причинно-следственных отношений, трудности в определении замысла рассказа; у дошкольников с ОНР отмечалось нарушение лексико-грамматического оформления высказываний, а также синтаксической связи между предложениями и фрагментами рассказа.

Отсутствие самостоятельности в составлении рассказов, нарушения логической последовательности изложения, смысловые пропуски, незавершенность фрагментов-микротем, длительные паузы на границах фраз или их частей (не несущие смысловой нагрузки) у детей с ОНР свидетельствуют о трудностях в программировании содержания развернутых монологических высказываний.

Таким образом, по результатам экспериментального исследования у большей части детей с общим недоразвитием речи были выявлены грубые нарушения монологической речи, которые проявлялись уже при построении отдельных фраз-высказываний (на наглядной опоре), как в смысловом программировании, так и в грамматическом оформлении. Навыки самостоятельного рассказывания были у них не сформированы; при выполнении каждого задания требовалась значительная помощь экспериментатора. Отмечались значительные трудности в смысловом построении высказываний, выраженные нарушения связности повествования. Большая часть заданий на составление рассказов была ими выполнена на низком и крайне низком уровне. Выполнение заданий с элементами творчества было практически недоступным. Для высказываний детей данной группы характерны: крайняя бедность и однообразие используемых языковых средств, грубые аграмматизмы.

Характер и уровень сформированности связной речи у дошкольников с ОНР позволил нам обосновать, разработать и апробировать методические рекомендации к коррекционно-логопедической работе по устранению выявленных нарушений на основе игр и игровых упражнений, так как игра является ведущим видом деятельности ребенка, а использование словесных и дидактических игр значительно повышает уровень формирования связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Заключительный этап эксперимента показал, что данная методическая разработка оказалась эффективной в работе по формированию связной монологической речи у дошкольников с ОНР, так как показатели овладения связной речью дошкольниками с ОНР стали близки к показателям детей с нормальным речевым развитием.

Нами был сделан вывод о том, что для успешного целенаправленного воздействия при формировании навыка и умения связного говорения для всех детей с ОНР необходимо: работу по развитию связной речи проводить планомерно и системно; учитывать степень нарушения речевого и психического развития; учитывать возрастные особенности физического и психического развития, интеллектуальные способности и возможности детей; развивать и обогащать словарь детей, его лексико-грамматическое оформление; обучать установлению причинно-следственных отношений в предложении, в тексте; ввести в процесс обучения правила смысловой и лексико-синтаксической организации текстов, применяя при этом различные методы и приемы; осуществлять при составлении рассказов опору на наглядно-графический план, что повышает качество речи детей с ОНР, активизирует речемыслительную деятельность. Кроме этого, обучение всех детей с ОНР навыкам монологической речи должно осуществляться поэтапно: умственное действие сначала формируется во внешнем плане, затем – в речевом плане, далее логопедическое воздействие осуществляется в умственном плане, то есть мыслительные действия выполняются про себя.

В связи с тем, что количество детей с нарушениями речи увеличивается с каждым годом, проведенное исследование является актуальным и важным не только для МДОУ «Детский сад комбинированного вида №31», но и для многих других дошкольных учреждений. Разработанная система методических рекомендаций по формированию связной речи у дошкольников с ОНР позволит провести целенаправленную и систематическую коррекционную работу, по окончанию которой у детей будут сформированы полноценные представления об основных элементах, лежащих в основе построения связного сообщения (адекватность содержания, последовательность, отражение причинно-следственной взаимосвязи событий и др.), соответствующие грамматические обобщения и практическое усвоение лексических и грамматических компонентов высказывания, различных типов синтаксических конструкций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Академия, 2000.

  2. Андреев Н.Д. Теория и практика лингвистического описания. - Горький, 1968.

  3. Антипова Ж.В. Коррекционно-логопедическая работа с детьми младшего дошкольного возраста в условиях диагностических групп // Практическая психология и логопедия. -2005. -№4.

  4. Ахманова О.О. Словарь лингвистических терминов. - М.: Советская энциклопедия, 1966.

  5. Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Методическое пособие Изд. 2-е, испр., доп. Айрис-Пресс, АЙРИС дидактика, 2007. –(Библиотека логопеда-практика).

  6. Балаева В.И. Модельное обучение речевым навыкам старших дошкольников с задержкой речи. // Нарушение речи и голоса детей. / Под редакцией С.С. Ляпидевского и С.Н. Шаховской. - М.,1975.

  7. Баринова Е.А. Основы методики развития связной речи. - Л., 1971.

  8. Баринова Е.А. Лингвистические основы методики развития связной речи. // Развитие речи учащихся: Учёные записки - ЛГПИ им. Герцена-Лениздат, 1971.

  9. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 1981.

  10. Валюмс Н.П., Мурашковска И.Н. Картинка без запинки (методика рассказа по картинке на уроках чтения с использованием элементов ТРИЗ). – СПб., 1996.

  11. Виноградов В.В. Русский язык: (Грамматическое учение о слове). - М., 1972.

  12. Волосовец Т.В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

  13. Воробьева В.К. Особенности связной речи школьников с моторной алалией. Нарушение речи и голоса у детей. / Под ред. С.С. Ляпидевского и С.Н. Шаховской. - М.: Просвещение, 1975.

  14. Воробьева В.К. Обучение детей с ТНР первоначальному навыку описательно-повествовательной речи. // Дефектология. №4. 1990.

  15. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования» - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.

  16. Гальперин П.Я. Умственные действия как основа формирования мысли и образа. // Вопросы психологии. 1957. №6

  17. Гаркуша Н.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. –М.: Секачев, 2000.

  18. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: АПН РСФСР, 1961.

  19. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада (пособие для воспитателей). - М.: Просвещение, 2003.

  20. Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию. // Дефектология. №2, 4. 1994.

  21. Глухов В.П. Исследование состояния связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР. // Дефектология. №6. 1988.

  22. Глухов В.П. О формировании связной описательной речи у старших дошкольников с ОНР. // Дефектология. №6. 1990.

  23. Глухов В.П. Формирование связной монологической речи у детей с ОНР при обучении их пересказу. // Дефектология. №1. 1989.

  24. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - М.: Аркти, 2004.

  25. Горюнова Т.П., Минашина В.С., Сереброва Н.И. Работа над грамматическим строем речи у детей с разным уровнем речевого развития. // Нарушение речи у дошкольников. / Сост. Р.А. Белова-Давид. - М., 1972.

  26. Гриншпун Б.М., Селиверстов Д.И. Развитие коммуникативных умений и навыков у дошкольников в процессе логоработы над связной речью. // Дефектология. 1988. №3

  27. Домородская З.А. Особенности описаний детей шести лет. Характеристика связной речи детей 6-7 лет. / Под. ред. Т.А. Ладыженской. - М.: НИИ АПН СССР, 1979.

  28. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М.: Просвещение, 1981.

  29. Жаренкова Г.И. Понимание грамматических отношений детьми с общим недоразвитием речи. // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи. - М, 1961.

  30. Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М.: Изд-во АПН СССР, 1958.

  31. Жукова Н.С. Процессы системного усвоения родного языка при нарушенном и нормальном развитии детской речи. Автореф. дис. - М., 1975.

  32. Жукова П.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление ОНР у дошкольников. 2-е издание - М.: Просвещение, 1990.

  33. Жуковская Р.И., Пеньевская Л.А. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста / сост. Жуковская Р.И., Пеньевская Л.А. - 5-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1983.

  34. Запорожец А.В. Психологическое изучение развития моторики ребенка-дошкольника. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста./ Под ред. А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца. М., 1995.

  35. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. - М.: Просвещение, 1985.

  36. Колповская И.К. Педагогическое наблюдение за детьми с тяжёлыми нарушениями речи. Методы обследования нарушений речи у детей. - М.: Изд-во АПН СССР, 1982.

  37. Корицкая Е.П., Шишкович Т.А. Формирование развернутой описательно-повествовательной речи у детей с III уровнем ОНР. // Нарушение речи у дошкольников. Сост. Р.А. Белова-Давид. - М., 2006.

  38. Костомаров В.Г. Наш язык в действии. Очерки современной русской стилистики. М.: Гардарики, 2005.

  39. Кузнецова А.Б., Сидорчук Т.А. Технология составления творческих текстов по картинке. (Пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений). – Челябинск, 2000.

  40. Кутепова Е.Н. Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Издательство: Мозаика-Синтез, 2011.

  41. Ладыженская Т.А. Связная речь (методика развития речи на уроках русского языка). - М.: Просвещение, 1980.

  42. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. - СПб.: Союз, 2001.

  43. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. - СПб.: Союз, 1999.

  44. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: Владос, 2001.

  45. Лаптева О.А. Русский разговорный синтаксис. – ЛКИ, 2008.

  46. Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей. - М.: АПН РСФСР, 1958.

  47. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. - М.: Наука, 1969.

  48. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Просвещение, 1969.

  49. Линченко Н. Новые краски «Радуги». Альбом картинок с заданиями по развитию речи. // Дошкольное воспитание. №16-17, 2003.

  50. Мастюкова Б.М. Основы психоневрологического понимания общего недоразвития речи. // Обучение и воспитание детей группы риска. - М.: Институт практической психологии, 1996.

  51. Маркова Т.А., Лодкина Т.В. Семейные традиции.// Северо-запад России: педагогические исследования молодых ученых: Материалы региональной научной конференции «Педагогическое терминоведение» 20 апреля 2007г./ Под ред. Козловой А.Г., Лодкиной Т.В. Вып.4, СПб., 2007.

  52. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре – М.: Просвещение, 1982.

  53. Мурашковска И.Н., Валюмс Н.П. Картинка без запинки. - СПб.: ТРИЗ - ШАНС, 1995.

  54. Нечаева О.А. Функциональные-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). - Улан-Удэ: Бурятинское книжное издательство, 1974.

  55. Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1968.

  56. Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду. – М., 2000.

  57. Развитие речи детей. Пособие для воспитателей детского сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1984.

  58. Речь речь, речь. / Под ред. Т.А. Ладыженской. - М.: Педагогика, 1990.

  59. Реуцкая Н.А. Театрализованные игры в детском саду как средство оптимизации личностного развития / Н.А. Реуцкая, Е.Н. Крылова, С.А. Мефодьева // Образование в современной школе. – 2007.

  60. Розенгардт-Пупко Г.Л. Формирование речи у детей раннего возраста. – М., 1963.

  61. Рубинштейн С.Л. К психологии речи (психология речи: ученые записки ЛГПИ им. А.И.Герцена). – Л., 1941 г., т.35.

  62. Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи: Учебное пособие для вузов. - М.: Академия, 2003.

  63. Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине. - Ульяновск: УлГТУ, 1997.

  64. Соловьева Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с ОНР. / Дефектология. 1996. №1.

  65. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Нарушения речи у детей. - М., 1985.

  66. Табаченко Т.С., Фомина Е.П. Характеристика уровней речевого развития у детей с ОНР. // Логопедический бюллетень: Сб. науч. ст. / Сост. Л.И. Прокопьева. - М., 1999. №1.

  67. Тамбовцева А.Г. Формирование грамматического строя речи. // Развитие речи детей дошкольного возраста. - М., 1984.

  68. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. - М.: Просвещение, 1970.

  69. Тихеева Е.А. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1981.

  70. Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов. // Дошкольное воспитание. 1990. №1.

  71. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду. // Дошкольное воспитание. 1984. №11.

  72. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. - М.: Просвещение, 1987.

  73. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. - М.: Альфа, 1993, Ч.1.

  74. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. – М.: Гном-Пресс, 2000.

  75. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Изучение детей с ОНР в специальном детском саду. // Дефектология. 1985. №6.

  76. Худенко Е.Д., Шаховская С.Н., Ткаченко Г.А. Планы-конспекты логопедических занятий по формированию связной устной речи у детей. III период обучения. - М.: Руссико, 1995.

  77. Шаховская С.Н., Шостак Б.И. Обследование детей с нарушениями речи в условиях медико-педагогических комиссий // Речевые расстройства у детей и методы их устранения: сб. научных трудов. –М.: МГПИ, 1978.

  78. Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. - М.: Госуд. учебно-педагогич. изд-во, МП РСФСР, 1957.

  79. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте – М.: АПН, 1958.

  80. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Как помочь детям с недостатками речевого развития. - М.: АРКТИ, 1999.