37. Методы измерения эффективности pr-кампании.
Оценка эффективности PR-кампаний и PR-акций очень субъективна, поэтому во все времена существования общественных связей, этот вопрос всегда вызывал много споров в профессиональных кругах.
Кто-то из авторов ставит акцент на количественных показателях PR-мероприятий, кто-то указывает важность качественных характеристик. Тем не менее, проблема до сих пор остается нерешенной.
Выделить чистый эффект, полученный от PR, крайне сложно. Ведь на этот же результат работают и остальные составляющие маркетингового комплекса: товар, цена, дистрибьюция, и вся система маркетинговых коммуникаций.
Методы PR исследований:
1. Анализ вторичной информации
Под вторичной информацией подразумеваются данные, полученные из первичных, оригинальных исследований. В настоящее время проводится большое количество исследований, которые могут быть полезны PR-специалистам, например:
· Исследование рынка и спроса потребителей;
· Онлайновые исследования;
· Исследования, проводимые некоммерческими организациями;
· Опросы (Gallup).
Являясь каналом и средством коммуникации, Интернет остается самой большой в мире базой данных, которая содержит тысячи страниц информации по PR исследованиям и информацию, необходимую для специалистов по PR. Причем доступ к такой информация во многих случаях бесплатный.
2. Предварительное тестирование
Вместо того, чтобы рассчитывать на интуицию или только опыт, для того, чтобы спланировать коммуникативные действия, необходимо провести предтестирование, преданализ идей и самого планирования. Этот способ является превосходным примером оценочных методик, которые можно осуществляться до выполнения программы, плана. Метод преданализа часто используется в рекламе, и может играть значительную роль в контексте пропагандируемой продолжительной модели исследования и оценки, начинающейся с информации на входе. Лучше узнать до публикации материала, к примеру, что эта информация не та, о которой хотят узнать получатели, на которых она рассчитана. Также лучше узнать заранее, какой канал доставки они предпочитают.
3. Механизмы обратной связи
Механизмы обратной связи можно использовать для того, чтобы проследить получение адресатом информации. Также подсчет количества посетителей сайта может продемонстрировать результаты в этом направлении. Хотя не всегда ответы свидетельствуют о том, что информация была запомнена, но, чем больше придет ответов, тем больше людей в какой то степени прочитали и приняли к сведению ту или иную информацию.
4. Контент-анализ
Мониторинг СМИ широко используется в PR для того, чтобы отслеживать потоки информации. Однако, собирание вырезок из газет и записей транслируемых телепрограмм - не исследование, а просто накопление базы данных, что также немаловажно, ведь собирание данных является началом исследования. Надежные методы контент-анализа базируются на следующих критериях:
· СМИ, в котором статья была опубликована (тираж и охват целевой группы);
· Место (обложка, главная страница);
· Объем и длина;
· Заголовок и фотографии;
· Обсуждаемые вопросы;
· Содержание;
· Цитируемые источники.
Контент-анализ является не только методикой оценки освещения деятельности данной организации в прессе. Он обеспечивает также информацией о конкурентах, о последних направлениях и тенденциях в данной сфере.
5. Опросы
Опросы - один из наиболее часто используемых методов исследований, используемый для маркетинговых и социальных исследований, исследований потребительского рынка и т.д.
Опросные анкеты могут быть использованы для оценки эффективности:
· Публикаций (опросы читателей);
· Событий (опросы аудитории);
· Презентаций (опросы аудитории);
· Взаимопонимания с сотрудниками;
· Взаимопонимания с акционерами;
· Интранет, веб -сайтов (онлайновые опросы);
6. Фокус-группы
При применении методики фокус-групп, очень важно правильно подобрать модератора, который должен иметь психологическое образование и уметь правильно формулировать вопросы. Фокус-группы, обычно состоящие из 8- 12 человек, могут быть использованы для уточнения мнений по поводу того или иного вопроса, стратегии.
7. Исследование отношений
Заключается в оценке и интерпретации полного спектра взглядов, чувств, эмоций, убеждений, верований, которые характерны для каждого отдельного сегмента общества и которые формируются по поводу определенных товаров, организаций и т.д. Следует отметить, что «исследование отношений» оценивает то, что люди говорят по конкретному поводу, что они думают, как относятся, что они чувствуют и как они намерены действовать.
На практике, сталкиваясь с проблемой оценки эффективности той или иной PR-кампании, можно применить несколько иной способ - проанализировать отдельные инструменты всей PR-кампании.
Инструмент оценки | Описание |
|
Обратная связь с клиентом | позволяет определить все факторы, которые клиенты считают атрибутами хорошего PR-сервиса, например знание отрасли, взаимопонимание с PR-сотрудниками, способность писать тексты, время отклика, консультирование по стратегическим вопросам и известность в результате рекламной акции. Используется чаще всего |
|
Число статей и новых упоминаний в СМИ | наиболее популярный показатель реализации PR-программ. Этот метод оценки дает быстрый экономический и ощутимый уровень известности в результате рекламной акции |
|
Эквивалент стоимости рекламы | Число появлений рекламных материалов может быть дополнено оценкой общей стоимости рекламных статей. Можно использовать в качестве показателя прибыли на инвестиции для PR. |
|
Анализ содержания и конкурентоспособности | Число появлений рекламных материалов можно также дополнить иными критериями, такими как впечатление (показывает, сколько людей видели рекламу), то, как ваша реклама выглядит по сравнению с рекламой конкурентов, длительность или краткость материалов, общий объем публикуемых материалов. Эти технологии требуют массу времени и денег, но позволяют получить не только количественный, но и качественный анализ. |
|
Опросы и упоминание на сайтах | В последнее время опросы стали одним из популярнейших инструментов оценки известности. Все чаще web-сайты участвуют в цикле продаж продукции, что дает возможность использовать web-трафик в качестве потенциального параметра оценки. |
|
Продажи | Трудно оценить влияние PR на продажи, поскольку при этом необходимо учитывать слишком много факторов, однако это все же возможно. Многие компании используют сложные методы исследования, некоторые даже интервьюируют своих покупателей, чтобы выяснить, где начинается цикл продаж и что влияет на решения о покупке |
|
Исследования информированности и мнений | Исследование целевой аудитории рынка представляет собой лучший способ оценить, действительно ли PR-программа влияет на информированность, отношение, мнения и действия. На сегодняшний день это наиболее дорогой оценочный инструмент, причем влияние PR нелегко отделить от других факторов, таких как реклама. |
|
|
|
|
Все технологии, перечисленные в таблице, предназначены для выявления традиционных показателей PR, а именно узнаваемости, и не оценивают другие параметры, такие как стратегическое развитие и исполнение, выбор позиции для компании и продукции, а также руководство по маркетингу.
ИЗМЕРЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕКЛАМЫ!!!
Принято считать, что в отношении рекламной деятельности есть две составляющие ее эффективности – экономическая и коммуникативная.
Прежде всего всех интересует коммуникативная эффективность рекламы, которая определяется эффективностью контакта с потребителем. Этот показатель планируется рекламистами в течение всего процесса создания и производства рекламного продукта. И уже эта подсчитанная теоретически и заложенная в исходные данные всей рекламной кампании эффективность является основанием для получения в дальнейшем экономической эффективности, т.е. эффективности получения прибыли. Этот вид эффективности возникает во время контакта потребителя с товаром в местах продаж.
Коммуникативная составляющая эффективности рекламы.
Коммуникативная эффективность рекламы представляет собой оценку рекламной кампании в ее взаимоотношениях с потребителями рекламы.
Результаты рекламной кампании в первую очередь зависят от правильно выбранных подходов к созданию рекламного обращения: его идеи, воплощения.
Американский рекламист Дж. Ривз для оценки эффективности рекламы ввел два показателя: внедрение рекламы и вовлечение в потребление.
Показатель внедрение рекламы определяется как отношение числа лиц, запомнивших текущую рекламу, к числу лиц, ее не запомнивших.
Для вычисления показателя вовлечение в потребление сначала определяется число покупателей на каждую сотню лиц, запомнивших рекламу (Авп). Затем – число покупателей на сотню лиц, не знакомых с рекламой (Ввп). Разница между первым и вторым и будет искомым показателем вовлечения в потребление (Свп). Таким образом, формула вовлечения в потребление выглядит следующим образом:
Свп = Авп - Ввп
Распознаваемость, запоминаемость, притягательность и сила воздействия – вот четыре показателя, которые составляют понятие коммуникативной эффективности рекламы.
Распознаваемость рекламы позволяет оценить как отдельные элементы рекламного обращения (логотип, название фирмы, товарный знак, слоган), так и всю рекламу в целом.
В основе показателя запоминаемости рекламы лежит теория о том, что потребитель выбирает тот товар, сведения о котором он лучше запомнил. В отдельных случаях знание названия марки товара оказывается вполне достаточным для улучшения доверия к ней по сравнению с совершенно не знакомой маркой.
Притягательность рекламы полностью определяется тем эмоциональным настроем, с которым она создана. И если такой настрой будет находиться в резонансе с чувствами потребителя рекламы, то его ощущения от рекламы будут передаваться на рекламируемый товар и он станет «своим» для потребителя.
Сила воздействия движет потребителем, заставляя его осуществлять действия, необходимые рекламодателю, а именно – потребление его товара. Этот параметр, в свою очередь, определяется четырьмя характеристиками: субъективная значимость идеи обращения, правдоподобность утверждаемого в рекламе, уникальность утверждаемого и цельность рекламы.
Следует заметить, что чем выше коммуникативная составляющая эффективности рекламы, тем существеннее и весомее будут результаты ее экономической составляющей.
Экономическая составляющая эффективности рекламы.
Иногда этот вид эффективности называют еще сбытовой, торговой или коммерческой. Для рекламодателя самым основным вопросом всегда является вопрос увеличения прибыли, получаемой в результате проведения рекламных кампаний. Эффективная реклама должна, прежде всего, продавать. Не важно, направлена она на имидж или непосредственно на продукт. Разница только в периоде отклика. Общим фактором оценки эффективности является возврат инвестиций. Это основной определяющий момент в оценке проведенной кампании. То есть делается попытка проанализировать и сопоставить рекламные расходы и изменение объемов продаж.
В самом общем (идеальном) виде формула такой экономической эффективности рекламы выражается следующим образом:
Эр = ( П – Зр) : П * 100% ,
где Эр – эффективность рекламы, выраженная в процентах, П – прибыль, Зр – затраты на рекламу.
При необходимости определения эффективности рекламы за небольшой промежуток времени выделяют три периода:
a – до начала рекламной кампании;
b – период рекламной кампании;
c – после рекламной кампании.
Возрастание или падение товарооборота в период b обозначим Zob . Среднее арифметическое объемов товарооборота в период a и в период с составит:
Zob = (Doa + Doc) : 2 ,
где Doa и Doc - среднедневной оборот в соответствующих периодах.
Что касается прироста товарооборота в период b проведения рекламной кампании (Ро), то его рассчитывают как разницу между среднедневным оборотом без воздействия рекламы и оборотом под воздействием рекламы, умноженную на количество дней в периоде (Db):
Po = (Dob - Zob) * Db ,
Говоря об эффективности рекламы, многие компании считают, что она всегда выражается в увеличении продаж. При таком подходе реклама рассматривается как инструмент инвестиций, где отдача на вложенный рубль является ключевым показателем оценки. Но подход к вложениям в рекламу как к инвестициям подразумевает более широкий взгляд. Большинство определений понятия «инвестиции» подчеркивает, что это такие вложения, которые увеличивают активы и прибыль. Очевидно, что не только рост продаж вызывает этот эффект. Поэтому многие опытные иностранные исследователи перешли к интегральным показателям оценки эффективности рекламы и очень часто апеллируют не к продажам, а к биржевым котировкам акций.
- 22. Жанры устной рекламы в античном обществе.
- 23. Функции графического дизайна в рекламе.
- 24. Медиаисследования. Методы получения информации в медиаисследованиях.
- 25. Достоинства и недостатки рекламы на телевидении.
- 26. Рекламные традиции Франции эпохи Нового времени 18-19 вв.
- 27. Структура pr-плана.
- 28. Фирменный стиль.
- 29. Проекционные стратегии в разработке рекламного продукта.
- Стратегия “имидж марки”
- Стратегия “резонанс”
- Аффективная стратегия
- 30. Виды невербального общения и их значение в коммуникативном процессе.
- 31. Федеральный закон рф «Об авторском праве и смежных правах (1995г.)
- Охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации
- Статья 1226. Интеллектуальные права
- Статья 1227. Интеллектуальные права и право собственности
- Статья 1255. Авторские права
- Права, смежные с авторскими Статья 1303. Основные положения
- 32. Способы выражения идеи в рекламе.
- 33. Atl, btl и ttl- технологии в рекламе. Основные различия и перспективы развития.
- 34. Медиапланирование: сущность, фазы, цели, правила составления. Медиапланирование и социальная ответственность.
- 35. Английская реклама 17в. Джон Хоутон.
- 36. Количественные и качественные исследования в социологии рекламной деятельности.
- 37. Методы измерения эффективности pr-кампании.
- 38. Возможности слогана в рекламе.
- 39. Североамериканская реклама колониального периода (17-18 вв.). Бенджамин Франклин.
- 40. Общество массового потребления. Достоинства и недостатки в контексте рекламной деятельности (Жан Бодрияр).
- 41. Рекламная стратегия. Виды рекламных стратегий.
- Стратегии рационалистического и проекционного типа: их достоинства и недостатки
- Виды стратегий рационалистического типа
- Родовая стратегия
- Стратегия преимущества
- Уникальное торговое предложение
- Риторические приемы создания истинного и ложного уникального торгового предложения
- Стратегии позиционирования
- Виды стратегий проекционного типа
- Стратегия “имидж марки”
- Стратегия “резонанс”
- Аффективная стратегия
- 42. Модели коммуникаций Дж. Грунига и т.Ханта.