logo search
Связная речь детей

Глава 3. Организация и проведение диагностико-коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи по формированию связной монологической речи в процессе игровой деятельности.. …………………...56

3.1. Проведение и анализ результатов диагностики по формированию связной речи у дошкольников с ОНР в процессе игровой деятельности……………………………………………………………………..56

3.2. Организация условий и проведение логопедической работы по формированию связной речи у детей с ОНР в процессе пересказа………… .81

3.3. Анализ результатов деятельности…………….……………………............95

Выводы по Главе 3 ……………………..……………………………………...102

Заключение………………………………...……………………………………104

Список литературы………….………………………………………………….108

Приложение……………………………………………………………………..115

Введение

Период от рождения до поступления в школу является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка. Но совершенствование и развитие ребенка возможно лишь при непременном условии овладения речью.

Речь является важнейшей психической функцией человека - универсальным средством общения, мышления и организации действий. Во многих исследованиях установлено, что психические процессы - внимание, восприятие, память, мышление, воображение - опосредованы речью. Отклонения в развитии речи отрицательно сказываются на общении с окружающими, задерживают формирование познавательных процессов и в связи с этим препятствуют полноценному формированию личности.

Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет. Играя, ребёнок накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык, и, конечно же, учится общению. Речь, во всём её многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.

Теоретические представления о сущности детской игры, развитые в отечественной психологии, в основном сводятся к следующему: игра занимает свое место в ряду других воспроизводящих деятельностей, являясь ведущей в дошкольном возрасте. Именно в процессе игры как ведущей деятельности возникают основные психические новообразования данного возраста. Игра является особой, социальной по происхождению, содержанию и структуре деятельностью.

Проблема обучения игре, формирования ее как деятельности выделялась и была наиболее отчетливо сформулирована в психологических и педагогических исследованиях детей раннего возраста и аномальных детей. Эта проблема отчетливо сформулирована А.В. Запорожцем. В результате психологических исследований практическая педагогика оказалась ориентированной на формирование собственно игровой деятельности у детей раннего возраста. Однако, по отношению к детям дошкольного возраста педагогическое руководство игрой сводилось в основном к обогащению конкретного содержания игры, к организации положительных отношений в игре. Между тем, условное игровое действие, формирующееся в раннем детстве и являющееся, безусловно, основой более сложной игры дошкольника, еще не обеспечивает перехода к ней (с лежащим в центре её ролевым поведением и творческим построением сюжета). В результате игра крайне однообразна. Часто даже к старшему дошкольному возрасту, игровая деятельность детей не достигает своих развитых форм. Это заставляет ставить проблему формирования игровой деятельности более широко – как проблему постепенной передачи детям все более усложняющихся способов игровой деятельности на протяжении всего дошкольного детства.

В связи с этой проблемой встает ряд более частных задач: какие способы игры должны формироваться у ребенка и в какой последовательности, каким по характеру должны быть формирующие воздействия взрослого и при каких условиях они будут наиболее эффективными, какие формы игры будут в наибольшей степени способствовать психическому развитию ребенка на каждом этапе дошкольного возраста.

Подойти к решению этих задач можно, лишь предварительно рассмотрев вопрос о значении игры для развития ребенка.

Д.Б. Эльконин [79], рассматривая развивающую функцию игры, останавливается прежде всего на ее значении для развития мотивационных потребностей сферы ребенка. На развитие в игре воображения, образного мышления ребенка указывает Л.С. Выготский [15], Д.В. Менджерицкая [52]. По мнению Р.И. Жуковской [33], детей объединяют в игре общая цель, общие интересы и переживания, совместные усилия при достижении цели, творческие поиски. Т.А. Маркова [51] считает, что на развитие дружбы между детьми существенное влияние оказывает длительная по своему характеру творческая игра.

При подготовке детей к школе формирование связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи приобретает особое значение, так как достаточный уровень сформированности связной речи является важнейшим условием полноценного усвоения знаний, развития логического мышления, творческих способностей и других сторон психической деятельности.

Формированию связной речи необходимо уделять особое внимание при проведении коррекционной работы с дошкольниками, имеющими нарушения речи, т.к. известно, что у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста наблюдаются значительные трудности в овладении навыками описательно-повествовательной речи. На полноценное овладение связной речью должна быть направлена и работа по развитию у детей лексического и грамматического строя языка.

Исследованию особенностей связной речи у детей с ОНР посвящены работы В.П. Глухова [22, 20], Л.Н. Ефименковой [28], Н.С. Жуковой [31], Е.М. Мастюковой [50], Л.Ф. Спировой [65], Т.Б. Филичевой [72, 73], но, тем не менее, проблема формирования связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи является недостаточно изученной. В настоящее время нет достаточно разработанной, научно обоснованной системы формирования связной речи детей с нарушениями речи, базирующейся на специальном экспериментальном изучении этого вида речевой деятельности, с учетом специфических затруднений в овладении детьми с общим недоразвитием речи навыками связных высказываний, возрастных и личностно-психологических особенностей детей. Таким образом, актуальность нашего исследования заключается в проведении экспериментов, направленных на изучение и формирование связной монологической речи детей с ОНР в процессе игровой деятельности.

Проблема исследования заключается в подборе оптимальных средств коррекции нарушений связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи в системе комплексного логопедического воздействия по устранению данной патологии.

Объектом исследования является процесс развития связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи в процессе игровой деятельности.

Предметом исследования являются условия формирования связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе игровой деятельности.

Целью исследования явилось выявление характерных особенностей связной монологической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи и разработка методических рекомендаций к логопедической работе по коррекции выявленных нарушений.

Задачи исследования:

  1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования.

  2. Во время эксперимента выявить и проанализировать особенности развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи в процессе игровой деятельности.

  3. Разработать и апробировать систему специальной работы по коррекции и развитию связной монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи, оценить ее эффективность.

Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что использование словесных и дидактических игр значительно повышает уровень формирования связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Методы исследования:

Методологической основой исследования явились лингвистические представления о связной монологической речи (Т.А. Ладыженская [41], О.А. Нечаева [54], А.В. Текучев [68], Л.В. Щерба [78]), научные положения о развитии связной монологической речи в онтогенезе (А.Н. Гвоздев [18], А.Н. Леонтьев 48], Т.Н. Ушакова [71]), об этиологии и симптоматике общего недоразвития речи (Н.С. Жукова [31], Г.А. Каше [35], Р.Е. Левина 46], Е.М. Мастюкова [50], Г.В. Чиркина [73]) и об особенностях нарушения связной речи у дошкольников с ОНР (В.К. Воробьева [14], В.П. Глухов [24], Н.С. Жукова [31], Р.Е. Левина [55], Т.Б. Филичева [75] и А.В. Ястребова [80]).

Теоретическая и значимость исследования заключается в углублении представлений о симптоматике общего недоразвития речи и об особенностях связной монологической речи при данной патологии. Исследование поможет найти наиболее оптимальные пути коррекции нарушений связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в процессе игровой деятельности.

Практическая значимость исследования. Разработаны методические рекомендации по коррекции нарушений связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Материал может быть использован в практической работе логопедами и воспитателями логопедических групп.

База исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №31» с.Софьино Раменского района Московской области.

Структура выпускной квалификационной работы.

Выпускная квалификационная работа на тему «Коррекционная работа по формированию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе игровой деятельности» состоит из: введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложения.