logo
М технол - копия

Тема 3.1 Розничные торговые предприятия

Основные вопросы темы

1.Значение розничной торговой сети и основные направления ее развития

2.Функции и классификация розничных торговых предприятий. Специализация и типизация магазинов.

Целевая установка по изучению темы

Торговля потребительскими товарами – это совокупность операций купли-продажи товаров. Она оказывает производителям услуги по продвижению товаров до потребителя, определяет место и роль каждого конкретного товара, способствует его конкурентоспособности в сфере товарного обращения.

По мере развития рыночных отношений активизируется торговая деятельность, существенно изменяются функции торговли. Удовлетворение потребностей населения в товарах осуществляется посредством розничной торговли - ведущего звена всей системы торгового обслуживания.

Концепция развития внутренней торговли предусматривает развитие внемагазинных и магазинных форм продажи товаров, основанных на общих принципах развития розничной торговой сети.

Студентам необходимо ознакомиться с государственными стандартами «Торговля. Термины и определения»; «Розничная торговля. Классификация предприятий» и ФЗ-381 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ».

При изучении второго вопроса студенты должны ознакомиться с основными признаками классификации розничных торговых предприятий:

по видам и особенностям устройства различают магазины, магазины-склады, павильоны, палатки, автомагазины, магазины-автоматы и др.

в зависимости от ассортимента реализуемых товаров и размера торговой площади магазины подразделяют на типы (продовольственные, непродовольственные, универсальные), а внутри каждого типа – на типоразмеры.

по формам обслуживания различают магазины самообслуживания, предприятия торгующие через прилавок и с открытым доступом.

с учетом типа здания и особенностей его объемно- планировочного решения предприятия розничной торговли подразделяют на отдельно стоящие, встроенно-пристроенные и торговые комплексы, а по этажности они бывают одноэтажные, многоэтажные, с подвальными помещениями и без них.

по функциональным особенностям – стационарные, передвижные, сезонные, посылочные и комиссионные.

Развитие розничной торговой сети и её обновление, а также совершенствование структуры с учетом Концепции и ГОСТов требует рационального размещения торговых предприятий, их специализации и типизации.

В основу специализации магазинов положены следующие признаки: товарный профиль, формы торгового обслуживания, функциональная роль предприятия.

С учетом товарной специализации магазины делятся на следующие группы:

узкоспециализированные,

специализированные,

комбинированные,

универсальные,

смешанные.

Типизация включает в себя систему мероприятий, направленных на отбор технически совершенных и экономически эффективных типов магазинов, при этом используют Номенклатуру типов магазинов, она включает в себя основные и дополнительные типы. При изучении вопроса студентам нужно исходить из положений Номенклатуры. К основным признакам, определяющим тип магазина, относятся ассортиментный профиль, размер торговой площади и применяемый метод продажи. Сеть магазинов представлена широкой номенклатурой, включающей основные типы магазинов для проектирования и нового строительства и дополнительные типы для переспециализации действующих предприятий. Типы торговых предприятий совершенствуются под влиянием НПТ и других факторов.