5.1. Структура вербальной части рекламы
В современных исследованиях рекламы часто проскальзывает мысль о том, что все можно сказать изображением – это так называемый дизайнерский подход к рекламе. Мы, безусловно, должны согласиться с целесообразностью и важностью использования изобразительных элементов, создающих общий образ товара, однако следует помнить, что без вербальной составляющей они не способны точно и однозначно передать суть рекламного сообщения и его отдельные смысловые компоненты.
Как и любой текст, рекламный текст строится по определенным правилам и имеет общепринятую структуру, включающую четыре основные части:
1. Слоган.
2. Заголовок.
3. Основной рекламный текст.
4. Эхо-фраза.
Не в каждое рекламное сообщение целесообразно включать все четыре компонента, что связано со спецификой рекламируемого товара или услуги и особенностями построения каждого отдельного рекламного сообщения.
Далее мы рассмотрим более подробно каждый из вышеперечисленных компонентов.
Слоган– это краткая оригинальная фраза, выражающая основную идею всех сообщений в рамках рекламной кампании.
Как известно, само понятие «слоган» (sluagh-ghairm) пришло в русский язык из галльского и переводится как «боевой клич». Действительно, слоган должен завоевать сначала внимание, а затем и предпочтения потребителя.
Существуют вполне определенные требования к слогану, многие из которых, однако, часто не выполняются на практике.
Итак, слоган должен:
отражать основную идею рекламного сообщения;
обладать высокой читаемостью и запоминаемостью;
быть кратким;
быть точным и выразительным;
содержать уникальное торговое предложение (УТП);
включать имя бренда (желательно).
Характеристики слогана:
Слоган наряду с именем бренда и логотипом является базовой константой рекламной кампании (ее постоянным связующим элементом) и включается в каждое рекламное сообщение.
Как правило, слоган располагается в конце рекламного сообщения (является своеобразным резюме) возле имени бренда.
Слоган может существовать изолированно и узнаваться в сочетании с логотипом и именем бренда.
Заголовок– очень важная часть рекламы. Именно в заголовке содержится суть рекламного обращения и главный аргумент. Важность заголовка обусловлена еще и тем, что примерно 80 % читателей пробегают глазами только заголовки, не утруждая себя чтением ОРТ. Таким образом, именно заголовок должен привлечь внимание потребителя и вызвать интерес, сегментировать целевую группу, идентифицировать товар (услугу) и, в конечном счете, продать товар (услугу).
Безусловно, чтобы привлечь внимание, заголовок должен быть оригинальным и содержать информацию, актуальную для потребителя. Если реклама основывается на УТП товара, его нужно включить в заголовок. Или это может быть основной рекламный аргумент. Главное, чтобы заголовок зацепил внимание представителя целевой аудитории и автоматически перевел его из зрителя в читателя.
Виды заголовков. Заголовки можно объединить в две большие группы прямого и косвенного действия:
1. Заголовки прямого действияинформативны. К этой группе относится, например, заголовок рекламы Тайленола: «Сила, способная прекратить боль». Заголовки прямого действия обращаются к целевой аудитории. Тем не менее, если они недостаточно увлекательны, читатель не станет углубляться в текст рекламы. Такие заголовки представляют преимущества товара, дают рекламное обещание, определяют категорию товара.
2. Косвенные заголовкихарактеризуются более низкой избирательностью и информативностью, но могут быть не менее эффективными. Это заголовки – провокации, интриги, двусмысленности, главная их задача – заинтриговать, завлечь читателя. Такой заголовок не сработает не в силу низкой информативности, а если не сможет заинтересовать потребителя, вызвать его любопытство.
Можно привести несколько рекомендацийпо созданию эффективного заголовка:
1. Заголовок должен зацепить личный интерес человека: обещать решение проблемы, удовлетворение потребности. Это должно быть коммерческое предложение глазами потребителя: мы говорим об использовании приема эмпатии – взгляд на действительность с точки зрения другого человека.
2. Достаточно эффективным является включение в заголовок сообщения о новинке – это привлечет внимание и добавит сообщению уникальности. Ни в коем случае нельзя упускать такой случай, когда ваш товар действительно новинка или обладает какими-то новыми свойствами: новый дизайн, технические характеристики, способы применения и т. п.
3. Чем заголовок короче, тем скорее он привлечет занятого своими делами человека. Нужно писать кратко, но энергично и выразительно. Заголовок должен быть простым, понятным, лаконичным и максимально содержательным. Исследования показали, что заголовки длиной в 10 и более слов воспринимаются хуже коротких. Однако короткие заголовки эффективны не всегда. Иногда стоит сделать заголовок длиннее – если этого требует изложение УТП или главного аргумента, если яркую и выразительную мысль нельзя сформулировать более сжато. Таким образом, использование длинного заголовка целесообразно, если в нем говорится о чем-то существенном. В целом длина заголовка выбирается соответственно целям и задачам рекламного сообщения.
4. При использовании цитаты в кавычках действенность заголовка возрастает на треть.
5. Заголовок должен сразу обращать внимание адресата на преимущества продукта: содержать в себе одновременно и указание на преимущество товара (услуги), и новость, возбуждающую любопытство. Однако важно ориентировать интерес потребителя на сам продукт, а не на творческую часть рекламы.
6. Соответствовать определенному рынку, обращаться к определенному виду потребителей.
7. Создавать условия для запоминания названия продукта при беглом пролистывании страниц носителя рекламы. Заголовок может состоять только из названия торговой марки. Название может быть отдельным предложением в начале или конце заголовка.
8. Привлекать внимание цифрами в заголовках, особенно если они имеют отношение к цене.
9. Можно использовать специальные приемы на привлечение внимания потребителей:
а) использование прямого вопроса;
б) использование стандартов типа «как сделать», «как добиться», «как сэкономить»;
в) прием викторины: «что вы знаете о…», «сумеете ли вы ответить на вопрос» и т. п.;
г) прием вызова: «если вы найдете дешевле – мы возместим разницу» и т. п.
Основной рекламный текст (ОРТ) должен предоставить потребителю важную, исчерпывающую и аргументированную информацию о товаре: что представляет собой продукт, чем он будет полезен, где его можно купить, сколько он стоит. Потребитель не склонен тратить время на рассуждения обо всем на свете, поэтому целесообразно исключить из ОРТ все несущественное, не связанное с рекламной идеей.
Основная мысль рекламы лучше и полнее воспринимается в том случае, если она четко сформулирована в начале или, что еще благоприятнее, в конце композиции. Это объясняется психологически законом памяти: лучше всего запоминается то, что находится в начале или конце рекламного текста.
Если самую важную информацию и аргументацию располагать в начале текста, а второстепенные аргументы − ближе к финалу, мы выстраиваем так называемую перевернутую пирамиду. То, что наиболее важная информация располагается в начале текста, является большим преимуществом рекламы, так как средний потребитель не склонен читать весь текст, а, как правило, пробегает глазами только его начало.
Повышает эффективность ОРТ прием амплификации – в начале текста другими словами повторяется мысль, вынесенная в заголовок. Амплификация, с одной стороны, усиливает выразительность, а с другой (что очень важно именно для рекламы) − увеличивает запоминаемость.
Обычно реклама имеет точную цель. Призыв купить должен сочетаться со стимулом к немедленному совершению действия. Нужно быть убедительным, сообщая потребителю, что он должен делать. Рекламное сообщение не оставит покупателю времени для сомнений и колебаний, если предлагает ему сделать что-то конкретное: «Вышлите запрос», «Позвоните вашему представителю в парламенте», «Побеседуйте с подрядчиком», «Закажите буклет», «Вырежьте купон». Всегда следует сообщать, куда идти читателю за покупкой или где можно получить более подробную информацию.
Эхо-фраза– фраза, заключающая рекламное сообщение. Эхо-фраза играет значительную роль в рекламе, прежде всего, потому, что средний потребитель читает начало (заголовок) и конец (эхо-фразу) рекламы. Поэтому именно эхо-фраза, воспроизводящая основную мысль ОРТ, способна увеличить эффективность рекламного сообщения в целом.
Чаще всего используют такие варианты эхо-фразы:
а) имя бренда;
б) имя бренда и слоган;
в) имя бренда и выражение, созданное специально для этой рекламы.
- Основы рекламы
- Оглавление
- Глава 1. Реклама и общество
- 1.1. Понятие, сущность и задачи рекламы
- 1.2. Виды рекламы
- 1.3. Рекламный процесс и его участники
- 1.4. Российский рекламный рынок: состояние, особенности и перспективы развития
- Объем российского рекламного рынка по данным
- Распределение долей по средствам распространения рекламы
- Место по инвестициям в рекламу в разные годы
- Региональная реклама 2002–2004 гг.
- Доля региональной рекламы 2002–2004 гг., %
- Контрольные вопросы
- Библиография
- Глава 2. История возникновения и развития рекламы
- 2.1. История античной рекламы
- 2.2. Реклама в западноевропейском средневековье
- Новый этап рекламы в Европе
- История отечественной рекламы
- Контрольные вопросы
- Библиография
- Глава 3. Реклама в системе маркетинговых коммуникаций
- 3.1. Теория коммуникации, применимая к рекламе
- Реклама в системе маркетинговых концепций
- Система маркетинговых коммуникаций и ее составляющие
- 3.4. Стимулирование сбыта
- 3.5. Прямой маркетинг
- Паблик рилейшнз
- Отличия рекламы и паблик рилейшнз
- Контрольные вопросы
- Библиография
- Глава 4. Средства распространения рекламы
- 4.1. Реклама в прессе
- Характеристики изданий, интересующие читателей и рекламодателей
- Характеристика рекламы в газетах и журналах
- 4.2. Реклама на телевидении
- Характеристика телеаудитории
- Анализ телерекламы
- 4.3. Реклама на радио
- 4.4. Наружная и транзитная реклама
- Транзитная реклама
- 4.5. Реклама в кинотеатрах
- 4.6. Выставки и ярмарки
- 4.7. Другие средства распространения рекламы Печатная (полиграфическая) реклама
- Реклама в сети Интернет
- Выбор средств Интернет-рекламы в зависимости от поставленных целей и задач фирмы
- Преимущества и недостатки основных средств Интернет-рекламы
- Рекламные сувениры
- Прямая почтовая реклама (Direct mail)
- Преимущества и недостатки основных средств распространения рекламы
- Контрольные вопросы
- Библиография
- Глава 5. Основы разработки рекламных обращений
- 5.1. Структура вербальной части рекламы
- 5.2.Имя бренда
- 5.3.Уникальное торговое предложение (утп)
- 5.4. Лексика рекламы
- 1. Слова, отвечающие основным потребностям (по а. Маслоу):
- 5.5. Аргументация в рекламе
- Молоко «Доярушка».
- Стоматологическая клиника: Береги жубы ш дештва!
- Контрольные вопросы
- Библиография
- Глава 6. Планирование рекламной кампании
- 6.1. Понятие, виды и основные этапы планирования рекламной кампании
- 6.2. Бриф
- 6.3. Определение рекламной стратегии
- Анализ характеристик товара
- Стратегии позиционирования
- 6.4. Формирование рекламного бюджета
- 6.5. Выбор рекламных средств и носителей рекламы
- Контрольные вопросы
- Библиография
- Глава 7. Рекламные исследования. Эффективность рекламы
- 7.1. Рекламные исследования
- Можно выделить следующие цели применения данного метода:
- Медиаисследования
- 7.2.Экономическая эффективность рекламы
- 7.3. Коммуникативная эффективность рекламы
- Контрольные вопросы
- Библиография
- Глава 8. Мировой рынок рекламы. Кросс-культурный анализ рекламной коммуникации
- 8.1. Мировой рынок рекламы
- Стоимость брендов, лидирующих на мировом рынке, млрд дол.
- 8.2. Международная реклама
- 8.3. Кросс-культурный анализ рекламной коммуникации
- Пять измерений культуры
- Учет языковых особенностей (проблемы перевода)
- Особенности мимики и жестов
- Особенности распространения средств массовой информации, охват ими населения
- Использование цвета
- Франция
- Великобритания
- Германия
- Контрольные вопросы
- Библиография
- Глава 9. Реклама в отраслях и сферах деятельности
- 9.1. Рекламная деятельность промышленных предприятий
- Создание промышленных брендов
- Маркетинг товаров промышленного назначения
- Рекламная деятельность оптовых предприятий
- Сотрудничество в рекламной деятельности промышленных, оптовых и розничных предприятий
- 9.2. Мерчендайзинг
- 9.3. Особенности рекламной деятельности туристических фирм
- 9.4. Реклама банковских услуг
- Контрольные вопросы
- Библиография
- 2. Краткий словарь терминов
- Приложения
- 70. Комплекс мероприятий, производимых в торговом зале и направленных на продвижение того или иного товара, марки, вида или упаковки – это определение: