13.6 Услуги, оказываемые покупателям магазинами
Органичным продолжением торгово-технологического процесса в магазине является оказание по-
купателям различного рода услуг. Это могут быть услуги трех видов:
связанные с оказанием помощи покупателю в совершении покупки и при ее использовании;
информационно-консультационные;
по созданию удобств покупателям.
Первая группа услуг включает:
прием и исполнение заказов на товары;
упаковку товаров;
доставку крупногабаритных товаров на дом покупателю;
организацию работ по послепродажному обслуживанию (установка технически сложных товаров
на дому у покупателя, сборка мебели и др.);
К информационно-консультационным услугам относят:
предоставление информации о товарах и их изготовителях, об услугах, оказываемых магазином;
консультации специалистов по товарам;
проведение рекламных презентаций товаров (показ товаров, дегустация продовольственных
товаров).
К услугам по созданию удобств покупателям относят:
организацию и создание мест отдыха;
предоставление услуг комнаты матери и ребенка (при наличии комплекса товаров для детей);
хранение купленных товаров;
организацию питания покупателей (создание буфета, кафетерия);
реализацию продовольственных товаров с потреблением на месте;
парковку автомашин покупателей на организованную стоянку у магазина.
Перечень услуг, оказываемых конкретным предприятием торговли, формируют в соответствии с ас-
сортиментом товаров, специализацией магазина, его местонахождением, спецификой обслуживания
контингента покупателей.
Услуги, оказываемые магазинами, могут быть платными или бесплатными. К бесплатным относят
услуги, непосредственно связанные с продажей товаров (консультации продавцов и специалистов, рек-
ламную информацию и т.д.).
Другие услуги, предоставление которых связано для магазинов с дополнительными затратами (рас-
крой тканей, доставка товаров на дом и др.), могут выполняться за плату.
Наиболее благоприятные условия для оказания дополнительных услуг имеются в универмагах,
универсамах и крупных специализированных магазинах. При этом преимущественное распространение
получили такие виды услуг: раскрой тканей; прием заказов на пошив одежды и подгонка одежды по
фигуре покупателя; доставка товаров на дом; установка купленных в магазине технически сложных то-
варов на дому у покупателей.
Кроме перечисленных дополнительных услуг, в магазинах оказывают и другие, удобные для поку-
пателей услуги. Например, комплектование праздничных наборов из имеющихся товаров; продажа цве-
тов, периодических изданий, лекарственных средств и др.; прием стеклопосуды на дому у населения;
консультации покупателей по домашнему консервированию продуктов; организация отделов обслужи-
вания инвалидов, престарелых и многодетных семей (с доставкой товаров на дом); установка городских
телефонов-автоматов; установка игровых автоматов и другие.
- 4 Тема Технологическое оборудование складов
- Весоизмерительное и фасовочное оборудование
- 1.03.12 Организация и технология складских операций
- 1. Складской технологический процесс и принципы его организации
- Организация и технология операций по поступлению и приемке товаров
- Технология размещения, укладки и хранения товаров
- Организация и технология отпуска товаров со склада
- 30.03 Организация труда складских работников
- Сущность и основные требования, предъявляемые к организации розничного товароснабжения
- Формы товароснабжения
- 3 Организация и технология завоза товаров на розничные торговые предприятия
- 1 Классификация и функции розничных торговых предприятий
- 2 Специализация и типизация розничных торговых предприятий
- 11.2 Состав и взаимосвязь помещений магазина
- 11.3 Устройство и планировка торгового зала магазина
- 12 Торгово-технологическое оборудование магазинов
- 12.1 Мебель для торговых залов магазинов
- 12.2 Торговый инвентарь
- 12.3 Торговое холодильное оборудование
- 12.4 Торговое измерительное оборудование
- 13.4 Размещение и выкладка товаров в торговом зале
- 13.5 Организация и технология розничной продажи товаров
- 13.6 Услуги, оказываемые покупателям магазинами
- 15.1 Проектирование предприятий торговли