logo
М технол - копия

Тема 1.1 Технологические процессы в торговле

Основные вопросы темы

  1. Понятие и содержание торгово-технологического процесса в торговле.

  2. Научно-технический прогресс и технологические процессы в торговле.

Целевая установка по изучению темы

Изучение первого вопроса следует начать с определения понятия «технология», «технологический процесс», выявить специфические особенности технологических процессов в торговле, их сходство и отличия от процессов, происходящих в производстве.

Термин «технология» происходит от греческих слов technё, что означает искусство, ремесло, наука и logos – понятие, учение. Таким образом, под технологией в дословном переводе подразумевается совокупность знаний о способах и средствах выполнения каких-либо решений работ.

Технология - это комплекс основных функциональных процессов конкретной отрасли деятельности человека.

Следует отметить, что каждая отрасль народного хозяйства имеет различную технологию. Это различие определяется целями, составом средств труда, особенностями трудовых операций. Вместе с тем технология любой отрасли подчинена также общим закономерностям развития этой науки.

В отраслях материального производства технология содержит основные производственные процессы, на транспорте – процесс перевозки, в торговле – процесс товародвижения и обмена.

Обмен имеет две важнейшие стороны: торговую (коммерческую), представляющую собой смену формы стоимости и производственную (технологическую), представляющую собой движение товарной продукции промышленности и сельского хозяйства до потребителей.

Движение товаров (предметов потребления) связано с выполнением многочисленных операций технологического характера: хранением, транспортированием на дальние расстояния и перемещением в пределах торговых предприятий, количественной и структурной перегруппировкой ассортимента, контролем количества и качества товаров, упаковкой и другими видами работ, которые представляют собой продолжение процесса производства в сфере обращения.

Технологические операции, выполняемые в торговле, направлены на обеспечение сохранности потребительной стоимости товаров и их продвижение к конечному потребителю. Некоторые операции обеспечивают доработку товаров, доведение их до стадии готовности к потреблению, в результате чего происходит увеличение не только меновой, но и потребительной стоимости товаров.

Составные элементы технологии торговых процессов в значительной мере аналогичны процессам материального производства. Для осуществления процесса товародвижения требуются средства и орудия труда: торговые сооружения (магазины, склады), подъемно-транспортное оборудование, специальные машины и линии, например, пакетоформирующие линии с приборами измерения массы, а также технологический транспорт. В качестве основного предмета труда в торговле выступают продукты промышленности и сельского хозяйства (в товарной форме).

Предметами труда в торговле наряду с товарами являются также тара и упаковочные средства на завершающей стадии товародвижения, где происходит окончательная смена формы стоимости товаров, объектом труда становится человек-покупатель.

Специфичность предметов труда в торговле определяет сложность и разнородность технологических операций, которые на разных стадиях процесса товародвижения существенно различаются. Особенностью торговых процессов является участие в них на завершающей стадии покупателей. Развитие технологии привело к трансформации роли покупателей – они стали выступать не только как объект труда и услуг в торговом процессе, но и как самостоятельная рабочая сила при самообслуживании.

Таким образом, технологические процессы торговли имеют не только сходство, но и отличие от процессов материального производства. Для них характерна не только система «человек – машина – процесс», но и система «человек – человек».

Вместе с тем развитие торговой технологии подчинено общим закономерностям индустриализации. Поэтому исключительное значение имеет возможность заимствования готовых «индустриальных решений других отраслей для повышения эффективности торговых процессов».

При рассмотрении второго вопроса, нужно уяснить, что научно-технический прогресс является одним из важных факторов развития экономики.

К важнейшим направлениям НТП прогресса в торговле могут быть отнесены:

совершенствование действующей торговой сети и строительство современных предприятий торговли;

индустриализация строительства предприятий торговли; механизация и автоматизация трудоемких работ;

широкое применение пакетных и контейнерных систем грузовой переработки товарных потоков;

электронизация торговых операций;

внедрение прогрессивных технологий торгового обслуживания;

автоматизация контрольно-кассовых операций и внедрение магазинных пластиковых карт при расчетных операциях;

автоматизация процессов продажи товаров;

автоматизация процессов холодильной обработки продуктов.

Научно-технический прогресс в торговле направлен на стимулирование увеличения товарооборота, создание условий для совершенствования технологии, механизации и автоматизации торговых процессов, более эффективного использования торговых и складских площадей, транспортных средств, повышение культуры торговли, и в конечном итоге – повышение эффективности отрасли. Внедрение достижений НТП помогает решать социальные задачи: улучшение условий труда работников торговли, облегчение тяжелых и трудоемких работ, сокращение производственного травматизма, изменение характера и содержания труда торговых работников.