Тема 3.3 Основы технологического проектирования розничных предприятий
Основные вопросы темы
Проектирование розничных торговых предприятий. Факторы, влияющие на размещение розничной торговой сети.
Виды зданий, используемых для размещения магазинов.
Устройство и планировка магазинов, состав и взаимосвязь помещений магазинов.
Целевая установка по изучению темы
Развитие розничной торговой сети и её обновление требуют рационального размещения торговых предприятий, их специализации и типизации.
Рассматривая вопросы размещения магазинов, следует учитывать влияние градостроительных, транспортных, социальных и экономических факторов, учитываются и принципы равномерности, ступенчатости и группового размещения предприятий торговли.
Здания, которые используются для размещения магазинов, классифицируются по следующим основным признакам:
капитальности сооружения (капитальные и облегченные),
размещению (отдельно-стоящие, встроенно-пристроенные, торговые комплексы),
особенностям объёмно-планировочного решения (одноэтажные, многоэтажные с подвальными помещениями или без них),
материалу стен и конструктивных элементов (кирпичные, каменные, гипсоблочные, шлакоблочные, железобетонные и деревянные).
Здания и сооружения, в которых размещаются магазины, должны отвечать ряду технологических, архитектурно-строительных, экономических и санитарно-гигиенических требований.
Магазин должен располагать комплексом помещений, необходимых для рационального функционирования торгово-технологического процесса. Состав и размеры помещений зависят от типа магазина и его общей площади. Совокупность помещений магазина в соответствующей их взаимосвязи составляет его технологическую планировку. Помещения подразделяются на группы:
торговые – торговые залы, помещения приема и выдачи заказов, зал кафетерия, зал демонстрации новых товаров, помещения (зоны) для дополнительных услуг покупателям.
для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже - приемочные, разгрузочные, кладовые для хранения товаров, охлаждаемые камеры для хранения скоропортящихся продуктов, помещения для подготовки товаров к продаже, фасовочные, комплектовочные и экспедиции отдела заказов.
вспомогательные (подсобные) – для хранения тары и контейнеров, экспедиции по доставке товаров на дом, мастерские по ремонту оборудования и инвентаря, рекламно-оформительские мастерские, помещения для приема посуды, моечные.
административно-бытовые - конторские помещения, помещения для размещения столовой или буфета для персонала, комнаты отдыха, здравпункта, главной кассы, гардеробных, душевых и т.п.
технические помещения – вентиляционные камеры, машинные отделения холодильных установок и лифтов, электрощитовая, коммутатор, помещение теплового узла или котельной, радиоузел, камеры кондиционирования воздуха.
Расчет площади помещений магазина осуществляется по нормативам, приведенным в СНиП. Общая потребность в розничной сети для города (района) определяется по нормативам торговой площади (в м2 на 1000 жителей), дифференцируемым по товарным группам и зависящим от численности населения. При этом руководствуются Методическими указаниями по перспективному развитию и размещению розничной торговой сети.
Особое внимание при изучении третьего вопроса следует уделить рациональной планировке торгового зала магазинов самообслуживания: зонированию и размещению оборудования, которые позволят обеспечить максимальные удобства покупателям при движении, осмотре и выборе товаров, рациональное использование торговой площади, создание благоприятных условий труда для торгово-оперативного персонала.
- Раздел 1 Технология в торговле
- Тема 1.1 Технологические процессы в торговле
- Тема 1.2 Основы технологии товародвижения и товароснабжения
- Тема 1.3 Технология и организация транспортно-экспедиционных операций
- Тема 1.4 Тара и тарные операции в торговле
- Раздел 2 Технологические процессы в оптовой торговле
- Тема 2.1 Склады в оптовой торговле
- Тема 2.2 Складской технологический процесс и принципы его организации
- Тема 2.3 Управление торгово-технологическим процессом на складе
- Раздел 3 Технологические процессы в розничной торговле
- Тема 3.1 Розничные торговые предприятия
- Тема 3.2 Торгово-технологические процессы розничных торговых предприятий
- Тема 3.3 Основы технологического проектирования розничных предприятий
- Раздел 4 Техническая оснащенность предприятий торговли
- Тема 4.1 Техническая оснащенность складского хозяйства
- Тема 4.2 Техническая оснащенность розничных предприятий
- Тема 4.3 Техника безопасности труда на предприятиях торговли