4.1. Микросреда функционирования фирмы
Маркетинговая среда фирмы – совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами фирмы и влияющих на возможности руководства службой маркетинга устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами отношения успешного сотрудничества. Будучи изменчивой, налагающей ограничения и полной неопределенности, маркетинговая среда глубоко затрагивает жизнь фирмы. Происходящие в этой среде изменения нельзя назвать ни медленными, ни предсказуемыми. Она способна преподнести крупные неожиданности и тяжелые удары.
Маркетинговая среда слагается из микросреды и макросреды.
Микросреда представлена силами, имеющими непосредственное отношение к самой фирме и ее возможностям по обслуживанию клиентуры, т.е. поставщиками, маркетинговыми посредниками, клиентами, конкурентами и контактными аудиториями.
Макросреда представлена силами более широкого социального плана, которые оказывают влияние на микросреду, такими, как факторы демографического, экономического, природного, технического, политического и культурного характера. Давайте сначала поговорим о микросреде фирмы, а потом приступим к рассмотрению макросреды.
Основные факторы микросреды функционирования фирмы. Основная цель любой фирмы - получение прибылей. Основная задача системы управления маркетингом - обеспечить производство товаров, привлекательных с точки зрения целевых рынков. Однако успех руководства маркетингом зависит и от деятельности остальных подразделений фирмы, и от действий ее посредников, конкурентов и различных контактных аудиторий.
Поставщики
Поставщики - это деловые фирмы и отдельные лица, обеспечивающие компанию и ее конкурентов материальными ресурсами, необходимыми для производства конкретных товаров или услуг.
Маркетинговые посредники
Маркетинговые посредники - это фирмы, помогающие компании в продвижении, сбыте и распространении ее товаров среди клиентуры. К ним относятся торговые посредники, фирмы-специалисты по организации товародвижения, агентства по оказанию маркетинговых услуг и кредитно-финансовые учреждения.
Клиенты
-
Потребительский рынок - отдельные лица и домохозяйства, приобретающие товары и услуги для личного потребления.
2. Рынок производителей-организации, приобретающие товары и услуги для использования их в процессе производства.
3. Рынок промежуточных продавцов-организации, приобретающие товары и услуги для последующей перепродажи их с прибылью для себя.
4. Рынок государственных учреждений - государственные организации, приобретающие товары и услуги либо для последующего их использования в сфере коммунальных услуг, либо для передачи этих товаров и услуг тем, кто в них нуждается.
5. Международный рынок - покупатели за рубежами страны, включая зарубежных потребителей, производителей, промежуточных продавцов и государственные учреждения.
Контактные аудитории
1. Финансовые круги. Оказывают влияние на способность фирмы обеспечивать себя капиталом. Основными контактными аудиториями финансовой сферы являются банки, инвестиционные компании, брокерские фирмы фондовой биржи, акционеры.
2. Контактные аудитории средств информации. Аудитории средств информации-организации, распространяющие новости, статьи и редакционные комментарии. В первую очередь это газеты, журналы, радиостанции и телецентры.
3. Контактные аудитории государственных учреждений. Руководство
должно обязательно учитывать все, что происходит в государственной сфере.
4. Гражданские группы действий. Маркетинговые решения, принятые фирмой, могут вызвать вопросы со стороны организаций потребителей, групп защитников окружающей среды, представителей национальных меньшинств и т.п. Родители, к примеру, добиваются повышения безопасности велосипедов. Фирма "Швинн" имеет возможность стать лидером в конструировании самых безопасных велосипедов. Отдел организации общественного мнения фирмы может содействовать поддержанию постоянного контакта фирмы со всеми потребительскими группами.
5. Местные контактные аудитории. Любая фирма имеет дело с местными контактными аудиториями, такими, как окрестные жители и общинные организации. Для работы с местным населением крупные фирмы обычно назначают специального ответственного за связи с общиной, который присутствует на собраниях членов общины, отвечает на вопросы, вносит вклад в разрешение насущных проблем.
6. Широкая публика. Фирме необходимо придирчиво следить за отношением широкой публики к своим товарам и своей деятельности. И хотя широкая публика не выступает по отношению к фирме в виде организованной силы, образ фирмы в глазах публики сказывается на ее коммерческой деятельности.
7. Внутренние контактные аудитории. К внутренним контактным аудиториям фирмы относятся ее собственные рабочие и служащие, добровольные помощники, управляющие, члены совета директоров. С целью информирования и мотивирования членов своих внутренних контактных аудиторий крупные фирмы издают информационные бюллетени и прибегают к другим формам коммуникации. Когда рабочие и служащие хорошо настроены по отношению к собственной фирме, их позитивное отношение распространяется и на другие контактные аудитории.
- А.Д. Евменов, э.К. Какосьян, п.В. Данилов маркетинг в социальной сфере
- А.Д. Евменов, э.К. Какосьян, п.В. Данилов маркетинг в социальной сфере
- Isbn © а.Д. Евменов,
- Введение
- Глава 1
- Определения маркетинга
- 1.2. Основа маркетинга
- Глава 2.
- 2.1. Процесс маркетинга
- 2.2. Основные принципы маркетинга
- 2.3. Виды маркетинга
- 2.4. Типы маркетинга
- 2.5. Макромаркетинг
- 2.6. Развитие концепций маркетинга
- 2.7. Функции маркетинга
- Глава 3
- 3.1. Маркетинг-микс. Субмиксы маркетинга.
- 3.2. Принципы маркетинг-микса
- Глава 4
- 4.1. Микросреда функционирования фирмы
- 4.2. Макросреда функционирования фирмы
- Глава 5.
- 5.1. Определения и основные понятия
- 5.2. Товары производственного назначения
- 5.3. Услуги
- 5.4. Трехуровневая модель товара
- 5.5. Жизненный цикл товара
- 1. Разработка товара
- 2. Выведение товара на рынок
- 3. Рост числа продаж
- 4. Зрелость
- Глава 6
- 6.1. Цели и задачи маркетинговых исследований
- 6.2. Алгоритм маркетингового исследования
- 6.3. Организация маркетинговых исследований
- 6.4. Основные методы исследования:
- 6.5. Бенчмаркинг
- 6.6. Анализ результатов маркетинговых исследований. Диагностика конкурентной среды
- 6.7. Анализ конкуренции
- 6.8. Анализ потенциала
- 6.9. Анализ стратегических групп
- 6.10. Swot-анализ
- Глава 7.
- 7.1. Критерии сегментирования
- 7.2. Цели сегментирования
- Глава 8
- 8.1. Основные средства воздействия комплекса маркетинговых коммуникаций
- 8.2. Спонсоринг
- Продукт-плейсмент (Product-Placement)
- 8.4. Брендинг
- 8.5. Комплекс маркетинговых коммуникаций
- Глава 9
- 9.1. Спрос и предложение
- Глава 10
- 10.1. Основа рыночных отношений и типы рынка
- Глава 11
- 11.1. Цели, задачи и основные элементы политики распределения
- Глава 12
- 12.1. Порядок ценообразования на продукцию.
- 12.5. Определение цен на основе «Кривой освоения».
- 12.6. Определение цен на основе «Графика безубыточности».
- 12.7. Определение цен с ориентацией на полезность продукции.
- Глава 13
- 13.1. Система международной торговли.
- 13.1.1. Экономическая среда
- 13.1.2. Политико-правовая среда
- 13.1.3. Культурная среда
- 13.2. Решение о структуре комплекса маркетинга
- 13.3. План маркетинга.
- 13.4. Бюджет маркетинга.
- Оглавление
- 191102, Санкт-Петербург, улица Бухарестская, дом 22
- 191102, Санкт-Петербург, улица Бухарестская, дом 22