11.3 Устройство и планировка торгового зала магазина
Торговый зал – часть торговой площади, на которой осуществляется продажа товаров. Устройство и планировка торгового зала должны разрабатываться с учетом следующих требований:
обеспечения рациональной организации торгового процесса, движения покупательских и товарных потоков;
создания условий для механизации трудоемких процессов;
удобного для покупателей размещения входов, выходов, секций (отделов), торгового оборудования;
эффективного использования площади торгового зала при размещении торгового оборудования;
обеспечения рационального размещения и максимальной видимости выложенных товаров;
создания условий экономичности и простоты санитарного и технического обслуживания.
Наиболее распространенными являются торговые залы прямоугольной конфигурации с пропорциями сторон от 1 : 1 до 1 : 3. Подобная конфигурация торгового зала обеспечивает оптимальные условия для организации продажи товаров такими современными методами, как самообслуживание, продажа товаров по образцам.
Торговые залы магазинов, расположенных в отдельно стоящих зданиях, имеют пропорции близкие к квадрату (1 : 1; 1 : 1,5), что делает их эксплуатацию еще более эффективной с точки зрения перечисленных выше требований. Напротив, слишком вытянутая форма торговых залов (1 : 10 и более) встроенных магазинов усложняет их планировку, вызывает необходимость деления зала на отделы, что не всегда удобно для покупателей.
При планировке торгового зала важную роль играет правильная организация потоков покупателей, которая зависит от размещения входов и выходов, расстановки торгового оборудования и расположения контрольно-кассового узла.
Размещение входа в магазин и выхода из него по центру торгового зала применяют в магазинах, продажа в которых происходит через прилавок обслуживания. Это позволяет рассредоточить покупателей по всей площади зала.
В магазинах самообслуживания вход и выход совмещены и расположены, как правило, у правого угла фасада здания, чтобы поток покупателей был направлен против часовой стрелки.
Всю площадь торгового зала можно условно разделить на:
установочную площадь;
площадь проходов для покупателей и перемещения товаров;
площадь рабочих мест обслуживающего персонала;
площадь контрольно-кассового узла.
Установочная площадь включает в себя площадь, занятую торговым оборудованием для выкладки товаров и крупногабаритными товарами (холодильниками, стиральными машинами и т.п.), размещенными в торговом зале, а также площадь для проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей. В магазинах самообслуживания под установочную площадь обычно отводится примерно 30 % всей площади торгового зала.
Об эффективности использования площади торгового зала судят по коэффициенту установочной площади, который рассчитывают по формуле:
Ку = Sy / Sт.з ,
где Ку – коэффициент установочной площади; Sy – установочная площадь магазина, м2; Sт.з – площадь торгового зала, м2.
Если значение коэффициента установочной площади низкое (меньше 0,25), то это говорит о нерациональном использовании торговой площади из-за небольшого количества оборудования. Если же значение коэффициента завышено (более 0,35), то это может привести к неудобствам для покупателей, поскольку недостаточная ширина проходов между оборудованием в таком случае будет препятствовать их свободному перемещению.
Однако следует учесть, что этот показатель может изменяться в зависимости от размера магазина (чем больше торговая площадь, тем, как правило, меньше доля установочной площади) и от его специализации.
Наряду с рациональным использованием торговой площади под установку оборудования в магазине необходимо максимально эффективно использовать ее под выкладку товаров. Это достигается за счет применения оборудования, имеющего большую экспозиционную площадь.
Экспозиционная площадь (часть установочной площади) исчисляется как сумма площадей всех горизонтальных, вертикальных и наклонных плоскостей, используемых для выкладки товаров на торговом оборудовании в торговом зале. К экспозиционной площади относится и площадь, занимаемая основаниями крупногабаритных товаров.
Степень использования площади торгового зала под выкладку товаров характеризует коэффициент экспозиционной площади. Его рассчитывают по следующей формуле:
Кэксп = Sэксп / Sт.з ,
где Кэксп – коэффициент экспозиционной площади торгового зала; Sэксп – экспозиционная площадь магазина, м2; Sт.з – площадь торгового зала, м2.
Этот показатель зависит от видов и типов применяемого для выкладки оборудования. Оптимальным между экспозиционной площадью и площадью торгового зала в магазине самообслуживания считается соотношение, примерно равное 0,7.
Увеличение коэффициента экспозиционной площади за счет применения островных горок или стеллажей большой высоты может привести к ухудшению обозримости товаров, вызвать неудобства при их выкладке, а также затруднить отбор товаров покупателями.
Коэффициент экспозиционной площади зависит от специализации магазина: он будет ниже в магазинах, где применяются холодильные прилавки и подобное холодильное оборудование, в магазинах, торгующих крупногабаритными товарами, и т.д.
Площадь проходов для покупателей и перемещения товаров
Ширина проходов между торговым оборудованием определяется строительными нормами и правилами (СНИПы), однако она может изменяться в каждом конкретном магазине с учетом применяемых средств механизации и интенсивности покупательского потока. Для свободного перемещения покупателей необходимо иметь магистральный (более широких по сравнению с обычными проходами) проход.
Площадь для организации рабочих мест обслуживающего персонала (в магазинах, где торговля ведется через прилавок). Ее размер равен произведению длины фронта прилавка на глубину рабочего места. Глубина рабочего места продавца включает ширину прилавка и торгового оборудования для выкладки и размещения рабочего запаса товаров, а также ширину прохода между ними, который должен быть не менее 0,9 м.
Специально оборудованная часть площади торгового зала, предназначенная для расчетов с покупателями в зонах самообслуживания магазинов, в пределах которой сосредоточено более одной контрольно-кассовой машины, называется контрольно-кассовым узлом. Площадь контрольно-кассового узла включает в себя площадь, занимаемую кассовыми кабинами, проходами между ними, столами для упаковки товаров, площадь для хранения корзин и тележек. В магазинах самообслуживания эта площадь не должна превышать 15 % площади торгового зала. При этом количество рабочих мест контролеров-кассиров определяют, исходя из специализации магазина и площади его торгового зала.
При составлении технологической планировки торгового зала большое значение имеет рациональное использование площади магазина за счет правильного размещения и применения торгового оборудования.
В зависимости от размеров и конфигурации торгового зала, ассортимента реализуемых товаров и методов продажи применяют линейную, боксовую, выставочную и смешанную планировки.
Линейная планировка – при методах самообслуживания, когда расстановка оборудования и проходы для покупателей спланированы в виде параллельных линий, расположенных, перпендикулярно линии узла расчета. При этом часть оборудования часть (пристенные горки, тару-оборудование, охлаждаемые прилавки) устанавливают вдоль стен торгового зала, что позволяет с большей эффективностью использовать его площадь.
С помощью линейной планировки удобно регулировать направления движения покупательских потоков, организовать единый расчетный узел. Она обеспечивает хороший просмотр торгового зала, предоставляет возможность самостоятельного отбора товаров всеми покупателями, позволяет совершить комплексную покупку, затратив на это минимум времени.
Различают три варианта линейной планировки:
продольную – линии оборудования выстроены вдоль торгового зала; применяется если торговый зал имеет небольшую глубину (до 2 (12?) метров)
поперечную – оборудование образует линии, идущие поперек торгового зала;
комбинированную, сочетающую в себе продольную и поперечную планировки.
Боксовая планировка представляет собой разбивку всей площади торгового зала на отделы (боксы).
При этом каждый отдел имеет собственный узел расчета, что делает такую планировку менее удобной для покупателей, совершающих комплексную покупку, поскольку на приобретение товаров в каждом отделе и на расчетные операции приходится затрачивать дополнительное время.
Боксовая планировка часто применяется в крупных магазинах или магазинах, расположенных в жилых домах и имеющих вытянутые пропорции торговых залов. Оправдано ее применение и в магазинах с универсальным ассортиментом непродовольственных товаров, особенно при продаже товаров, требующих примерки (обувь, одежда) или специального отбора (ювелирные изделия и т.п.).
Выставочная планировка применяется в магазинах, торгующих по образцам. Ее используют при продаже тканей, обоев, бытовой техники и др. Товары демонстрируют на стендах, горках, стеллажах, манекенах.
Смешанная планировка торгового зала сочетает в себе различные виды планировок.
- 4 Тема Технологическое оборудование складов
- Весоизмерительное и фасовочное оборудование
- 1.03.12 Организация и технология складских операций
- 1. Складской технологический процесс и принципы его организации
- Организация и технология операций по поступлению и приемке товаров
- Технология размещения, укладки и хранения товаров
- Организация и технология отпуска товаров со склада
- 30.03 Организация труда складских работников
- Сущность и основные требования, предъявляемые к организации розничного товароснабжения
- Формы товароснабжения
- 3 Организация и технология завоза товаров на розничные торговые предприятия
- 1 Классификация и функции розничных торговых предприятий
- 2 Специализация и типизация розничных торговых предприятий
- 11.2 Состав и взаимосвязь помещений магазина
- 11.3 Устройство и планировка торгового зала магазина
- 12 Торгово-технологическое оборудование магазинов
- 12.1 Мебель для торговых залов магазинов
- 12.2 Торговый инвентарь
- 12.3 Торговое холодильное оборудование
- 12.4 Торговое измерительное оборудование
- 13.4 Размещение и выкладка товаров в торговом зале
- 13.5 Организация и технология розничной продажи товаров
- 13.6 Услуги, оказываемые покупателям магазинами
- 15.1 Проектирование предприятий торговли