3.1. Проведение и анализ результатов диагностики по формированию связной речи у дошкольников с онр в процессе игровой деятельности
Исследование проводилось на базе МДОУ «Детский сад комбинированного вида №31» в с.Софьино Раменского района Московской области в 2018 году. В исследовании приняло участие 10 детей с ОНР (экспериментальная группа), и 10 детей с нормальным речевым развитием (контрольная группа).
Все исследования осуществлялись методом индивидуального эксперимента, задание давалось ребёнку однократно для исключения фактора упражняемости, все шесть заданий выполнялись последовательно, в разные дни. Исследование проводилось в утренние часы, в изолированном помещении.
В процессе проведения экспериментальных заданий особое внимание уделялось выбору формы сообщения задания испытуемому. Инструкции были короткими и простыми, в качестве наглядного материала использовались предметные и сюжетные картинки.
Исследование связной монологической речи проводилось по единому плану в обеих группах (и для детей с общим недоразвитием речи, и для детей с нормальной речью). Экспериментальный материал и очерёдность предъявления заданий не менялись. Прежде чем приступить к выполнению задания, испытуемый прослушивал инструкцию, в которой указывалось, что он должен сделать и какой должна быть форма его ответа. Затем он приступал к выполнению задания, а экспериментатор в протоколе регистрировал его ответы в виде отдельных высказываний, коротких сообщений, рассказов. В ходе экспериментальной работы испытуемому оказывалась дополнительная помощь в виде наводящих вопросов или повтора аналога ответа. Параллельно с этим отмечались особенности поведения ребёнка в течение всего эксперимента, его отношение к заданию.
Характеристика детей. В экспериментальном исследовании приняло участие 10 детей шестилетнего возраста с общим недоразвитием речи, которые обучались в логопедической группе второй год, посещали подготовительную к школе группу.
По заключению окулиста и отоларинголога все дети были с сохранным зрением и слухом.
Все дети с ОНР были квалифицированы психоневрологом как дети с нормальным интеллектуальным развитием.
Проведенное логопедическое обследование детей с речевой патологией позволило педагогически квалифицировать речевое нарушение как ОНР III уровень речевого развития у всех 10 детей.
Анализ данных, полученных при опросе родителей и воспитателей, показал, что 4 ребенка воспитывались в неполных семьях, 2 детей воспитывались в многодетных семьях.
В 2-х случаях родственники обследованных детей страдали нервно-психическими заболеваниями, злоупотребляли алкоголем отцы.
Опрос родителей детей с ОНР также показал, что в 4-х случаях присутствовала наследственная отягощенность речевыми расстройствами. У 2-х детей старшие братья (сестры) посещали логопедическую группу для детей с общим недоразвитием речи, на данный момент они же обучаются в школе для детей с ТНР. У отцов 2-х детей в детстве наблюдалась задержка речевого развития (позднее начало речи, нарушения звукопроизношения), в школьном возрасте плохая успеваемость по русскому языку.
Со слов родителей, в анамнезе у всех 10 матерей исследуемых детей с ОНР имелись указания на различную патологию беременности и родов: тяжелые токсикозы беременности, явление угрожающего выкидыша, инфекционные и вирусные заболевания на ранних сроках беременности, оперативные роды, роды с наложением щипцов, патология раннего постнатального периода в виде недоношенности, асфиксии, родовых травм.
Задержка в развитии моторных функций наблюдалась у 8 детей с ОНР: дети начали сидеть в возрасте от 9 до 13 мес., ходить от 14-16 мес.
Речевой онтогенез детей с ОНР существенно запаздывал по сравнению с возрастными показателями. Первые слова появились в период от 1 года 5 мес. до 2,5 лет, у 1 ребенка - в возрасте 3 лет. Фразовая речь у большинства детей формировалась в возрасте от 3 до 4,5 лет.
Изучение медицинских карт детей с ОНР показало, что большое количество детей (7 человек) состояло на учете у невропатолога до 1,5-2 лет с диагнозами: постгипоксическая энцефалопатия, синдром врожденной гипертензии, судорожная готовность, мышечный гипертонус, умеренно выраженная гидроцефалия. Трое детей постоянно наблюдались у невропатолога с диагнозом: резидуальная энцефалопатия, умеренно выраженная гидроцефалия, лабильность мышечного тонуса.
Психолого-педагогическое обследование выявило у большинства детей с ОНР (8 человек) нарушение работоспособности, недостаточность внимания, низкую психическую активность или гиперактивность, нарушение произвольных форм поведения. У некоторых детей обнаруживались трудности овладения абстрактными понятиями, отмечалась недостаточность представлений об окружающем мире.
По данным логопедического обследования для исследования были выбраны дети с одинаковым уровнем владения средствами языка - дети с III уровнем речевого развития ОНР. В речи они использовали простые, иногда сложные распространенные предложения. В активном словаре недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Дети продемонстрировали ограниченное владение способами слово- и формообразования, ошибки в употреблении простых и сложных предлогов.
Понимание речи приближено к возрастной норме. Дети могли составить короткий самостоятельный рассказ по предметной картине, ответить на вопросы экспериментатора по сюжетной картине.
Фонематическое восприятие снижено у всех 10 человек. Владели операциями языкового анализа и синтеза только 2 ребенка. Фонационное оформление высказывания нарушено по типу дизартрии у всех 10 детей.
Таким образом, основными особенностями исследуемой группы детей с ОНР были следующие:
-
патология перинатального периода жизни;
-
замедленный моторный и речевой онтогенез;
-
у большого количества детей нарушения работоспособности, внимания, повышенная утомляемость;
-
нарушения формирования всех компонентов речевой системы.
В ходе проведённого экспериментального исследования использовался уровневый подход к определению сформированности устной речи. При общем недоразвитии речи оказывается нарушено формирование всех компонентов речевой системы. Однако уровень нарушений тех или иных компонентов речи и может проявляться в разной степени, в том числе и степень нарушения монологической речи. Поэтому в ходе исследования была использована уровневая оценка выполняемых заданий.
Научно-теоретические положения изучения связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи нашли своё отражение в содержании методики обследования. Для нашего исследования использовалась методика, предложенная В.П. Глуховым [17].
Комплексное исследование включало шесть последовательных заданий, которые были направлены на изучение возможностей детей в использовании различных видов связных высказываний - от единичной фразы до составления творческих рассказов. Методика определяет также способность детей к передаче зрительно воспринимаемой сюжетной ситуации, содержании знакомого литературного текста, а также собственного замысла.
Как показали полученные результаты нашего экспериментального исследования, большинство детей с ОНР испытывают трудности в самостоятельном составлении высказываний; у них небогатый словарный запас, в речи нет образных выражений, мало прилагательных, язык невыразителен. При составлении рассказа по сюжетной картине дети перечисляют изображенные предметы или называют действия, упуская при этом важные моменты в сюжете картины. В работе по серии картин не могут или затрудняются определить последовательность изложенных событий, выявить причинно-следственные отношения между ними. Анализ исследования показал необходимость целенаправленной, системной коррекционной работы по развитию связной речи, формированию умений и навыков связного говорения. (Приложение 1)
В целом, при анализе результатов выполнения детьми заданий эксперимента было выделено 5 уровней: высокий (I уровень), выше среднего (II уровень), средний (III уровень), ниже среднего (IV уровень), низкий (V уровень). В основу такого разграничения были положены следующие показатели: степень самостоятельности при составлении рассказа, сюжетное построение, логико-смысловое построение, соответствие рассказа лексическим, грамматическим и синтаксическим нормам языка. Более подробно описание выделенных уровней представлено в таблице.
Характеристика уровней выполнения заданий констатирующего эксперимента
Основные показатели | Уровни выполнения задания | ||||
I высокий | II выше среднего | III средний | IV ниже среднего | V низкий | |
1. Степень самостоятель-ности | Рассказ составлен самостоятельно | Рассказ составлен с некоторой помощью | При составлении использовались повторные наводящие вопросы | Рассказ составлен по наводящим вопросам | Рассказ сводится к ответам на вопросы |
2.Сюжетное построение | Сюжет развёрнутый завершённый | Сюжет простой завершённый | Сюжет простой незавершённый
| Сюжет не соответствует данной инструкции, предельно схема-тичный, бедный по содержанию | Сюжет сводится к называнию отдельных действий персонажей |
3. Логико- смысловое построение (логическая связь и последова-тельность) | Соблюдается | Допустимы пропуски отдельных моментов, не нарушающих смысловое соответствие рассказа сюжету | Отмечаются пропуски нескольких моментов действия или целого фрагмента, отдельные смысловые несоответствия | Пропуск существенных моментов действия или целых фрагментов, грубые смысловые ошибки, нарушения последовательности изложения | Грубые нарушения в логико-смысловом построении |
4.Соответствие лексическим, грамматичес-ким и синтакси-ческим нормам языка | Соответствует возрастным нормам | Отмечаются отдельные нарушения в связности повествования, в построении фраз (пропуски, искажения слов, лексичес-кие замены и др.) | Отсутствует синтаксическая связь между фразами | Связность значительно нарушена; наличие грубых нарушений в синтаксическом, лексическом, грамматическом оформлении фраз и связи между ними, грубые аграмматизмы | Рассказ теряет характер связного повествования |
- Коррекционная работа по формированию связной речи у дошкольников с онр в процессе игровой деятельности выпускная квалификационная работа (бакалаврская работа)
- Глава 1. Современное состояние проблемы изучения нарушений связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи……………………………………….……………………………………......9
- Глава 2. Система диагностики и логопедической работы по формированию связной монологической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи………….…………………………………………………..40
- Глава 3. Организация и проведение диагностико-коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи по формированию связной монологической речи в процессе игровой деятельности.. …………………...56
- Глава 1. Современное состояние проблемы изучения нарушений связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи
- Развитие связной речи в онтогенезе
- 1.2.Современные лингвистические представления о связной монологической речи
- 1.3. Этиология и симптоматика общего недоразвития речи
- 1.4. Особенности нарушения связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
- Глава 2. Система диагностики и логопедической работы по формированию связной монологической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
- 2.1. Анализ диагностических методик по формированию связной монологической речи у дошкольников с онр
- 2.2. Анализ методик логопедической работы
- 2.3. Условия для формирования связной монологической речи у дошкольников с онр в процессе игровой деятельности
- Глава 3. Организация и проведение диагностико-коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи по формированию связной монологической речи в процессе игровой деятельности
- 3.1. Проведение и анализ результатов диагностики по формированию связной речи у дошкольников с онр в процессе игровой деятельности
- Анализ результатов диагностики
- 3.2. Организация условий и проведение логопедической работы по формированию связной речи в процессе игровой деятельности у детей с общим недоразвитием речи
- Анализ результатов деятельности
- Особенности нарушений связной монологической речи у детей с онр на начальном и заключительном этапе эксперимента
- Сравнительные результаты нарушений связной монологической речи у детей с онр на начальном и заключительном этапе эксперимента