logo
Связная речь детей

Анализ результатов деятельности

По окончании эксперимента была проведена повторная диагностика по исследованию состояния связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи. Результаты выполнения заданий на составление различных видов рассказа оценивались по количественным и качественным критериям: объёму рассказа, степени самостоятельности при его составлении, связности, последовательности, полноте изложения, смысловому соответствию исходному материалу (тексту, наглядно изображённому сюжету) и поставленной речевой и творческой задаче, а также особенностям фразовой речи (объёму и структуре фраз, степени выраженности морфолого-синтаксических нарушений). Сравнительные экспериментальные исследования с помощью серии заданий показали, что у детей с ОНР III уровня количественные и качественные показатели выполнения заданий на начало эксперимента значительно ниже, чем показатели повторной диагностики (таблица 8).

Сравнительные исследования показали, что к концу эксперимента дети с ОНР большую часть заданий по различным видам рассказа выполнили на высоком и выше среднего уровнях. Они проявили больше самостоятельности при выполнении различных видов заданий, лишь у нескольких дошкольников отмечены не резко выраженные нарушения связности изложения, отдельные смысловые пропуски и несоответствия, недостатки в языковом оформлении сообщений, лексические затруднения, ошибки в построении фраз, искажение синтаксической связи между ними и др., препятствующие полноценной реализации замысла. В отличие от результатов констатирующего эксперимента, более выраженные недостатки в построении монологических высказываний проявлялись у детей с ОНР при проведении повторной диагностики лишь избирательно, и только в отдельных видах заданий (пересказе, составлении рассказа на основе собственных впечатлений). Наибольшие трудности возникали у детей при составлении самостоятельных рассказов по сюжету любимого мультфильма.

Таблица 8