logo
22 - 42

40. Общество массового потребления. Достоинства и недостатки в контексте рекламной деятельности (Жан Бодрияр).

Жан Бодрийар Система вещей

«Общество потребления — это не просто общество изобилия, где вдоволь всяких вещей. Это общество, в котором потребление сделалось главным содержанием общественной жизни, оттеснив на второй план производство и накопление.

Потребление здесь не сводится к пассивному использованию вещей, оно превращается в активный процесс их выбора и регулярного обновления, в котором обязан участвовать каждый член общества. Приобретая вещи, он стремится к вечно ускользающему идеалу — модному образцу, опережает время благодаря кредиту, пытается зафиксировать и присвоить его себе, собирая коллекционные вещи.

Для утверждения и регулирования такого образа жизни служит реклама, цель которой — не столько способствовать продаже того или иного товара, сколько внедрить в общественное сознание образ целого общества, эти товары потребляющего. Подобное потребительство принципиально не знает предела, насыщения, поскольку имеет дело не с вещами как таковыми, а с культурными знаками, обмен которыми происходит непрерывно и бесконечно. Однако знаки эти, хоть и обладают высокой семиотической ценностью, но оторваны от собственно человеческих, личностных или родовых, смыслов; это знаки дегуманизированной культуры, в которой человек отчужден.

Описать систему таких знаков, социокультурные механизмы, которыми они регулируются, — задача книги Жана Бодрийяра „Система вещей“ (1968). Ее автор, один из виднейших современных французских социологов (род. в 1929 г.), известен как аналитик культурных законов современной постиндустриальной цивилизации, а также как теоретик вырастающего на ее основе искусства постмодернизма. В его первой книге, несмотря на популярность изложения, новаторски ставятся многие принципиально важные проблемы социологии, философии, психоанализа, семиотики и искусствознания.»