2.1 Теория постиндустриального общества
Многие годы экономисты изучают причины роста услуг. Этот процесс имеет множество проявлений, в том числе в плане радикальных сдвигов в структуре экономики. Осмысление происходящих изменений неизбежно приводит к необходимости их оценки с точки зрения логики развития человечества, периодизации этапов этого развития.
Историки, философы, социологи, экономисты достаточно долго пытались выделить критериальные признаки развития. Были разработаны теории и подходы, но ни одна из предложенных концепций не стала всеобъемлющей, абсолютной. Каждая теория имеет ограничения, поскольку развитие общества - сложный и противоречивый процесс, который можно рассматривать с разных точек зрения.
Эпохи в истории человечества могут характеризоваться разными определяющими параметрами: основными видами производственной деятельности (что производится), технологией (как производится), типом расселения (деревня, город), преобладающим родом деятельности. В качестве определяющих признаков рассматривают также уровень цивилизованности, культуру, этнографические характеристики, тип религиозного мышления, господствующие формы власти и т.д.
В научной литературе часто выделяются два наиболее общих подхода, используемых для периодизации эволюции общества: формационный и цивилизованный, каждый из которых, как показал исторический опыт, имеет свои достоинства и недостатки, свои направления развития и конкретизации.
При формационном подходе в качестве основных этапов развития общества выступают общественно-экономические формации, вычленяемые на основе такого критерия, как способ производства.
Формационно-стадиальная концепция развития человеческого общества нашла свое изложение в работах К. Маркса.
Позднее в марксистской литературе укрепилась более конкретизированная интерпретация формационного подхода с вычленением в историческом развитии общества пяти способов производства (или, как традиционно указывалось в советской литературе, общественно-экономических формаций): первобытнообщинного, рабовладельческого, феодального, капиталистического и коммунистического.
Другой подход к истории развития общества - цивилизационный - более широкий по сравнению с формационным, поскольку в цепочке развития учитываются помимо экономических моментов социальные, политические и особенно культурные факторы, а внимание акцентируется на сложности и многогранности человека, общества, исторический процесс рассматривается во взаимосвязи и преемственности, с точки зрения накопления духовного и материального богатства, учитывается роль общечеловеческих ценностей. При таком подходе экономика трактуется как элемент национальной культуры, сопряженный с системой ценностей данной культуры, понятной и потому принимаемой обществом.
Специалисты, используя цивилизационный подход, дают разную градацию исторического развития общества. Одни считают, что человечество в своем развитии прошло два этапа: длительную эпоху архаичной цивилизации и эпоху современной цивилизации, охватывающую период в 2-3 тысячи лет. Сейчас, в начале XXI в., наступил третий этап - этап новой цивилизации. Другие ученые выделяют семь-восемь (иногда свыше двух десятков) цивилизаций в зависимости от используемого классификационного критерия.
Достаточно часто развитие общества характеризуется с точки зрения смены технологий. В полном объеме технология представляет собой сложную систему, в основе которой лежит использование орудий, инструментов, аппаратов, процессов, связанных с применением навыков, знаний и умений, адекватной информации, системы управления, использования и применения, нахождения и создания необходимых ресурсов: энергии, сырья и человеческого потенциала. Наконец, эта система включает в себя подсистему различных социальных, экономических, экологических и духовно-культурных последствий, связанных с возникновением, применением, восприятием или отвержением, внедрением данной технологии.
В историческом разрезе человечество прошло несколько технологических уровней, или укладов.
Первый уровень основан на применении энергии, силы и непосредственной деятельности человека как основного источника и основного пользователя инструментов и орудий (первобытное общество).
Второй уровень основан на использовании энергетических возможностей природы: ветер, вода, огонь, сила животных (традиционное общество).
Третий уровень связан с изобретением и применением паровых машин и соответствующих этому средств передвижения: паровоз, пароход (этому уровню соответствует классический, или промышленный, капитализм).
Четвертый уровень базируется на промышленном использовании электричества, химизации производства, использовании двигателя внутреннего сгорания, механизации основных видов промышленного, сельскохозяйственного труда, на активном использовании современной электроники, современной вычислительной техники и средств связи (переход от индустриального к постиндустриальному обществу).
Пятый уровень представляет собой системный, экологический, безопасный уровень использования современных технологий, освоения космоса, создания универсальных систем для управления и генераций знаний и их максимального использования в производстве, быту, образовании и т.п.
Современным, развитым может считаться только общество, в котором господствующее место занимают четвертый и пятый технологические уровни, т.е. общество высоких технологий. Каждому качественному уровню технологии соответствуют определенные типы общества, цивилизации и культуры.
Смена технологических уровней - важная характеристика, как и эволюция социальных отношений. Они тесно сопряжены, но изолированное их рассмотрение не дает панорамного видения развития общества, поскольку взаимосвязь и взаимообусловленность указанных компонентов проявляются через категорию «цивилизация», элементами которой (наряду с другими) они выступают.
В настоящее время экономисты все больше уходят от жесткого деления истории человечества на конкретные периоды. Более широкое признание получают концепции, основанные на выделении трех стадий, каждая из которых представляется завершенным целым. Периодизация любой из них может в этом случае осуществляться на базе принципов, главным образом свойственных самой данной эпохе, естественно подготавливающей становление следующей в рамках сугубо эволюционного по своему характеру процесса. Согласно такому подходу современная социальная трансформация представляется не единственной в истории человечества глобальной модернизацией. Она завершает продолжительный период, порожденный распадом существовавших в архаическую эпоху примитивных сообществ, и формирует новые противоречия и отношения, представляющие собой не простое отрицание последних 100 или 200 лет, а сложный синтез исторического опыта, накопленного цивилизацией.
Во второй половине XX в., особенно на рубеже XX-XXI вв., особый интерес вызывает, укрупненная градация в развитии общества, а именно: выделение трех эпох (цивилизаций) - доиндустриальной, индустриальной, постиндустриальной (в терминологии Д. Белла), или первой, второй и третьей волны цивилизации (по Э. Тоффлеру), или, премодернистского (премодернити), модернистского и постмодернистского состояния (С. Крук и С. Лэш), или доэкономического, экономического и постэкономического общества (по В. Иноземцеву).
Большую терминологическую устойчивость к настоящему времени приобрело вычленение доиндустриального, индустриального и постиндустриального обществ, характеристики особенностей которых даны в работах Д. Белла, Э. Тоффлера, Р. Арона и многих других.
Доиндустриальное общество. Доминирующей характеристикой деловой активности в доиндустриальном обществе является добывающая отрасль (сельское хозяйство, рыболовство, лесничество, горная промышленность). Уровень технологии низкий или отсутствует вообще. Продуктивность зависит от таких элементов, как время года, дождь, почва, физическая сила человека. Человек действует унаследованными от предыдущих поколений методами (традиционное общество), и его восприятие окружающего мира формируется под влиянием природных условий определенной местности: смены времен года, ураганов и бурь, плодородия почвы, запасов воды, глубины залегания полезных ископаемых, периодических засух и наводнений. Социальная жизнь организована вокруг семьи и домашней работы. Возникает большое количество людей, работающих или пригодных для работы в области личных и домашних услуг.
Ранее всего возникает специализация административной деятельности (вожди в первобытном обществе, управленческий аппарат обществ с государственной организацией), производства социальных услуг служителями культа (шаманы и священники) и производства услуг по защите прав собственности (профессиональная армия, судьи). По мере развития общества выделялись все новые и новые сферы услуг. Уже в античном обществе существовал широчайший спектр сервисных видов деятельности, почти полностью совпадающий с современным – транспорт, торговля, наука, здравоохранение, образование, финансы, искусство, шоу-бизнес и т.д.
Доиндустриальная цивилизация наиболее длительная, продолжительность ее существования исчисляется тысячелетиями.
И в наше время существуют страны, «в которых до сих пор преобладают общинно-родовые, родоплеменные, феодальные и полукапиталистические уклады. По данным ООН, в конце XX в. насчитывалось 48 таких государств, находящихся на стадии доиндустриального развития (около 40% всех стран современного мира). Общая численность населения, проживающего в этих странах, по данным на 1996 г., насчитывает около 550 млн человек, или около 11% мирового населения».
Индустриальное общество. Переход к индустриальному обществу начался около 300 лет назад. Доминирующей характеристикой деловой активности в индустриальном обществе является производство товаров, основанное на применении энергии. Экономическая и социальная жизнь механизирована и более эффективна. Машины и энергия, которая их питает, заменили мускульную силу. Разделение труда распространяется все дальше, люди, машины и рынки организованы для эффективного производства и продажи товаров. Именно количество товаров, которыми обладает личность, является индикатором образа жизни.
К уже известным сервисным видам деятельности лишь в 19–20 вв. добавились немногие относительно новые виды – связь, некоторые виды маркетинга, аудит.
Именно из-за невысокой роли сферы услуг в экономике с 18 в. до середины 20 в. (а в нашей стране – до конца советской эпохи) считалось, что работа в этой сфере вообще не увеличивает общественное богатство.
При этом переход от индустриального к постиндустриальному обществу имеет несколько этапов:
- на первом этапе развитие промышленности предполагает экспансию транспорта и общественных служб как услуг, связанных с движением товара;
- второй этап сопровождается ростом сферы распределения (оптовой и розничной торговли), финансов, операций с недвижимостью и страхованием в условия массового потребления благ;
- на третьем этапе рост национального дохода характеризуется снижением доли расходов на питание, высвобождаемый в результате чего остаток направляется сначала на приобретение товаров длительного пользования, а затем предметов роскоши, на отдых и потребление других услуг.
В условиях индустриального общества в настоящее время проживает большая часть населения мира, в том числе нашей страны, хотя уровень развития индустриальной стадии в различных государствах неодинаков.
Постиндустриальное общество. Доминирующей характеристикой деловой активности в постиндустриальном обществе является производство услуг. Значение имеют не мускулы и мощность машины, а информация и знание. Подобные процессы обозначаются в науке как «информационная революция» и «сервизация экономики». Центром экономической жизни является профессионал. Он владеет разного рода навыками и знаниями, повсеместно требуемыми в обществе. Требование расширенных специальных знаний и навыков на рабочем месте делает высшее образование необходимой предпосылкой для того, чтобы войти в постиндустриальное общество и достойную жизнь. Индикаторами образа жизни являются количество и качество услуг, которые человек может себе позволить. Массовое производства товаров и рост населения требуют расширения оптовой и розничной торговли, а также таких услуг, как финансовые, операции с недвижимостью, страхование. По мере роста доходов процент денег, которые расходуются на продовольствие, снижается. Прирост доходов в первую очередь тратится на товары длительного пользования, такие как жилье, автомобили, бытовые приборы. Дальнейшие увеличения доходов расходуются на образование, здравоохранение, отпуск, путешествия, развлечения и спорт.
Процесс активного инвестирования на основе наукоемких и информационно-коммуникационных технологий выходит за рамки собственно индустриального производства и направлен в инфраструктурные отрасли – управленческую деятельность, информационно-производственные потоки, наконец, на повышение уровня культуры и профессиональных качеств самих работников обслуживания.
Таким образом, рынок услуг определяется следующими факторами:
- экономическими (изменение доходов населения, уровень цен, инфляционные процессы);
- научно-техническими (информационная революция);
- психологическими (общественное мнение, потребительские предпочтения, восприимчивость потребителей к рекламе);
- социально-демографическими (динамика рождаемости и смертности, миграции населения) и другими.
Вместе с тем существуют и другие доводы, объясняющие рост сферы услуг:
- увеличение эффективности в сельском хозяйстве и промышленности высвобождают рабочую силу для услуг;
- урбанизация, демографические перемены;
- расширение международной торговли;
- рост услуг, сопутствующих производству.
В современных условиях постиндустриальная цивилизация динамично развивается и упрочивает свои позиции. Стремление более углубленно исследовать феномен постиндустриального мира приводит ученых к разработке новых теоретических подходов, концепций, акцентирующих внимание на тех или иных процессах, сторонах, факторах и т.п., характеризующих сущностные моменты новой эпохи в развитии человеческого общества. Все это обусловило терминологическую пестроту, обычно присущую на начальном этапе изучения сложного явления. В настоящее время в литературе можно встретить свыше 30 названий современного общества.
Широкое распространение получила теория информационного общества и соответствующий термин.
Нередко информационное общество трактуется как синоним постиндустриального общества, особенно это было распространено в 70-80-е годы 20 в. Более того, позднее, со второй половины 80-х годов, американские и европейские специалисты большее внимание стали уделять роли и значению не столько информации, сколько знаний, что отразилось в понятиях «knowledge society», «knowledgeable society».
Экономика, основанная на знаниях, или экономика знаний, - экономика, которая создает, распространяет и использует знания для обеспечения своего роста и конкурентоспособности. Это такая экономика, в которой знания обогащают все отрасли, все секторы и всех участников экономических процессов. Это одновременно экономика, которая не только использует знания в разнообразной форме, но и создает их в виде высокотехнологичной продукции, высококвалифицированных услуг, научной продукции и образования.
- 1. Соц.-культ. Сфера. Её элементы, структура и ф-ции
- 2. Место сервиса в сфере материального производства и непроизводственной сфере
- 3. Социальные предпосылки возникновения и развития сервисной деятельности
- 4. Клиенты и их потребности в сервисной деятельности
- 5. Поведение потребителей и модель принятия решения на покупку услуг
- 6. Сущность «сервиса». Принципы современного сервиса
- 10. Структура и функции непроизводственной сферы. Общая характеристика услуг непроизводственной сферы
- 12. Рынок услуг
- 11. Природа услуг и проблемы, возникающие при их оказании
- 20. Сервисная организация как система. Её элементы.
- 21. Основные формы воздействия услуги
- 22. Организационные формы современного обслуживания
- 23. Специфика согласования спроса и предл-я в серв. Деят-ти
- 13. Территориальные аспекты развития рынка услуг. Закон Рейли
- 14. Классификация услуг
- 7. Виды сервиса по времени его осуществления
- 8. Фирменный сервис
- 31. Предпродажный сервис: особенности и этапы.
- 9. Основные подходы к осуществлению сервиса
- 33. Организация послепродажного сервиса
- 38. Защита прав потребителей
- 15. Этапы жизненного цикла услуг
- 18. Эстетический аспект культуры сервиса
- 17. Этический аспект культуры сервиса
- 35. Модель качества обслуживания
- 30. Этапы процесса разработки и создания услуги
- 19. Инновационный аспект культуры сервиса
- 16. Психологический аспект культуры сервиса
- Оглавление
- Введение
- Тема 1. Сервисная деятельность как форма удовлетворения потребностей человека
- 1.1 Понятие об услуге и сервисной деятельности
- 1.2 Функции сферы услуг
- 1.3 Структура сферы услуг и классификация типов и видов услуг
- 1.4 Общероссийские классификаторы услуг населению
- Вопросы для обсуждения
- Тема 2. Социальные предпосылки возникновения и развития сервисной деятельности
- 2.1 Теория постиндустриального общества
- 2.2 Этапы развития услуг в России
- Вопросы для обсуждения
- Тема 3. Специфика услуг как товара
- 3.1 Эволюция понятия «товар»
- 3.2 Характеристики услуг
- 3.3 Отличие услуги от материально-вещественного товара
- Вопросы для обсуждения
- Тема 4. Ценность услуги
- 4.1 Определение ценности услуги
- 4.2 Модель ценности услуги
- Вопросы для обсуждения
- Тема 5. Поведение потребителей и процесс принятия ими решения
- 5.1 Определение потребительской среды в сфере услуг
- 5.2 Клиенты и их потребности
- 5.3 Факторы, влияющие на покупательское поведение
- 5.4 Процесс принятия решения потребителем.
- 5.5 Специфические аспекты покупки услуг
- 5.6 Поведения потребителей деловых услуг
- Воспринимаемый риск
- Политические соображения
- Личные симпатии и антипатии
- Вопросы для обсуждения
- Тема 6. Теория организации обслуживания
- 6.1 Обслуживание как сервисная система
- 6.2 Система сервисных операций
- 6.3 Система предоставления услуг
- 6.4 Система маркетинга услуг
- Вопросы для обсуждения
- Тема 7. Контактная зона
- 7.1 Общие положения
- Пространство контакта
- 7.3 Процесс контакта между клиентом и исполнителем
- Содержание контакта
- 7.5 Работа с жалобами потребителей
- 7.6 Принципы эффективного решения конфликтных ситуаций
- Вопросы для обсуждения
- Тема 8. Основные методы предоставления услуг и формы обслуживания
- 8.1 Основные методы предоставления услуг
- Метод поточной линии;
- Метод самообслуживания;
- Метод индивидуального подхода.
- 8.2 Формы обслуживания
- Вопросы для обсуждения
- Тема 9. Качество обслуживания и производительность
- 9.1 Общие положения
- 9.2 Показатели качества услуги
- 9.3 Модель качества услуг
- 9.4 Сервисные гарантии
- 9.5 Производительность труда в сфере услуг
- Вопросы для обсуждения
- Тема 10. Общероссийские стандарты качества
- 10.1 Объекты стандартизации и номенклатура показателей качества услуг
- 10.2 Методы определения величины показателей качества
- 10.3 Ответственность продавца (исполнителя) перед потребителем
- Вопросы для обсуждения
- Тема 11. Жизненный цикл услуг
- 11.1 Основные определения и понятия
- 11.2 Управления этапами жизненного цикла сопутствующих услуг
- Вопросы для обсуждения
- Тема 12. Стратегические направления и конкурентноспособность
- 12.1 Понятие о конкурентных преимуществах
- 12.2 Конкурентная окружающая среда
- 12.3 Выбор целевых потребителей
- 12.4 Стратегии создания конкурентных преимуществ
- 12.5 Роль стандартизации и дифференциации в выборе товарной политики
- Вопросы для обсуждения
- Тема 13. Сервис – компонент продажи товаров
- 13.1 Основные подходы к осуществлению сервиса
- 13.2 Основные задачи системы сервиса
- 13.3 Виды сервиса по времени его выполнения
- 13.4 Виды сервиса по содержанию работ
- 13.5 Принципы гарантийного обслуживания.
- 13.6 Эксплуатационные инструкции
- Вопросы для обсуждения
- Тема 14. Техническое обслуживание и ремонт
- 14.1 Назначение технического обслуживания и ремонта
- 14.2 Эволюция организации технического обслуживания и ремонта
- 14.3 Запасы запасных частей
- 14.4 Резервные мощности
- 14.5 Предупреждающий подход
- 14.6 Политика технического обслуживания
- 14.7 Структура службы сервиса и фирменный сервис
- Вопросы для обсуждения
- Тема 15. Внутренне обслуживание организации
- 15.1 Составные части системы деятельности организации
- 15.2 Задачи и функции фэсилити-менеджмента
- 15.3 Обеспечение деятельности персонала
- 15.4 Управление проектами по развитию инфраструктуры организации и эксплуатация объектов инфраструктуры
- Вопросы для обсуждения
- Тема 16. Новые технологии в сфере услуг
- 16.1 Основные понятия и определения
- 16.2 Информационные технологии в сфере услуг
- 16.3 Причины, по которым фирмы услуг инвестируют в новые технологии
- 16.4 Области применения новых технологий в сфере услуг
- 16.5 Технология как конкурентное преимущество
- Вопросы для обсуждения
- Тема 17. Разработка и создание новых услуг
- 17.1 Категории новой продукции
- 17.2 Факторы, являющиеся причиной создания новых услуг
- 17.3 Разработка новых товаров и услуг: сходство и различия
- 17.4 Инструменты для разработки услуги
- 17.5 Принципы разработки услуг
- 17.6 Процесс разработки услуги
- Вопросы для обсуждения
- Тема 18. Имидж фирмы
- 18.1 Формирование собственного имиджа как условие успеха деятельности
- 18.2 Роль коллектива в создании имиджа фирмы
- Вопросы для обсуждения
- Тема 19. Деловая этика
- 19.1 Подходы к определению содержания и восприятия деловой этики и социальной ответственности в бизнесе
- 19.2 Проблемы морально-этических качеств руководителя
- 19.3 Своды и кодексы как средства позитивного регулирования предпринимательской деятельности
- 19.4 Деловой этикет – форма выражения деловой этики
- Вопросы для обсуждения
- Список использованных источников