Тема 3.1 Розничные торговые предприятия
Основные вопросы темы
1.Значение розничной торговой сети и основные направления ее развития
2.Функции и классификация розничных торговых предприятий. Специализация и типизация магазинов.
Целевая установка по изучению темы
Торговля потребительскими товарами – это совокупность операций купли-продажи товаров. Она оказывает производителям услуги по продвижению товаров до потребителя, определяет место и роль каждого конкретного товара, способствует его конкурентоспособности в сфере товарного обращения.
По мере развития рыночных отношений активизируется торговая деятельность, существенно изменяются функции торговли. Удовлетворение потребностей населения в товарах осуществляется посредством розничной торговли - ведущего звена всей системы торгового обслуживания.
Концепция развития внутренней торговли предусматривает развитие внемагазинных и магазинных форм продажи товаров, основанных на общих принципах развития розничной торговой сети.
Студентам необходимо ознакомиться с государственными стандартами «Торговля. Термины и определения»; «Розничная торговля. Классификация предприятий» и ФЗ-381 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ».
При изучении второго вопроса студенты должны ознакомиться с основными признаками классификации розничных торговых предприятий:
по видам и особенностям устройства различают магазины, магазины-склады, павильоны, палатки, автомагазины, магазины-автоматы и др.
в зависимости от ассортимента реализуемых товаров и размера торговой площади магазины подразделяют на типы (продовольственные, непродовольственные, универсальные), а внутри каждого типа – на типоразмеры.
по формам обслуживания различают магазины самообслуживания, предприятия торгующие через прилавок и с открытым доступом.
с учетом типа здания и особенностей его объемно- планировочного решения предприятия розничной торговли подразделяют на отдельно стоящие, встроенно-пристроенные и торговые комплексы, а по этажности они бывают одноэтажные, многоэтажные, с подвальными помещениями и без них.
по функциональным особенностям – стационарные, передвижные, сезонные, посылочные и комиссионные.
Развитие розничной торговой сети и её обновление, а также совершенствование структуры с учетом Концепции и ГОСТов требует рационального размещения торговых предприятий, их специализации и типизации.
В основу специализации магазинов положены следующие признаки: товарный профиль, формы торгового обслуживания, функциональная роль предприятия.
С учетом товарной специализации магазины делятся на следующие группы:
узкоспециализированные,
специализированные,
комбинированные,
универсальные,
смешанные.
Типизация включает в себя систему мероприятий, направленных на отбор технически совершенных и экономически эффективных типов магазинов, при этом используют Номенклатуру типов магазинов, она включает в себя основные и дополнительные типы. При изучении вопроса студентам нужно исходить из положений Номенклатуры. К основным признакам, определяющим тип магазина, относятся ассортиментный профиль, размер торговой площади и применяемый метод продажи. Сеть магазинов представлена широкой номенклатурой, включающей основные типы магазинов для проектирования и нового строительства и дополнительные типы для переспециализации действующих предприятий. Типы торговых предприятий совершенствуются под влиянием НПТ и других факторов.
- Раздел 1 Технология в торговле
- Тема 1.1 Технологические процессы в торговле
- Тема 1.2 Основы технологии товародвижения и товароснабжения
- Тема 1.3 Технология и организация транспортно-экспедиционных операций
- Тема 1.4 Тара и тарные операции в торговле
- Раздел 2 Технологические процессы в оптовой торговле
- Тема 2.1 Склады в оптовой торговле
- Тема 2.2 Складской технологический процесс и принципы его организации
- Тема 2.3 Управление торгово-технологическим процессом на складе
- Раздел 3 Технологические процессы в розничной торговле
- Тема 3.1 Розничные торговые предприятия
- Тема 3.2 Торгово-технологические процессы розничных торговых предприятий
- Тема 3.3 Основы технологического проектирования розничных предприятий
- Раздел 4 Техническая оснащенность предприятий торговли
- Тема 4.1 Техническая оснащенность складского хозяйства
- Тема 4.2 Техническая оснащенность розничных предприятий
- Тема 4.3 Техника безопасности труда на предприятиях торговли