logo
Связная речь детей

1.2.Современные лингвистические представления о связной монологической речи

Проблемой развития связной речи занимались педагоги, психологи, лингвисты (Т.А. Ладыженская [41], А.А. Леонтьев [47, 48], О.А. Нечаева [54], С.Л. Рубинштейн [61], А.В. Текучев [68], Л.В. Щерба [78] и др.).

Развитие связной речи ребенка дошкольного возраста осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на занятиях.

По определению О.С. Ахмановой, связная речь – «это отрезок речи, обладающий значительной протяженностью и расчленяющийся на более или менее значительные самостоятельные части» [4, с.221].

С.Л. Рубинштейн отмечает, что «связная речь - это такая речь, которая может быть вполне понята на основе ее собственного предметного содержания. Для того чтобы ее понять, нет необходимости специально учитывать ту связную интонацию, в которой она произносится» [61, с.67].

«... Связность и последовательность высказывания во многом определяется его логико-смысловой организацией. Она включает в себя предметно-смысловую организацию высказывания (отражение действительности и их связей) и логическую организацию сообщения, отражения хода самих мыслей» (А.А. Леонтьев [47, с.9]).

Наиболее полное определение «связной речи», дано, по нашему мнению, в работах Е.А. Бариновой [7] и А.В. Текучева [68].

Так А.В. Текучев под связной речью понимает любую единицу речи, составные языковые компоненты которой (слова знаменательные и служебные, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое смысловое и структурное целое. В этом отношении, отмечает далее автор, «...и каждое самостоятельное отдельное предложение может рассматриваться как одна из разновидностей связной речи» [68, с. 313].

Е.А. Баринова [7] определяет связную речь как совокупность тематически объединенных отрезков речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой смысловое и структурное целое.

Связная речь может быть устной и письменной. Но применительно к дошкольникам мы будем рассматривать только устную связную речь.

Устная связная речь относится к речи внешней, звучащей и произносимой, являющейся средством общения людей друг с другом. Разные исследователи, выделяя ведущие признаки устной речи, называют ее «звучащая», «слышимая», «произносимая». Ученые Н.Д. Андреев [2], В. Г. Костомаров [38], О.А. Лаптева [45] называют ее «говоримая». Они считают, что основным признаком устной речи является наличие словесной импровизации и что «...порождаемые ею тексты создаются непосредственно в процессе говорения» [2, с.6].

Е.А. Баринова [7] и Т.А. Ладыженская [41], в своих исследованиях обращают внимание на качественную сторону устной связной речи. Ими выделяется несколько качеств: выразительность, логичность, содержательность. Выразительность определяется данными учеными как умение отобрать такие средства, которые помогли бы говорящему эмоционально передать свои мысли, обеспечили бы воздействие их на слушателей и вызвали бы интерес и внимание к излагаемому. К таким средствам относятся: повышение и понижение голоса, изменения его силы, темпа, тембра, выделение из речевого потока отдельных слов и выражений. Логичность речи, по мнению ученых, предполагает четкое построение высказывания, наличие в нем тезисов, доказательной части и вывода, соблюдение хронологической последовательности изложения мыслей, их взаимозависимость и взаимообусловленность, непротиворечивость фактов и обоснованность выводов. Содержательность речи предполагает наличие определенного опыта у говорящего, знание им фактического материала для полного и глубокого раскрытия темы и основной мысли своего высказывания.

По мнению А.А. Леонтьева огромное значение имеет разграничение диалогической и монологической речи. «В противоположность диалогической речи, устная монологическая является относительно развернутым видом речи» [47, ст. 253].

Диалогическая речь, по определению Н.Д. Андреева [2], является более доступной формой речи. Она протекает как речевой акт, совместно выполняемый двумя или несколькими лицами. В процессе диалога происходит сравнительно быстрый обмен репликами, обуславливающими одна другую. В их построении нет никакой предумышленной связанности, они кратки и просты по форме, для достижения взаимодействия между партнерами в диалоге не маловажную роль играют жесты, выражения лица, интонация.

Монологическая речь - это контекстная или развернутая речь, предназначенная для продолжительного и целенаправленного влияния на слушателей. Лингвисты В.В. Виноградов [11], О.А. Нечаева [54], Л.Б. Щерба [78] и др. выделяют такие свойства монологической речи: связность, логическую последовательность и полноту изложения мысли и фактов, их композиционную законченность, обусловленность содержания ориентацией на реакцию слушателей, ограниченное использование дополнительных неязыковых средств передачи информации. Л.Б. Щерба отмечает, что «в устном монологе момент «поддержанности» речи ослабляется; здесь речь представляет собой не просто ответ на поставленный вопрос, а развернутое изложение мыслей по плану, где говорящий программирует не только каждое отдельное высказывание, но и всю свою речь, весь «монолог» как целое. Следовательно, важнейшей особенностью монологической речи является ее программированность» [78, с.167].

Устная монологическая речь (рассказ, доклад, выступление на собрании) в значительной мере сближается с развернутой письменной речью.

При обучении детей дошкольного возраста связной монологической речи используются три основных функционально-смысловых типа речи: описание, повествование, рассуждение. Могут встречаться и смешанные формы, т.к. нельзя требовать от дошкольников чистого описания, рассуждения или повествования.

При обучении детей связной монологической речи используются три основных функционально-смысловых типа речи: описание, повествование, рассуждение (О.А. Нечаева [54]). Могут встречаться и смешанные формы, т.к. нельзя требовать от дошкольников чистого описания, рассуждения или повествования.

«Описание - функционально-смысловой тип речи, являющийся ее типизированной разновидностью как образец, модель монологического общения в виде перечисления одновременных или постоянных признаков предмета в широком понимании и имеющих для этого определенную языковую структуру» [54, с.50]. Описание в функционально-смысловом и структурном отношении противопоставлено повествованию и отличается статичностью, выражающейся в соответствующей соотнесенности видовременных значений, в прямой модальности, перечислительной структуре однородных компонентов и перечислительной интонации. В описании отсутствуют сюжет, действующие лица и события. Описание может быть развернутым и кратким, подробным и сжатым. В нем могут описываться картины природы (пейзаж), портрет человека, отдельные предметы, интерьер, явления, действия и процессы. Для описания характерны обилие прилагательных, эпитетов.

Повествование - рассказ о чем-либо. В словаре О.С. Ахмановой [4] есть определение повествования как «...основного средства логического и последовательного сообщения». О.А. Нечаева определяет повествование как «функционально-смысловой тип речи, выражающий сообщение о развивающихся действиях или состояниях и располагающий для реализации этой функции специфическими языковыми средствами» [54, с.112]. Повествование отличается от описания, оно по своей логической основе динамично, так как выражает развертывающиеся действия или состояния. В повествовании используются средства не только прямой, но и косвенной модальности: «мог бы, можно было бы» и т.п., а также возможные лексико-грамматические формы эмоционально-экспрессивного выражения мысли.

Повествование может быть развернутым и не развернутым, т.е. может составлять как целую, довольно протяженную цепочку предложений со значением развивающихся действий, так и одно повествовательное предложение.

Повествование характеризуется определенным порядком слов в предложении и микротеме (зависимость порядка между главными членами предложения от наличия обстоятельственных слов (обычно со значением места и времени) в начале предложения). Повествование богато и экспрессивно-эмоциональными и стилистическими средствами выражения мысли, особенно в речи рассказчика.

«Рассуждением называется такой тип речи, который характеризуется особыми логическими отношениями между входящими в его состав суждениями, образующими умозаключения, и специфической языковой структурой, зависящей не только от логической основы рассуждения, но и от смыслового значения выводного суждения... Синтаксической формой рассуждения являются два или несколько простых предложений или сложное предложение с причинно-следственной или обусловленной связью. В рассуждении выводное суждение имеет смысл, нуждающийся в доказательстве» (О.А. Нечаева [54, с.215]).

В своей работе О.А. Нечаева выделила шесть видов рассуждений «...в зависимости от смысла и грамматической формы предложения, выражающего выводное суждение». Вот они: оценочно-именные рассуждения; оценочные рассуждения со сказуемым в форме слов категории состояния с качественным значением; рассуждения глагольные с обоснованием действия или состояния; рассуждения со значением необходимости, не возможности действия; рассуждения обусловленные, с обусловленными действиями, поэтому с обусловленной структурой сложного предложения или бессоюзного сложного предложения; рассуждения с категорическим отрицанием или утверждением в форме риторического вопроса или восклицания.

Нужно заметить, что, по мнению З.А. Домородской [27] в высказываниях дошкольников встречаются лишь элементы рассуждения, когда дети сравнивают и сопоставляют предметы и явления, поступки, объясняют причину, делают выводы. Прежде всего, считают методисты, необходимо научить детей понимать высказывания монологического типа, а затем самостоятельно строить их.

В.П. Глухов [24] указывает, что независимо от формы (монолог, диалог) основным условием коммуникативности речи является связность. Для овладения этой важнейшей стороной речи требуется специальное развитие у детей навыков составления связных высказываний. Автор выделяет следующие критерии связности устного сообщения: смысловые связи между частями рассказа, логические и грамматические связи между предложениями, связь между частями (членами) предложения и законченность выражения мысли говорящего.

Другая важнейшая характеристика развернутого высказывания, по мнению В.П. Глухова, - последовательность изложения. Нарушение последовательности всегда негативно отражается на связности текста. Наиболее распространенный тип последовательности изложения - последовательность сложных соподчиненных отношений - временных, пространственных, причинно-следственных, качественных. К числу основных нарушений последовательности изложения относятся: пропуск, перестановка членов последовательности; смешение разных рядов последовательности (когда, например, ребенок, не закончив описания какого-либо существенного свойства предмета, переходит к описанию следующего, а затем вновь возвращается к предыдущему и т.п.) [24].

Соблюдение связности и последовательности сообщения во многом определяется его логико-смысловой организацией. Логико-смысловая организация высказывания на уровне текста представляет собой сложное единство; она включает предметно-смысловую и логическую организацию. Адекватное отражение предметов реальной действительности, их связей и отношений выявляется в предметно-смысловой организации высказывания; отражение же хода изложения самой мысли проявляется в его логической организации. Овладение навыками логико-смысловой организации высказывания способствует четкому, спланированному изложению мысли, т.е. произвольному и осознанному осуществлению речевой деятельности. Осуществляя речевую деятельность, человек следует «внутренней логике» раскрытия всей структуры предметных отношений. (В.П. Глухов [24]).

Таким образом, монолог является сложным видом речевой деятельности. Он не поддерживается репликами, поэтому требует сильных внутренних мотивов к продолжению речи. Для того чтобы быть понятым слушателем, монологическое высказывание должно строится логично, развернуто, последовательно. Монологическая речь, являясь особым видом речевой деятельности, отличается спецификой выполнения речевых функций. В ней используются и обобщаются такие компоненты языковой системы, как лексика, способы выражения грамматических отношений, формо- и словообразующие, а также синтаксические средства. Вместе с тем в ней реализуется замысел высказывания в последовательном, связном, заранее спланированном изложении. По сравнению с диалогом, монологическая речь более контекстна и излагается в более полной форме, с тщательным отбором адекватных лексических средств и использованием разнообразных, в том числе сложных, синтаксических конструкций. Последовательность и логичность, полнота и связность изложения, композиционное оформление являются важнейшими качествами монологической речи, вытекающими из ее контекстного и непрерывного характера.