22. Жанры устной рекламы в античном обществе.
Отличие проторекламы от профессиональной рекламы — очень ответственный момент в понимании данных феноменов. Оно заключается в том, что явление проторекламы синкретично, ею используется весь набор знаковых функций. Процесс профессионализации сопровождается отбором тех функций, которые концентрируются именно на рекламных задачах. На первых порах этот процесс происходит на базе устного речевого общения.
Когда в человеческом сообществе формируется устная речь, происходит то, что культурологи называют первой информационной революцией — это ситуация возникновения в предчеловеческом сообществе (поскольку без языка — это еще не полностью человеческое сообщество) речевой коммуникации.
Первоначально речевое общение — синкретично: в нем сплавлены разнообразные социальные функции, а именно: информационная, регулятивная, экспрессивная и др. Но постепенно в устной культуре расслаиваются типы текстов, обслуживающие различные виды деятельности: ритуальную, производственную, эстетическую и др.
В ситуации, когда межличностные контакты не могут обеспечить информационное благополучие сообщества, в обществе возникает потребность в массовой информации. Когда межличностные, соседские связи не обеспечивают необходимого минимума осведомленности, который нужен для координации деятельности. Это происходит, когда на смену локальных поселений приходит тип городской культуры. Совокупность всех процессов, происходящих в городе, создает культуру урбанизма.
В античности профессиональными носителями рекламного слова стали городские глашатаи. В ходе их деятельности вырабатывались устойчивые образцы рекламных текстов, формировалась их типологическая структура. Должность глашатаев фиксируется археологическими источниками уже в период крито-микенской культуры около XIV века до н.э.
Активная роль глашатаев в античном обществе зафиксирована широким кругом художественно-литературных произведений. Заглянем в комедии Аристофана — редкая из них обходится без действующего лица, именуемого «глашатай». Постоянно упоминают об этой должности и знаменитые историки: Геродот, Полибий, Тацит, Плутарх, Светоний. В древнегреческих полисах должность глашатая имела несколько ответвлений. Часть их исполняла дипломатические поручения и была обязательной участницей разнообразных посольств. Исполнение данной миссии было весьма почетно и чрезвычайно ответственно. У лакедемонян, например, по свидетельству Геродота, эта должность наследовалась от отца к сыну. В других греческих полисах глашатаи избирались народным собранием путем голосования или по жребию. Помимо посольских функций, менее аристократичный слой глашатаев был в распоряжении городской администрации и сообщал городскому населению важнейшую оперативную информацию, как деловую, коммерческую, так и политическую.
И наконец, наименее престижный слой глашатаев обслуживал рыночные распродажи, служил при артистических труппах, состоял в клиентах у частных лиц. Рынок — торговое и бытовое сосредоточение интересов городских жителей.
Ранг глашатая демонстрировался его одеянием и атрибутами. Наиболее привилегированные владели жезлом — кадуцеем, принадлежностью вестника богов Меркурия. Но обычным городским глашатаям сподручнее было иметь какой-либо звуковой инструмент — рог или колокольчик, чьи позывные привлекали народ.
Должность глашатая предполагала оперативное оповещение всех граждан города об общезначимых событиях: очередной дате народного собрания, посещении важных посольств, триумфах прославленных полководцев, о раздаче хлеба неимущим членам общины или намечающихся гладиаторских играх. Устные объявления представляют собой сгусток оперативной общеполезной информации. Исходная форма «обрастает» богатым набором словесных, звуковых, изобразительных приемов, создающих образы (имиджи) развернутых рекламных текстов. Их цель — все активнее воздействовать на психику потенциального потребителя, реципиента, приковывать его внимание, пробуждать желания и волеизъявления, подталкивать к ценным для рекламодателей действиям.
Глашатаи сообщали также о проведении собраний и зрелищ. Римский историк Геродиан пишет, что когда император Септимий Север решил устроить Секулярные игры, проводившиеся раз в столетие, в 204 году, «в Риме и по всей Италии глашатаи призывали всех прийти и увидеть то, что они никогда не видели прежде и не увидят впоследствии».
Большое число призывов и лозунгов политического характера возникало в периоды выборов городских магистратов. Свою лепту в этот процесс вносили «звучноголосые» глашатаи, особенно те, кто стремился предложить свои услуги перспективным кандидатам на выборные должности, дабы не лишиться и при новом составе муниципалитета своей работы.
Ядром всех оповещений был краткий информационный блок, составляющий как в античной, так и в современной культуре жанр объявления. Цель данного жанра — сигнал для широкой общественности о наличии тогда-то и там-то важных фактов, событий, процессов. Объявление составляет сердцевину широкого семейства информационных жанров — деловых, политических, религиозных. Оно является необходимым основанием развитого рекламного текста. Перетекание в рекламную сферу устных объявлений происходит тогда, когда исходная сигнальная функция сообщения концентрирует в себе элементы эмоциональной выразительности и внушения.
Наращивание экспрессии в кратком сообщении преобразует «просто» объявление в жанр воззвания (призыва). Здесь-то и очерчивается круг действия reclamare — призывного крика, отличного от нейтрально беспристрастного оповещения.
С возгласами уполномоченных городскими властями глашатаев на улицах античных городов чередовались призывы бродячих торговцев, завлекающие прибаутки фокусников и жонглеров, риторически напыщенные декламации странствующих проповедников — служителей всевозможных культов.
Прибаутки, исполненные юмора и розыгрыша, изобретательная импровизированная фольклорная реклама - еще одна иллюстрация наращивания экспрессивных и суггестивных «оболочек» вокруг информационного ядра, каковым является лаконичное сообщение о предмете рекламы. В устных вариантах текстов, помимо стилистики словесных конструкций, усилению экспрессии и суггестии способствует мелодическое сопровождение «выкриков», их ритмическая организованность, употребление рифмы, а также набор реальных или придуманных аргументов, убеждающих в целесообразности для контрагента того действия, к которому его призывает рекламное обращение. В ряду подобных средств убеждения, переходящих в психологическое давление, — разнообразные клятвы, божба, ссылки на свидетелей, каковыми становятся и соседи по прилавку, и представители самых высоких инстанций. Например: «Пусть меня гром разразит, если я вру!» и т. п.
Приведенное восклицание, не чуждое устам и ушам наших современников, напрямую восходит к одному из самых распространенных античных клятвенных оборотов; «Клянусь Зевсом!» — в Греции или «Клянусь Юпитером!» — в Риме. Всем было известно, что громовержец доищется клятвопреступника — если не мгновенно, то со временем. Но клятвы — в качестве структурного элемента рыночной рекламы — по-прежнему повсеместно широко процветали.
- 22. Жанры устной рекламы в античном обществе.
- 23. Функции графического дизайна в рекламе.
- 24. Медиаисследования. Методы получения информации в медиаисследованиях.
- 25. Достоинства и недостатки рекламы на телевидении.
- 26. Рекламные традиции Франции эпохи Нового времени 18-19 вв.
- 27. Структура pr-плана.
- 28. Фирменный стиль.
- 29. Проекционные стратегии в разработке рекламного продукта.
- Стратегия “имидж марки”
- Стратегия “резонанс”
- Аффективная стратегия
- 30. Виды невербального общения и их значение в коммуникативном процессе.
- 31. Федеральный закон рф «Об авторском праве и смежных правах (1995г.)
- Охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации
- Статья 1226. Интеллектуальные права
- Статья 1227. Интеллектуальные права и право собственности
- Статья 1255. Авторские права
- Права, смежные с авторскими Статья 1303. Основные положения
- 32. Способы выражения идеи в рекламе.
- 33. Atl, btl и ttl- технологии в рекламе. Основные различия и перспективы развития.
- 34. Медиапланирование: сущность, фазы, цели, правила составления. Медиапланирование и социальная ответственность.
- 35. Английская реклама 17в. Джон Хоутон.
- 36. Количественные и качественные исследования в социологии рекламной деятельности.
- 37. Методы измерения эффективности pr-кампании.
- 38. Возможности слогана в рекламе.
- 39. Североамериканская реклама колониального периода (17-18 вв.). Бенджамин Франклин.
- 40. Общество массового потребления. Достоинства и недостатки в контексте рекламной деятельности (Жан Бодрияр).
- 41. Рекламная стратегия. Виды рекламных стратегий.
- Стратегии рационалистического и проекционного типа: их достоинства и недостатки
- Виды стратегий рационалистического типа
- Родовая стратегия
- Стратегия преимущества
- Уникальное торговое предложение
- Риторические приемы создания истинного и ложного уникального торгового предложения
- Стратегии позиционирования
- Виды стратегий проекционного типа
- Стратегия “имидж марки”
- Стратегия “резонанс”
- Аффективная стратегия
- 42. Модели коммуникаций Дж. Грунига и т.Ханта.