2.2. Анализ методик логопедической работы
Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми с общим речевым недоразвитием. Отмечаемое у детей системное речевое недоразвитие, как правило, в сочетании с отставанием в развитии ряда психических функций требует особого подхода к выбору методов и приёмов формирования навыков самостоятельных связных высказываний.
По методике А.В. Ястребовой дети учатся строить предложения по законам грамматики, от простого предложения к сложному, учитывая при этом связи слов в предложении и связи частей (в сложных предложениях). По мере усвоения детьми предложений сложных синтаксических конструкций логопед стимулирует использование их устной речи, способствуя формированию и совершенствованию связной речи, основной задачей которой является – «овладение словарным и фразеологическим богатством языка, грамматическим строем, нормами языка и речи в целом» [80, с.49].
Развитие монологической речи в методике Р.И. Лалаевой проводится в двух направлениях: развитие смыслового программирования текста; овладение языковыми средствами оформления связного текста.
С целью формирования навыка смыслового программирования текста Р.И. Лалаева [44] предлагает следующие виды работ:
1) сравнение двух схожих сюжетных картин, на одной из которых отсутствует ряд предметов;
2) работа с сюжетными и предметными картинками, которая предполагает: а) подбор к сюжетной картинке соответствующих предметных изображений; б) определение лишней предметной картинки; в) к каждому фрагменту на сюжетной картине подобрать соответствующую пару из предметных картинок;
3) работа с серией сложных картинок, которая предполагает расположение правильной последовательности картинок, их замен, перестановок, дополнений;
4) работа с текстом. Здесь проводится параллельная работа над содержанием и формой текста.
Система логопедической работы по формированию связной монологической речи должна предусматривать постепенное увеличение самостоятельности, поэтому, считает Р.И. Лалаева, развитие связной речи проводится в следующей последовательности:
а) пересказ с опорой на серию сложных картинок;
б) пересказ по сложной картинке;
в) пересказ без опоры на картинку;
г) рассказ по серии сложных картинок;
д) рассказ по сложной картинке;
е) самостоятельный рассказ [44].
С методикой обучения детей связной речи Р.И. Лалаевой перекликается и методика, предложенная В.К. Воробьевой [14], которая считает, что сформированы умения и навыки связной монологической речи будут тогда, когда дети научатся правилам строения связного высказывания, опираясь на текст, рассказ.
В работе над серией картин сюжетной картиной повествовательного характера используется практический метод связного говорения. Практический метод рассчитан на интуитивное, т.е. как получится, усвоение структуры рассказа. При данном виде работы большая роль отводится мотивационной деятельности ребенка. С этой целью проводятся игры на установление правильного расположения серии картинок, объединенных единой темой [14].
Вот фрагменты вариантов:
- отобрать из предложенных только те, которые относятся непосредственно к прочитанному рассказу, расположить их в порядке сюжета;
- расположить эти картинки (по памяти) уже без прочтения ранее прочитанного рассказа;
- найти ошибку логопеда в расположении картинок;
- расположить картинки в соответствии с опорными словами или словосочетаниями, которые задает логопед. В качестве опорных слов- глагольные словосочетания, наименование предметов;
- найди «пропавшую картинку» (метод восстановления недостающего звена);
- найди лишнюю картинку, а остальные расположи по порядку;
- самостоятельно расположи картинки серии в последовательности рассказа, составь рассказ.
Т.Б. Филичева называет основной задачей логопедического воздействия на детей с общим недоразвитием речи - научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет важное значение для обучения в школе, общения со взрослыми и детьми, формирования личностных качеств. Работа по развитию связной речи ведется по следующим направлениям: обогащение словарного запаса; обучение составлению пересказа и придумыванию рассказов; разучивание стихотворений; отгадывание загадок.
По нашему мнению более эффективной методикой в работе по формированию связной монологической речи у дошкольников с ОНР в процессе игровой деятельности, является методика В.П. Глухова [20-24]. Данная методика также послужила основой для методической разработки дифференцированной системы поэтапного формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста данной категории. Кроме этого была использована дополнительная литература: Н.П. Валюмс [10]; А.Б. Кузнецова [39]; Н. Линченко [49]; И.Н. Мурашковска [53]; Т.А. Сидорчук; Г.А. Ткаченко [76]; Е.Д. Худенко [76]; С.Н. Шаховская [77]. По данной методике коррекционное обучение проходит в 4-х основных этапах и учитывает особенности состояния связной речи у детей с общим недоразвитием речи.
-
Первый этап логопедической работы - обучение детей навыкам составления связного описания предметов. Цель этого этапа – достижение уровня речевого и языкового развития, необходимого для составления разных видов развёрнутых высказываний.
-
Второй этап логопедической работы – формирование навыков составления связного (сюжетного) рассказа. В задачи II этапа логопедической работы входят:
- овладение детьми навыком построения связного последовательного сообщения с опорой на текстовый или наглядный материал (обучение пересказу простого по структуре текста, рассказывание по картинам и серии картин);
- формирование у детей первоначального навыка планирования содержания собственных высказываний на уровне отдельного фрагмента и целого текста;
- практическое усвоение морфолого - синтаксических средств построения высказываний, развитие фразовой речи, расширение словарного запаса;
- воспитание у детей слухового и зрительного контроля над смысловым построением высказывания.
-
Третий этап логопедической работы - этап закрепления и развития навыков рассказывания. На III этапе логопедической работы решаются такие задачи, как:
- закрепление у детей навыков построения связного последовательного сообщения, усвоенных на предыдущих этапах работы;
- формирование навыков составления пересказа без опоры на наглядный материал;
- формирование навыков планирования самостоятельных развернутых высказываний;
- обучение детей рассказыванию с элементами творчества.
- формирование различных сторон связной монологической речи детей на основе достигнутого уровня овладения языковыми средствами.
-
Четвертый этап логопедической работы - формирование навыков творческого рассказывания. В задачи этого этапа входит:
- закрепление навыков самостоятельного пересказа и рассказывания по картине;
- обучение детей составлению рассказов с элементами творчества;
- формирование связной монологической речи детей в процессе занятий по предметно-практической деятельности.
Таким образом, в ходе целенаправленного обучения дошкольники с ОНР овладевают языковыми средствами, необходимыми для дальнейшего обучения в школе.
- Коррекционная работа по формированию связной речи у дошкольников с онр в процессе игровой деятельности выпускная квалификационная работа (бакалаврская работа)
- Глава 1. Современное состояние проблемы изучения нарушений связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи……………………………………….……………………………………......9
- Глава 2. Система диагностики и логопедической работы по формированию связной монологической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи………….…………………………………………………..40
- Глава 3. Организация и проведение диагностико-коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи по формированию связной монологической речи в процессе игровой деятельности.. …………………...56
- Глава 1. Современное состояние проблемы изучения нарушений связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи
- Развитие связной речи в онтогенезе
- 1.2.Современные лингвистические представления о связной монологической речи
- 1.3. Этиология и симптоматика общего недоразвития речи
- 1.4. Особенности нарушения связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
- Глава 2. Система диагностики и логопедической работы по формированию связной монологической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
- 2.1. Анализ диагностических методик по формированию связной монологической речи у дошкольников с онр
- 2.2. Анализ методик логопедической работы
- 2.3. Условия для формирования связной монологической речи у дошкольников с онр в процессе игровой деятельности
- Глава 3. Организация и проведение диагностико-коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи по формированию связной монологической речи в процессе игровой деятельности
- 3.1. Проведение и анализ результатов диагностики по формированию связной речи у дошкольников с онр в процессе игровой деятельности
- Анализ результатов диагностики
- 3.2. Организация условий и проведение логопедической работы по формированию связной речи в процессе игровой деятельности у детей с общим недоразвитием речи
- Анализ результатов деятельности
- Особенности нарушений связной монологической речи у детей с онр на начальном и заключительном этапе эксперимента
- Сравнительные результаты нарушений связной монологической речи у детей с онр на начальном и заключительном этапе эксперимента