logo search
ref-24505

9.5 Производительность труда в сфере услуг

Производительность и качество необходимо рассматривать как элементы, находящиеся в органической взаимосвязи. Производительность означает степень эффективности процесса преобразования входящих ресурсов в конечный результат, тогда как качество – степень удовлетворенности клиента услугой, ее соответствие потребностям, желаниям, ожиданиям. Растущие издержки заставляют организации сферы услуг повышать уровень производительности. Эта проблема стоит остро в трудоемких отраслях. Производительность можно повысить несколькими способами.

  1. Компании могут лучше обучать сотрудников или нанимать новых, которые будут работать добросовестнее и профессиональнее за ту же плату.

  2. Компания может увеличить количество услуг в ущерб качеству (например, врачи могут принимать больше больных, уделяя каждому меньше времени).

  3. Компания может «индустриализировать» услугу, устанавливая дополнительное оборудование и стандартизируя производство. Так поступила фирма McDonalds, которая применила конвейерный способ в точках быстрого питания, что позволило ей установить стандарт обслуживания в течение 5 минут. Автоматизированные посудомоечные машины, аэробусы, рассчитанные на большое количество пассажиров, многоместные кинотеатры наглядно показывают, как можно использовать технологические преимущества для увеличения объема выпуска продукции. Автоматические парковочные счетчики на автостоянках с легкостью заменяют людей и экономят время потребителей.

  4. Компании могут поощрять потребителей к замене труда служащих компании своим собственным. Например, некоторые фирмы, которые сами сортируют свою корреспонденцию перед отправкой на почту, платят по сниженному почтовому тарифу. Типичный случай - самообслуживание на предприятиях питания.

  5. Компании, которые постоянно сталкиваются с колебаниями спроса, могут повысить производительность, увеличив свою гибкость или изменив величину спроса. Гибкость поставщика – это его способность изменять производственные мощности. Ее можно увеличить, если нанять временных работников или задействовать дополнительное оборудование. Можно разработать специальный план работы сотрудников и эксплуатации оборудования с учетом пиковых нагрузок. Величина спроса может быть изменена с помощью дифференцированных цен и поощрения потребителей к использованию услуги в непиковые периоды.

  6. Однако компания должна избегать повышения производительности труда за счет потери качества. Некоторые шаги по стандартизации услуги могут повысить степень удовлетворенности потребителей, снизить издержки и на некоторое время повысить рентабельность компании. С другой стороны, это снижает способность реагировать на потребности и желания потребителей услуг.

В некоторых случаях компания идет на заведомое снижение производительности для создания большей эффективности услуг и повышения их качества.