logo
Связная речь детей

1.3. Этиология и симптоматика общего недоразвития речи

Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано в результате исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного возраста, проведенных Р.Е. Левиной [46] и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии (Н.А. Никашина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова и др.) в 50-60 гг. XX века. Отклонения в формировании речи стали рассматриваться как нарушение развития, протекающее по законам иерархического строения высших психических функций. С позиции системного подхода был решен вопрос о структуре различных форм патологии речи в зависимости от состояния компонентов речевой системы.

По определению Р.Е. Левиной, под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматики. При этом отмечаются нарушение как смысловой, так и произносительной стороны речи [46].

Общее недоразвитие речи может наблюдаться при наиболее сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии, а также ринолалии, дизартрии - в тех случаях, когда выявляются одновременно недостаточность словарного запаса, грамматического строя и проблемы в фонетико-фонематическом развитии.

Как указывают многие исследователи, этиологические факторы, вызывающие общее недоразвитие речи, отличаются сложностью и полиформизмом. В логопедии раскрываются причинно-следственные основы общего недоразвития речи. При этом авторы опираются на положение о том, что общее недоразвитие речи является системным нарушением, охватывающим все компоненты языковой системы, относящейся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи (Н.С. Жукова, Г.А. Каше, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Г.В. Чиркина и др. [31, 35, 50, 55, 75, 80]).

К общему речевому недоразвитию могут приводить различные неблагоприятные воздействия, как во внутриутробном периоде развития, так и во время родов. Структура речевой недостаточности и процессы компенсации определяются тем, когда произошло поражение мозга. Медицинские исследования доказали, что от времени поражения зависит характер аномалии развития мозга в целом.

Наиболее тяжелое поражение мозга под влиянием различных вредных факторов возникает в период раннего эмбриогенеза, особенно на 3-4-м месяце внутриутробного развития, в период наибольшей дифференцировки нервных клеток. Преимущественное недоразвитие двигательных, сенсорных, речевых или интеллектуальных функций зависит от того, какие отделы нервной системы наиболее интенсивно развиваются в период влияния того или иного вредного фактора.

При неблагоприятных условиях в течение всего внутриутробного развития может возникнуть недоразвитие всего мозга в целом, с более выраженным поражением отдельных мозговых структур, что обусловливает возникновение сложного дефекта, например, сочетание олигофрении с моторной алалией.

Наиболее частыми причинами, вызывающие повреждения или недоразвитие мозга, являются инфекции или интоксикации матери во время беременности, токсикозы, родовая травма, асфиксия, несовместимость крови матери и плода по резус - фактору или групповой принадлежности крови, заболевания центральной нервной системы нейроинфекции и травмы мозга в первые годы жизни ребенка.

Е.М. Мастюкова [50] придает особое значение в этиологии ОНР перинатальной энцефалопатии, которая может быть гипоксической (вследствие внутриутробной гипоксии и асфиксии в родах), травматической (вследствие механической родовой травмы), билирубиновой (вследствие несовместимости крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности).

В классификации Е.М. Мастюковой [50] выделяются три группы детей с общим недоразвитием речи.

I группа - неосложненный вариант ОНР, характеризующийся наличием только признаков общего недоразвития речи. У детей с этим вариантом ОНР не выявляется локальных поражений ЦНС. В анамнезе этих детей чаще всего отсутствуют указания на патологическое протекание беременности и родов, лишь иногда наблюдается не резко выраженный токсикоз второй половины беременности, не длительная асфиксия. В постнатальном периоде у этих детей может отмечаться соматическая ослабленность, частые инфекционные и простудные заболевания. С психологической точки зрения у этих детей отмечается общая эмоционально-волевая незрелость, несформированность регуляции произвольной деятельности, недостаточность тонких дифференцированных движений пальцев рук, трудности динамической организации движений.

У II группы детей выявляется осложненный вариант ОНР центрально-органического генеза. Дети этой группы характеризуется более сложной симптоматикой и патогенезом. Нарушение речевого развития сочетается с неврологической и психопатологической симптоматикой. Выраженная неврологическая симптоматика у этих детей свидетельствует не только о незрелости ЦНС, но и о грубом повреждении определенных мозговых структур.

Для детей II группы характерна недостаточность гнозиса, праксиса, гнозопраксиса. Незрелость эмоционально- волевой сферы проявляется у этих детей в эмоциональной лабильности, в поверхностности эмоций, в недостаточности волевых процессов. В школьном возрасте у них наряду с нарушениями чтения и письма выявляются затруднения в овладении понятием числа, порядковым счетом, счетными операциями (дискалькулии).

У детей с ОНР III группы отмечается алалия (в основном моторная алалия). У детей с моторной алалией имеют место сложные дизонтогенетически-энцефалопатические нарушения. Клинические и энцефалографические исследования показывают, что у детей с моторной алалией имеются не только локальные поражения коры головного мозга, но и поражение подкорковых структур мозга.

Помимо вышеперечисленного, необходимо указать и некоторые другие причины, приводящие к общему недоразвитию речи. На них указывает, например, Т.Б. Филичева [74]. Она отмечает, что общее недоразвитие речи является одним из проявлений нарушения нервно-психического и физического развития ребенка, возникшего вследствие употребления алкоголя и никотина матерью во время беременности. При алкогольном синдроме плода дети рождаются с низкой массой тела, отстают в физическом и психическом развитии. Общее недоразвитие речи у этих детей сочетается с синдромами двигательной расторможенности, аффективной возбудимости и с крайне низкой умственной работоспособностью.

Л.Ф. Спирова и А.В. Ястребова [65] отмечают, что большая роль в возникновении общего недоразвития речи принадлежит генетическим факторам, когда дефект речи может возникнуть под влиянием даже незначительных неблагоприятных внешних воздействий. Авторы указывают, что обратимые формы общего недоразвития речи могут возникнуть как следствие неблагоприятных условий окружения и воспитания. Психическая депривация в период наиболее интенсивного формирования речи приводит к отставанию в ее развитии. Если влияние этих факторов сочетается хотя бы и с нерезко выраженной органической недостаточностью центральной нервной системы или с генетической предрасположенностью, то нарушения речевого развития приобретают более стойкий характер и проявляются в виде общего недоразвития речи.

Таким образом, наиболее часто встречается сочетание наследственной предрасположенности, неблагоприятного окружения и повреждений или нарушений созревания мозга под влиянием различных неблагоприятных факторов, действующих во внутриутробном периоде, в момент родов или в первые годы жизни ребенка.

В исследованиях Н.С. Жуковой [31], И.К. Колповской [36], Р.Е. Левиной [55], Е.М. Мастюковой [50], Л.Ф. Спировой [65], Т.Б. Филичевой [74] и др. общее недоразвитие речи рассматривается как многомодальное нарушение, проявляющееся на всех уровнях организации речи. При общем недоразвитии речи в структуре дефекта отмечается несформированность речевой деятельности и других психических функций.

Но, несмотря на различную природу дефектов, все исследователи отмечают у детей с общим недоразвитием речи типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи: первые слова проявляются к 3-4, а иногда и к 5 годам. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи. Речь этих детей малопонятна. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко падает. Однако дети достаточно критичны к своему дефекту.

Для детей с общим недоразвитием речи наряду с указанными речевыми особенностями характерна и недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью (Е.М. Мастюкова [50], Е.Ф. Соботович и др.), а именно: нарушение внимания и памяти, нарушение пальцевой и артикуляционной моторики, недостаточная сформулированность словесно-логического мышления.

Характерно, что по данным И.К. Колповской [36], нарушение внимания и памяти в большей степени затрагивают произвольную деятельность. Сосредоточение и запоминание на непроизвольном уровне происходит значительно лучше. Например, ребенок значительно легче воспроизводит название шести-семи подарков на день рождение, чем четырех - пяти спрятанных на занятиях предметов.

Нарушение артикуляционной моторики проявляется в ограниченности, неточности или слабости движений подвижных органов артикуляции языка, мягкого неба, губ, нижней челюсти. Артикуляция всех звуков речи происходит тогда, когда перечисленные подвижные органы образуют смычки и щели между собой или с неподвижными органами - небом и зубами. Естественно, что нарушение артикуляции звуков приводит к их дефектному произношению, а часто и к общей невнятности, смазанной речи (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б.Филичева [32]).

Ж.В. Антипова [3], Т.В. Волосовец [12], Е.Н. Кутепова 40] и др. отмечают, что у значительного большинства детей с общим недоразвитием речи отмечаются нарушения мелкой моторики: пальцы их малоподвижны, движения отличаются неточностью или несогласованностью. Многие 6-летние дети держат ложку в кулаке, либо с трудом правильно берут кисточку и карандаш, иногда не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки и т.п.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Поскольку, по данным исследований Л.С. Выготского [15], речь и мышление тесно связаны между собой, следовательно, словесно-логическое мышление детей с речевой патологией несколько ниже возрастной нормы. Такие дети испытывают затруднения при классификации предметов, обобщении явлений и признаков. Нередко их суждения и умозаключения бедны, отрывочны, логически не связаны друг с другом. Например: «мой дома тепло, тому, что нет снега», «Автобус едет быстрее велосипеда - он больше». Дети с указанными нарушениями могут отнести к мебели настольную лампу и телевизор, так как они стоят в комнате. Некоторые с трудом решают простейшие математические задачи или не в состоянии отгадать даже не сложные загадки.

Л.Г. Соловьева [64], рассматривая особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи, отмечает, что характерологические (личностные) особенности детей данной категории заметны любому воспитателю, отработавшему в специальной группе хотя бы одну смену. Отклонения от нормы у таких детей проявляется на занятиях, в игровой, бытовой и прочей деятельности. Так на занятиях одни из них намного быстрее своих нормально развивающихся сверстников утомляются, отвлекаются, начинают вертеться, разговаривать, то есть перестают воспринимать материал. Другие, напротив, сидят тихо, спокойно, на вопросы не отвечают или отвечают невпопад, задания не воспринимают, а иногда не могут повторить за товарищем. В процессе общения между собой некоторые дети обнаруживают повышенную возбудимость (они слишком подвижны, трудно управляемы), а иные, наоборот - вялость, апатию (они не проявляют интереса к играм, чтению им книжек). Среди таких детей встречаются ребятишки с навязчивым чувством страха, чересчур впечатлительные, склонные к проявлению негативизма (желанию делать все наоборот), излишней агрессивности, ранимости, обидчивости. Воспитатели постоянно сталкиваются с необходимостью искать новый поход к трубным и неконтактным детям. Непросто привить им нормы общения в коллективе, без которых невозможно обучение и воспитание [64].

Таким образом, неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы. Всеми исследователями при изучении детей с общим недоразвитием речи отмечаются особенности не только в речевом развитии, но и в развитии всех психических процессов (памяти, внимания, мышления, моторных функций, коммуникативных навыков).