logo
ОТП предприятия

13.6 Услуги, оказываемые покупателям магазинами

Органичным продолжением торгово-технологического процесса в магазине является оказание по-

купателям различного рода услуг. Это могут быть услуги трех видов:

􀂾 связанные с оказанием помощи покупателю в совершении покупки и при ее использовании;

􀂾 информационно-консультационные;

􀂾 по созданию удобств покупателям.

Первая группа услуг включает:

􀂾 прием и исполнение заказов на товары;

􀂾 упаковку товаров;

􀂾 доставку крупногабаритных товаров на дом покупателю;

􀂾 организацию работ по послепродажному обслуживанию (установка технически сложных товаров

на дому у покупателя, сборка мебели и др.);

К информационно-консультационным услугам относят:

􀂾 предоставление информации о товарах и их изготовителях, об услугах, оказываемых магазином;

􀂾 консультации специалистов по товарам;

􀂾 проведение рекламных презентаций товаров (показ товаров, дегустация продовольственных

товаров).

К услугам по созданию удобств покупателям относят:

􀂾 организацию и создание мест отдыха;

􀂾 предоставление услуг комнаты матери и ребенка (при наличии комплекса товаров для детей);

􀂾 хранение купленных товаров;

􀂾 организацию питания покупателей (создание буфета, кафетерия);

􀂾 реализацию продовольственных товаров с потреблением на месте;

􀂾 парковку автомашин покупателей на организованную стоянку у магазина.

Перечень услуг, оказываемых конкретным предприятием торговли, формируют в соответствии с ас-

сортиментом товаров, специализацией магазина, его местонахождением, спецификой обслуживания

контингента покупателей.

Услуги, оказываемые магазинами, могут быть платными или бесплатными. К бесплатным относят

услуги, непосредственно связанные с продажей товаров (консультации продавцов и специалистов, рек-

ламную информацию и т.д.).

Другие услуги, предоставление которых связано для магазинов с дополнительными затратами (рас-

крой тканей, доставка товаров на дом и др.), могут выполняться за плату.

Наиболее благоприятные условия для оказания дополнительных услуг имеются в универмагах,

универсамах и крупных специализированных магазинах. При этом преимущественное распространение

получили такие виды услуг: раскрой тканей; прием заказов на пошив одежды и подгонка одежды по

фигуре покупателя; доставка товаров на дом; установка купленных в магазине технически сложных то-

варов на дому у покупателей.

Кроме перечисленных дополнительных услуг, в магазинах оказывают и другие, удобные для поку-

пателей услуги. Например, комплектование праздничных наборов из имеющихся товаров; продажа цве-

тов, периодических изданий, лекарственных средств и др.; прием стеклопосуды на дому у населения;

консультации покупателей по домашнему консервированию продуктов; организация отделов обслужи-

вания инвалидов, престарелых и многодетных семей (с доставкой товаров на дом); установка городских

телефонов-автоматов; установка игровых автоматов и другие.