logo search
Мотивация

Введение

В сегодняшние дни все так же актуально остается тема формирование мотивации к учебе у школьников. Формирование мотивации к учебе в школьном возрасте можно назвать одной из центральных проблем современной школы.

Актуальность проблемы формирование мотивации к учебе у школьников обусловлена самой ведущей деятельностью этого возраста — успеваемость. Мотивация по отношению к учебной деятельности выполняет ряд важных функций: побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость. Отсутствие изучения и управления мотивационной сферой учения может привести к регрессу мотивации, снижению ее уровня, мотивы могут потерять действенность, как это и случается нередко там, где нет целенаправленного контроля над этой стороной учения.

А. К. Маркова (2000г.) писала, что: «формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, осуществления в единстве идейно-политического, трудового, нравственного Боепитания школьников, формирования у них активной жизненной позиции, введением всеобщего обязательного среднего образования. Проблема формирования мотивации учения лежит на «стыке обучения и воспитания, является важнейшим аспектом современного обучения. Это означает, что здесь в поле внимания учителя оказывается не только осуществляемое школьником учение, но и происходящее в ходе учения развитие личности учащегося» [16, c. 115].

Методологической основой работы послужили теории учебной деятельности П. Я. Гальперина (1972), так же теории Л.И. Божович (1995/1999), А. Маслоу (1943/2008) и т.д.

Объект исследования – мотивационная сфера школьника

Предмет исследования – изменения учебной мотивации младших и старших школьников в течение учебного года.

Цель: изучить изменения учебной мотивации школьников младшей и старшей школы в течение учебного года.

Задачи исследования:

1. Определить уровень развития учебной мотивации у школьников младшей и старшей школы в начале и конце учебного года.

2. Изучить различия по показателям учебной мотивации у школьников младшей и старшей школы в начале и конце учебного года.

3. Изучить различия во взаимосвязях показателей учебной мотивации у школьников младшей и старшей школы в начале и конце учебного года.

Гипотезы исследования:

1. Учебная мотивация школьников в конце учебного года будет выше по сравнению с началом учебного года.

2. Взаимосвязи показателей учебной мотивации у школьников в начале и в конце учебного года будут различны.

Участники исследования: В исследовании участвовало 60 человек, из них школьники с 2 по 4 классы, школы №17 города Березники, Пермского края. Возраста испытуемых от 8 до 11 лет. Мальчиков 24, девочек 36 человек.

Так же в исследовании участвовало 20 человек, школьники с 10 по 11 классы, школы №17 города Березники, Пермского края. Возраста испытуемых от 15 до 18 лет. Мальчиков 9, девочек 11 человек.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты исследований позволяют уточнить специфику изменений учебной мотивации школьников младшего и старшего возраста в течение учебного года.

Практическая значимость исследования заключается в том, что после исследования для педагогов и родителей учеников были сформированы психолого-педагогические рекомендации для повышения уровня учебной мотивации.