logo search
Методички Маркетинг в социальной сфере

10.1. Основа рыночных отношений и типы рынка

Все многообразие рыночных ситуаций определяется действием многих факторов, например таких, как характер выпускаемой продукции, количество поставщиков сырья, топлива и энергии, количество продавцов аналогичных товаров, транспортные связь между предприятиями и т.п.

Однако более глубокий анализ может показать, что все встречающиеся факторы носят лишь промежуточный характер. Так или иначе, они реализуются через конкуренцию между предпринимателями. Тип конкуренции, ее количественные и качественные признаки окажут результирующее влияние на появление той или иной рыночной ситуации.

Основу рыночных отношений составляет конкретный товар, который становится предметом купли-продажи со стороны двух совокупных субъектов — продавца и покупателя. Совокупный продавец товара одного и того же назначения — это довольно распространенное понятие отрасли. Отрасль может формироваться значительным количеством товаропроизводителей, а может состоять из одной крупной фирмы. Между этими двумя крайними полюсами могут иметь место любые варианты с различной численностью товаропроизводителей.

Итак, первая ситуация — отрасль состоит из большого количества мелких товаропроизводителей — сотен и даже тысяч. Между ними возникает конкуренция, которую называют чистой конкуренцией, или совершенно конкурентным рынком.

Вторая ситуация — отрасль состоит из нескольких десятков товаропроизводителей. Разумеется, между ними тоже существует довольно острая конкуренция, которая оказывает влияние на возникновение определенной рыночной ситуации. Этот тип рынка называют монополистической конкуренцией.

Третья ситуация — отрасль формируется из нескольких производителей, каждый из которых — довольно крупная фирма. Всего таких фирм 3—4, максимум пять. Такой тип рынка называют олигополией.

Четвертая ситуация — отрасль представлена одним крупным товаропроизводителем-монополистом. У него нет конкурентов, поэтому тип рынка, где он властвует, называют чистой монополией.

Итак, со стороны совокупного продавца на рынке можем быть четыре характерных ситуации, отражающих различные варианты рыночной конкуренции.

Теперь обратимся к совокупному покупателю. Какие варианты рыночных ситуаций возможны здесь? Оказывается, все те же четыре характерные ситуации.

Первая — значительное количество покупателей (тысячи и более).

Вторая — несколько десятков покупателей.

Третья — покупателей от двух до десятка.

Четвертая — один покупатель-монополист.

Различные сочетания рыночных типов со стороны продавцов и покупателей формируют все возможные рыночные ситуации.

Всего возможно 16 типовых рыночных ситуаций. И для каждой из них можно глубоко проработать теорию и практику поведения фирмы, детализировать систему управления ею с тактических и стратегических позиций. Разумеется, это дело конкретных фирм. Такую работу многие из них выполняют, разрабатывая заранее все возможные сценарии возникающих на рынке ситуаций, а также, заранее планируя деятельность фирмы, если развитие рыночных событий пойдет по одному из подобных сценариев.

Таким образом, понимание процессов всего многообразия рыночных ситуаций имеет большое практическое значение для деятельности конкретных фирм. Однако с позиций теории такое многообразие является излишним. Его можно упростить за счет замены четырех типов покупателей одним абстрактным совокупным покупателем.

Пример. Имеется некоторая фирма, выступающая на рынке и как покупатель, и как продавец. Фирма покупает сырье, материалы, топливо, энергию, комплектующие изделия, оборудование, рабочую силу, финансовые ресурсы. Все приобретенные ресурсы формируют издержки фирмы, которые в зависимости от количества покупателей одного и того же ресурса будут меньше или больше. Следовательно, через издержки производства опосредованно будет учитываться рыночная ситуация со стороны покупателя ресурсов.

Учитывая эти издержки, принимая их за некоторую данность, за постоянно действующий параметр производства, можно условно свести все многообразие покупательского рынка к одному абстрактному покупателю, которому и будут присущи именно те цены на ресурсы, по которым их будет покупать действующая на рынке фирма.

Итак, сформировав издержки производства и зная закономерность их изменений, можно обратить внимание на фирму как на продавца товара. Вот здесь и возникает ключевая для фирмы задача. Нужно знать, сколько товара надо произвести, и по какой цене его продать, чтобы достичь определенной цели. В качестве таковой может выступать максимум прибыли или максимум выручки (в исключительных случаях фирма может изменить критерий принятия своего управленческого решения).

Сколько производить товара, и по какой цене его продавать — зависит от количества продавцов данного товара, от того, какая конкуренция существует между ними. Следовательно, выделенные четыре типа рыночных ситуаций продавцов товара будут по сути дела в теоретическом плане отражать четыре рыночные модели.

Чистая конкуренция и чистая монополия в практике рынка встречаются довольно часто. Однако наибольший удельный вес в рыночной действительности занимают монополистическая конкуренция и олигополия, т.е. такие модели, которые принято относить к несовершенной конкуренции.