logo
М технол - копия

Тема 1.2 Основы технологии товародвижения и товароснабжения

Основные вопросы темы

  1. Процесс товародвижения. Факторы, влияющие на процесс товародвижения: производственные, транспортные и торговые.

  2. Технология товародвижения: формы и звенность.

  3. Товароснабжение: понятие, задачи, принципы организации.

  4. Формы и методы товароснабжения, схемы завоза товаров в розничную сеть.

Целевая установка по изучению темы

Для организации товародвижения необходима совокупность научных знаний о способах и средствах выполнения комплексного процесса доведения товаров от производства до потребления.

Процесс доведения товаров от предприятий-изготовителей через предприятия оптовой и розничной торговли до потребителей называется товародвижением. Он включает не только физическое перемещение товаров из мест производства в места потребления, но и операции, связанные с их хранением, подсортировкой и подготовкой к продаже на предприятиях торговли.

Процесс товародвижения включает несколько этапов (стадий): движение товаров от производства до складов оптовой торговли, внутрискладские операции, хранение, товароснабжение розничной торговой сети, отпуск покупателям транспортными «мостами». Для каждого этапа нужно четко уяснить цель, определить участников процесса, выявить факторы, влияющие на процесс товародвижения. Процесс товародвижения сопровождается потоками коммерческой, отчетно-распорядительной и других видов информации.

На организацию процесса товародвижения оказывают влияние ряд факторов, которые можно объединить в следующие группы:

производственные – размещение производства, специализация производственных предприятий, сезонность производства отдельных товаров;

транспортные - состояние транспортных путей сообщения, виды транспорта, используемые для перевозки товаров, состояние транспорта;

социальные – расселение населения, уровень денежных доходов населения и т.д.;

торговые – размеры, специализация и размещение предприятий торговли, степень сложности ассортимента товаров и их свойства, уровень организации товароснабжения розничной торговой сети.

В основу рациональной организации процесса товародвижения должно быть положено соблюдение следующих основных принципов:

применение кратчайших путей движения товаров;

установление оптимальной формы и звенности движения товаров с широким применением централизованной доставки товаров в розничную торговую сеть;

выбор рациональных транспортных средств и эффективное их использование;

широкое применение тары-оборудования и средств механизации погрузочно-разгрузочных и складских работ;

постоянное совершенствование и оптимизация технологической цепи товародвижения. На характер процесса товародвижения большое влияние оказывают его форма и звенность. В практике организации товародвижения находят применение две его формы: транзитная и складская.

Транзитная форма заключается в завозе товаров в розничную торговую сеть непосредственно с производственных предприятий. Складская форма находит применение в основном при доставке в розничную торговую сеть товаров сложного ассортимента. При этом товары с целью их подсортировки следуют через складские звенья. Различают однозвенную и многозвенную складские формы товародвижения. Для определения складской звенности используют коэффициент, который рассчитывается путем отношения оптово-складского товарооборота к розничному.

При изучении третьего вопроса студентам необходимо ознакомиться с понятием процесса товароснабжения и уяснить отличие его от процесса товародвижения.

Под товароснабжением розничной торговой сети понимается система мероприятий, представляющая собой сложный комплекс коммерческих и технологических операций по доведению товаров до предприятий розничной торговли.

При организации товароснабжения розничных торговых предприятий должны учитываться следующие основные требования:

источники и приемлемые формы снабжения должны определяться с учетом ассортимента и объема выпускаемых производителями товаров и их территориальной удаленности от снабжаемых предприятий торговли;

завоз товаров должен осуществляться в соответствии со спросом населения и установленным для магазина обязательным ассортиментным перечнем;

количество завозимых товаров должно определяться типом предприятия, его мощностью, характеризуемой объемом товарооборота и размерами торговых площадей, а также сроками реализации товаров и спросом покупателей на товары;

величина единовременно доставляемой партии должна исчисляться с учетом имеющихся товарных запасов, объема среднедневной реализации и установленной периодичностью завоза;

четко разработанная система товароснабжения должна обеспечивать минимальные издержки по завозу и хранению.

Товароснабжение розничных торговых предприятий должно основываться на следующих основных принципах: планомерность, ритмичность, оперативность, экономичность, централизация и технологичность.

На организацию товароснабжения розничной торговой сети оказывают влияние многие факторы, важнейшие из которых следующие:

уровень управления процессом товароснабжения, достоверность коммерческой информации, используемой для определения потребности в товарах, размещение торговой сети, состояние и размещение складского хозяйства, транспортные условия, оснащенность предприятий розничной торговли торгово-технологическим оборудованием.

При изучении темы необходимо усвоить преимущества и недостатки различных форм товароснабжения и методов доставки, обратив особое внимание на прогрессивные технологии доставки грузов и их эффективность.

В зависимости от источников поступления товаров применяют транзитную и складскую формы товароснабжения розничной торговой сети, нужно знать их отличия, условия и факторы применения.

Выбрать наиболее оптимальные источники и формы товароснабжения можно с помощью разработки схем завоза товаров. Эти схемы определяют порядок движения товаров от промышленных предприятий, оптовых баз и других поставщиков до розничных торговых предприятий по каждой товарной группе, а в случае необходимости – по отдельным подгруппам товаров. Схемы предусматривают конкретный порядок завоза товаров в каждое розничное торговое предприятие.

Товары могут доставляться в магазины централизованным и децентрализованным методами.

Наиболее эффективен централизованный завоз, при котором доставка товаров осуществляется силами и средствами поставщика на основе заявок розничных торговых предприятий в согласованные сроки. Особое значение централизованный завоз имеет для снабжения малых и средних предприятий, которые составляют в настоящее время значительную часть предприятий розничной торговли. С применением централизованного завоза решается целый комплекс проблем, стоящих перед розничными предприятиями: эффективнее используется рабочая сила и транспорт, снижаются издержки обращения, поддерживается стабильный ассортимент, ускоряется оборачиваемость товаров, уменьшается их порча.

В системе мероприятий, направленных на обеспечение рациональной организации централизованного товароснабжения розничной торговой сети, важная роль принадлежит разработке технологических схем товароснабжения, основанных на применении взаимоувязанных транспортных систем.

Широкое применение находят технологические схемы с использованием тары-оборудования, а также создание диспетчерских служб и внедрение компьютерных технологий в разработке рациональных схем завоза.