Тема 4.2 Техническая оснащенность розничных предприятий
Основные вопросы темы
Назначение и классификация технических средств и технологического оборудования для розничных торговых предприятий.
Автоматизированные средства продажи товаров. Вспомогательное оборудование.
Технические средства защиты товаров от хищения.
Выбор технических средств и торгового оборудования для розничных торговых предприятий.
Целевая установка по изучению темы
Техническая оснащенность розничных предприятий включает торгово-технологическое оборудование магазинов, обеспечивающее рациональную организацию торгово-технологического процесса и обслуживания покупателей.
Выделяются основные группы оборудования и мебели.
I.Мебель для торговых залов и подсобных помещений магазинов:
для приемки товаров по качеству (столы для бракеража);
подготовки товаров к продаже (столы для фасовки товаров);
показа товаров (витрины);
выкладки и продажи товаров (горки, прилавки, прилавки-витрины, вешала);
транспортировки и продажи товаров (тара-оборудование);
расчетов с покупателями (кассовые кабины);
для обслуживания покупателей (примерочные кабины, банкетки и подставки для примерки обуви, корзины и тележки для отбора товаров).
Для того, чтобы мебель отвечала задачам рациональной организации торгово-технологического процесса в магазине, а также высокому уровню культуры обслуживания покупателей, она должна соответствовать ряду требований:
1) Технико – эксплуатационные, определяют практическую пригодность мебели к эксплуатации, удобства пользования ею. К основным эксплуатационным требованиям относятся: прочность, устойчивость, разборность, подвижность, достаточная вместимость, соответствие товарному ассортименту, форме продажи товаров и др.
2) Эргономические, указывают соответствие размеров мебели (длина, ширина, высота) и ее деталей среднему росту и пропорциям тела человека. Это обеспечивает свободный доступ к товарам, хороший показ и минимальную утомляемость работника.
3) Экономические, сводятся к созданию недорогой мебели. Поэтому мебель изготовляют простой и облегченной конструкции, из недорогого материала, индустриальными методами производства. Снижению стоимости мебели способствуют также ее надежность, долговечность, возможность легкого и быстрого ремонта.
4) Эстетические, характеризуют роль мебели в улучшении показа товаров и украшении помещений торговых залов магазинов. Красивый внешний вид мебели придают простота формы, изящество и четкость линий, использование современных материалов и высокое качество декоративной отделки.
5) Санитарно – гигиенические, предусматривают стойкость мебели к химическим и механическим воздействиям, легкость ухода за ней. Мебель изготовляют с гладкой, ровной поверхностью, без лишних углублений, зазоров и выступов. Рабочие поверхности мебели, соприкасающиеся с пищевыми продуктами, должны изготовляться из материалов, допущенных к применению в продовольственном машиностроении.
II.Инвентарь:
Важным дополнением торгово-технологического оборудования магазинов является торговый инвентарь, который представляет собой приспособления, инструменты и приборы, применяемые для показа и обработки товаров в процессе обслуживания покупателей, а также для различных вспомогательных и хозяйственных операций. Рациональное использование инвентаря способствует ускорению торгово-технологического процесса, повышению культуры обслуживания покупателей, улучшению условий и повышению производительности труда торговых работников, сокращению издержек обращения.
Торговый: для вскрытия тары и упаковки (съёмники обручей, набойки бондарные, различные гвоздодеры, хозяйственные топоры, молотки, клещи);
для проверки размеров и качества товаров (шаблоны, пробоотборники, овоскоп, виноскоп, мерительные инструменты);
для подготовки товаров к продаже (приспособления для разруба, разделки и нарезки мяса, субпродуктов и рыбы, утюги и гладильные доски, щетки для чистки одежды и обуви, инвентарь для фасования товаров);
для отпуска их покупателям (вилки, щипцы, лопатки, ковши, сачки для рыбы, метры, инвентарь для упаковки, примерочные зеркала, кольца-измерители);
для выкладки и рекламы товаров (лотки, окорята, подставки, кронштейны, корзинки, планшеты);
для отбора товаров покупателями (корзины, тележки).
Вспомогательный – приспособления для точки, правки и хранения ножей, совки, воронки, насос для перекачки жидкостей, лестницы (стремянки).
Санитарно-гигиенический для уборки и санобработки – окномойки, щетки, совки, мусоросборники.
Противопожарный – огнетушители, бочки с водой, ящики с песком, набор противопожарных инструментов.
III.Торговое холодильное оборудование:
Торговое холодильное оборудование представляет собой охлаждаемые устройства, предназначенные для кратковременного хранения, выкладки и продажи скоропортящихся товаров на предприятиях розничной торговли. Оно является одним из звеньев непрерывной холодильной цепи и представлено следующими видами:
Для хранения товаров – холодильные камеры, шкафы, закрытые прилавки
Для показа и продажи товаров – открытые прилавки, витрины и прилавки-витрины
Демонстрационное оборудование – демонстрационные витрины, шкафы - витрины.
По температурному режиму, поддерживаемому в охлаждаемой емкости, холодильное оборудование принято подразделять на низкотемпературное (для замороженных продуктов) и обычное (для охлажденных продуктов). В низкотемпературном оборудовании товары хранят при температуре -18°С и ниже. Охлажденные продукты хранят при температуре 0-2°С.
IV.Торговое измерительное оборудование:
Для осуществления операций, связанных с приемкой товаров, подготовкой их к продаже и отпуском, применяется торговое измерительное оборудование: весы, гири, меры длины и объема (деревянные и металлические метры, мерные кружки, мензурки).
Весы— прибор для измерения массы товара. Основными признаками их классификации служат: принцип действия; место и способ установки; вид указательного устройства; вид отсчета показаний взвешивания; способ снятия показаний.
В зависимости от принципа действия различают рычажные, электромеханические и электронные весы.
По месту и способу установки весы делят на настольные, передвижные и стационарные.
По виду указательного устройства весы подразделяют на гирные, шкальные, шкально-гирные, циферблатные и цифровые электронные.
По виду отсчета показаний взвешивания весы бывают с визуальным отсчетом и с документальной регистрацией.
По способу снятия показаний различают весы с местным и дистанционным способами снятия показаний.
К весам предъявляются метрологические и эксплуатационные требования.
Важнейшими метрологическими требованиями являются: точность взвешивания, чувствительность, постоянство показаний и устойчивость. Весы следует считать точными в том случае, если они дают показания измерения массы с отклонением от истинных показаний в пределах допустимой погрешности. Чувствительность весов - их свойство выходить из состояния равновесия при незначительном увеличении нагрузки..
К основным эксплуатационным требованиям, предъявляемым к весам, относят: надежность (способность исправно и безотказно выполнять свои функции в течение всего срока эксплуатации), наглядность показаний (хорошая обозримость и читаемость показаний весов), максимальная скорость взвешивания (их способность быстро приходить в состояние равновесия). Кроме того, весы должны отвечать определенным санитарно-гигиеническим требованиям, которые предусматривают их изготовление из материалов, являющихся нейтральными по отношению к взвешиваемым товарам и окружающей среде. Их конструкция и отделка поверхностей деталей не должны препятствовать чистке и мытью.
V.Контрольно-кассовое оборудование
По конструкции ККМ разделяются на: автономные; пассивные системные; активные системные; фискальный регистратор.
Студентам необходимо ознакомиться подробно с видами, типом технических средств и оборудования магазинов, их характеристиками, принципами оснащения предприятия. Целесообразно также усвоить правила эксплуатации и порядок сервисного обслуживания оборудования.
В процессе изучения второго вопроса студентам нужно ознакомиться с продажей товаров через автоматизированные технические средства. Автоматизированные средства продажи – это устройства, которые автоматически отпускают товары покупателю после получения от них платежных средств. Продажа через автоматы является одной из прогрессивных форм продажи товаров. В последнее время следует отметить снижение объемов продажи товаров с помощью автоматов, сокращение ассортимента реализуемых товаров. С другой стороны, расширяется объем услуг, осуществляемых с помощью автоматизированных средств – это разменные, игральные и информационные автоматы.
Необходимо ознакомиться с основными видами информационного и рекламного оборудования и рекламных средств, применяемых на предприятиях розничной торговли, рассмотреть их влияние на эффективность работы магазинов.
Большое значение в процессе технического оснащения магазинов играет решение проблемы хищений с помощью применения современных средств защиты. В первую очередь нужно ознакомиться со способами защиты товаров: визуальное наблюдение; с помощью радиоэлектронных систем сигнализации; систем сигнализации-оповещения; систем слежения. Применяемый способ или комплекс способов определяют использование различных технических средств, перечень которых постоянно расширяется и совершенствуется.
Все применяемые средства защиты товаров от хищения по функциональному назначению можно разделить на физические, аппаратные, программные и криптографические.
Современный рынок средств обеспечения безопасности предприятия предлагает в частности: системы контроля входа в помещение; системы управления доступом; различные замки и электрозащелки; системы охранной сигнализации; системы охранного освещения; сейфы и металлические шкафы; различные электронные системы для предотвращения хищения товаров; аппаратуру скрытого наблюдения, фотографирования и видеосъемки; переговорные устройства.
Для служб безопасности предприятия стали доступными: профессиональная аппаратура скрытого аудио-видео-радионаблюдения, интегрированные системы разведки, системы слежения за движущимся объектом.
При техническом оснащении предприятий розничной торговли особое внимание должно быть уделено выбору типов и моделей технических средств и оборудования и определению их оптимального набора. При этом важно учитывать товарный профиль и размеры торгового зала магазина, методы продажи товаров. Определение оптимального набора и характер размещения оборудования оказывают существенное влияние на эффективность использования площадей магазина. При определении потребности в технических средствах и технологическом оборудовании магазинов применяются схемы технологических планировок, примерные нормы оснащения и расчетные методы.
- Раздел 1 Технология в торговле
- Тема 1.1 Технологические процессы в торговле
- Тема 1.2 Основы технологии товародвижения и товароснабжения
- Тема 1.3 Технология и организация транспортно-экспедиционных операций
- Тема 1.4 Тара и тарные операции в торговле
- Раздел 2 Технологические процессы в оптовой торговле
- Тема 2.1 Склады в оптовой торговле
- Тема 2.2 Складской технологический процесс и принципы его организации
- Тема 2.3 Управление торгово-технологическим процессом на складе
- Раздел 3 Технологические процессы в розничной торговле
- Тема 3.1 Розничные торговые предприятия
- Тема 3.2 Торгово-технологические процессы розничных торговых предприятий
- Тема 3.3 Основы технологического проектирования розничных предприятий
- Раздел 4 Техническая оснащенность предприятий торговли
- Тема 4.1 Техническая оснащенность складского хозяйства
- Тема 4.2 Техническая оснащенность розничных предприятий
- Тема 4.3 Техника безопасности труда на предприятиях торговли