11.1. Цели, задачи и основные элементы политики распределения
Территориальная и временная разобщенность требует значительных дополнительных затрат на доставку потребителю товаров и оказание услуг клиентам.
Совокупность стадий, действий и методов по определению, выбору и привлечению потребителей, выявлению рациональных путей и средств поставки товаров согласно условиям договора, обоснованию способов и видов складирования этих товаров представляет собой процесс распределения. С распределением связаны все решения, которые могут иметь место при организации потоков, сопровождающих движение товара от производителя до конечного потребителя и пользователя.
Политика распределения представляет собой курс действий предприятия по разработке и реализации комплекса маркетинга — распределительного микса, входящих в него мероприятий по доведению продукта до конечного потребителя. Она нацелена на эффективное взаимодействие всех субъектов маркетинговой системы по обеспечению перемещения подготовленного для продажи конкретного товара определенного количества и качества в конкретное время и в установленное место.
Распределительная сеть может включать следующих субъектов: распределительные органы фирмы-производителя; сбытовых посредников; сбытовых партнеров. В качестве сбытовых посредников, как правило, выступают оптовые и розничные предприятия, обладающие экономической и юридической самостоятельностью. Эти предприятия разрабатывают самостоятельную, независимую от фирмы-производителя распределительную политику и мероприятия по ее проведению. Тогда как органы фирмы-производителя, например отделы по продаже и реализации товара, не имеют такой самостоятельности.
Для характеристики договорных и коммуникативных связей субъектов распределительной сети используются такие понятия, как канал сбыта и путь сбыта.
Канал сбыта — это совокупность организаций или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать другому субъекту право собственности на конкретные товар или услугу на их пути от производителя к потребителю.
Путь канала — это способ, средство, с помощью которого товары перемещаются от производителя к потребителю. От выбранного канала зависят скорость, время, эффективность движения и качество поставки товара от производителя к конечному потребителю.
В функциональном отношении деятельность в системе распределения подразделяется на работу, связанную с формированием и развитием каналов сбыта, и на операции по физическому распределению товара, т. е. организацию маркетинг - логистики; возможна также интеграция этих функций.
На практике применяются различные методы сбыта в распределительной политике. Основными методами сбыта являются:
а) торговые системы, включающие централизованный и децентрализованный сбыт;
б) собственная или внешняя формы организации продажи (форма сбыта);
в) прямой и непрямой сбыт через торговые посреднические предприятия (пути сбыта).
В зависимости от числа посредников в системе сбыта устанавливается уровень канала, в качестве которого могут выступать юридическая фирма или физическое лицо, выполняющие функции перемещения товара от производителя к потребителю. Число промежуточных уровней может характеризовать протяженность канала. Канал нулевого уровня, например, не включает посредника, так как производитель с помощью собственных внутренних или внешних образований передает товар непосредственно потребителям.
Выбор альтернативного варианта системы распределения зависит от различных факторов, в большой степени — от назначения, характера товара, финансового потенциала, имиджа фирмы-производителя и т. д. Так, при одно-, двух- и трехуровневом каналах в систему распределения встраиваются один, два или три посредника (соответственно розничный, оптовый и мелкооптовый торговец). Но, как правило, розничный торговец работает на рынке потребительских товаров, а на рынке товаров производственно-технического назначения — агент по сбыту, или брокер.
Мелкооптовый торговец покупает товары у крупных оптовых баз и перепродает их предприятиям розничной торговли или непосредственно через свою сеть — потребителю.
Концепция маркетинга взаимодействия ориентирует на выбор не одного какого-либо канала из всех возможных, а наилучшей комбинации этих каналов, принимая во внимание не сиюминутную выгоду, а развитие долгосрочных взаимоотношений с бизнес - партнерами.
Типы посредников:
- Дилер приобретает товар по договору поставки и становится собственником продукции после полной оплаты поставки. После выполнения всех условий по договору поставки отношения между дилером и фирмой-производителем прекращаются. В случае вертикального канала распределения, когда члены распределительной сети действуют как единая система, дилеры могут выступать держателями привилегий и объединять в своих руках ряд последовательных этапов процесса производства и потребления.
- Дистрибьютор, как правило, получает от производителя право торговать своей продукцией на установленный срок и в определенном месте. Дистрибьютор не является собственником продукции, а только приобретает после заключения договора право продажи продукции. Дистрибьютор может действовать и от своего имени, если это предусмотрено договором.
- Комиссионер не является собственником продаваемой продукции, но имеет право заключать договор о поставке от своего имени. Комиссионер обеспечивает сохранность товара и отвечает за ущерб, причиненный продукции по его вине. Вознаграждение комиссионер получает в виде процентов от суммы проведенной операции или в виде разницы между ценой, назначенной комитентом, и ценой реализации.
- Комитент — лицо, которое выдает комиссионеру поручение о заключении определенной сделки или ряда сделок от имени комиссионера, но за счет комитента.
- Агенты — посредники, выступающие в качестве представителя пли помощника другого основного по отношению к нему лица (принципала-хозяина). Они являются юридическими лицами, но могут заключать сделки от имени и за счет принципала. Размер вознаграждения агента регулируется тарифом или договором с принципалом (например, в виде процента от суммы заключенной сделки).
- Брокеры — посредники, которые не являются собственниками продукции, как дилеры или дистрибьюторы, и не могут распоряжаться ею. Их функция является посреднической при заключении сделок, они выполняют отдельные поручения, задания. Договорных отношений в процессе сделок брокеры не имеют ни с одной из сторон договора купли-продажи. Доход брокера определяется в виде процента от стоимости продажных товаров или в виде заранее оговоренной суммы за каждую единицу проданного товара.
- Отдел сбыта — исторически сложившаяся структура, отвечающая на фирме за формирование и осуществление заказов через коммивояжеров и торговых представителей. В компаниях, работающих в развитых странах с рыночной ориентацией, отделы сбыта входят в управление маркетингом.
- Коммивояжер — это служащий предприятия, которому поручено заниматься поиском клиентов и работой с ними. Объем полномочий коммивояжера регулируется руководством фирмы или, если он действует в отдаленном от фирмы районе, региональным руководителем, в подчинении у которого коммивояжер находится.
- Торговые представители — это юридически самостоятельные лица, заключающие договоры и ведущие дела для нескольких фирм. В отличие от коммивояжера, торговый представитель действует самостоятельно, он формирует заказы, комплектует возможные технологические комплексы и устройства на основе продукции, деталей, выпускаемых различными фирмами, организует поставки, проводит выставки образцов. Вознаграждение торговых представителей зависит от объема сбыта за вычетом затрат, необходимых для осуществления его деятельности.
- Маклер занимается поиском возможностей заключения договоров, он представляет интересы обеих сторон, где выступает посредником.
- Сбытовые филиалы организуют крупные предприятия для осуществления торговой деятельности в непосредственной близости от потребителя. Основной функцией сбытовых филиалов является обеспечение быстрой поставки продукции фирмы путем проведения консультаций клиентуры и изучения конъюнктуры рынка.
Структуру возможных каналов распределения производитель определяет на основе маркетинговых исследований рынков сбыта своей продукции и имеющихся средств для покрытия издержек по ее реализации собственными снабженческими и рыночными структурами.
- А.Д. Евменов, э.К. Какосьян, п.В. Данилов маркетинг в социальной сфере
- А.Д. Евменов, э.К. Какосьян, п.В. Данилов маркетинг в социальной сфере
- Isbn © а.Д. Евменов,
- Введение
- Глава 1
- Определения маркетинга
- 1.2. Основа маркетинга
- Глава 2.
- 2.1. Процесс маркетинга
- 2.2. Основные принципы маркетинга
- 2.3. Виды маркетинга
- 2.4. Типы маркетинга
- 2.5. Макромаркетинг
- 2.6. Развитие концепций маркетинга
- 2.7. Функции маркетинга
- Глава 3
- 3.1. Маркетинг-микс. Субмиксы маркетинга.
- 3.2. Принципы маркетинг-микса
- Глава 4
- 4.1. Микросреда функционирования фирмы
- 4.2. Макросреда функционирования фирмы
- Глава 5.
- 5.1. Определения и основные понятия
- 5.2. Товары производственного назначения
- 5.3. Услуги
- 5.4. Трехуровневая модель товара
- 5.5. Жизненный цикл товара
- 1. Разработка товара
- 2. Выведение товара на рынок
- 3. Рост числа продаж
- 4. Зрелость
- Глава 6
- 6.1. Цели и задачи маркетинговых исследований
- 6.2. Алгоритм маркетингового исследования
- 6.3. Организация маркетинговых исследований
- 6.4. Основные методы исследования:
- 6.5. Бенчмаркинг
- 6.6. Анализ результатов маркетинговых исследований. Диагностика конкурентной среды
- 6.7. Анализ конкуренции
- 6.8. Анализ потенциала
- 6.9. Анализ стратегических групп
- 6.10. Swot-анализ
- Глава 7.
- 7.1. Критерии сегментирования
- 7.2. Цели сегментирования
- Глава 8
- 8.1. Основные средства воздействия комплекса маркетинговых коммуникаций
- 8.2. Спонсоринг
- Продукт-плейсмент (Product-Placement)
- 8.4. Брендинг
- 8.5. Комплекс маркетинговых коммуникаций
- Глава 9
- 9.1. Спрос и предложение
- Глава 10
- 10.1. Основа рыночных отношений и типы рынка
- Глава 11
- 11.1. Цели, задачи и основные элементы политики распределения
- Глава 12
- 12.1. Порядок ценообразования на продукцию.
- 12.5. Определение цен на основе «Кривой освоения».
- 12.6. Определение цен на основе «Графика безубыточности».
- 12.7. Определение цен с ориентацией на полезность продукции.
- Глава 13
- 13.1. Система международной торговли.
- 13.1.1. Экономическая среда
- 13.1.2. Политико-правовая среда
- 13.1.3. Культурная среда
- 13.2. Решение о структуре комплекса маркетинга
- 13.3. План маркетинга.
- 13.4. Бюджет маркетинга.
- Оглавление
- 191102, Санкт-Петербург, улица Бухарестская, дом 22
- 191102, Санкт-Петербург, улица Бухарестская, дом 22