logo search
М технол - копия

Тема 4.2 Техническая оснащенность розничных предприятий

Основные вопросы темы

  1. Назначение и классификация технических средств и технологического оборудования для розничных торговых предприятий.

  2. Автоматизированные средства продажи товаров. Вспомогательное оборудование.

  3. Технические средства защиты товаров от хищения.

  4. Выбор технических средств и торгового оборудования для розничных торговых предприятий.

Целевая установка по изучению темы

Техническая оснащенность розничных предприятий включает торгово-технологическое оборудование магазинов, обеспечивающее рациональную организацию торгово-технологического процесса и обслуживания покупателей.

Выделяются основные группы оборудования и мебели.

I.Мебель для торговых залов и подсобных помещений магазинов:

для приемки товаров по качеству (столы для бракеража);

подготовки товаров к продаже (столы для фасовки товаров);

показа товаров (витрины);

выкладки и продажи товаров (горки, прилавки, прилавки-витрины, вешала);

транспортировки и продажи товаров (тара-оборудование);

расчетов с покупателями (кассовые кабины);

для обслуживания покупателей (примерочные кабины, банкетки и подставки для примерки обуви, корзины и тележки для отбора товаров).

Для того, чтобы мебель отвечала задачам рациональной организации торгово-технологического процесса в магазине, а также высокому уровню культуры обслуживания покупателей, она должна соответствовать ряду требований:

1) Технико – эксплуатационные, определяют практическую пригодность мебели к эксплуатации, удобства пользования ею. К основным эксплуатационным требованиям относятся: прочность, устойчивость, разборность, подвижность, достаточная вместимость, соответствие товарному ассортименту, форме продажи товаров и др.

2) Эргономические, указывают соответствие размеров мебели (длина, ширина, высота) и ее деталей среднему росту и пропорциям тела человека. Это обеспечивает свободный доступ к товарам, хороший показ и минимальную утомляемость работника.

3) Экономические, сводятся к созданию недорогой мебели. Поэтому мебель изготовляют простой и облегченной конструкции, из недорогого материала, индустриальными методами производства. Снижению стоимости мебели способствуют также ее надежность, долговечность, возможность легкого и быстрого ремонта.

4) Эстетические, характеризуют роль мебели в улучшении показа товаров и украшении помещений торговых залов магазинов. Красивый внешний вид мебели придают простота формы, изящество и четкость линий, использование современных материалов и высокое качество декоративной отделки.

5) Санитарно – гигиенические, предусматривают стойкость мебели к химическим и механическим воздействиям, легкость ухода за ней. Мебель изготовляют с гладкой, ровной поверхностью, без лишних углублений, зазоров и выступов. Рабочие поверхности мебели, соприкасающиеся с пищевыми продуктами, должны изготовляться из материалов, допущенных к применению в продовольственном машиностроении.

II.Инвентарь:

Важным дополнением торгово-технологического оборудования магазинов является торговый инвентарь, который представляет собой приспособления, инструменты и приборы, применяемые для показа и обработки товаров в процессе обслуживания покупателей, а также для различных вспомогательных и хозяйственных операций. Рациональное использование инвентаря способствует ускорению торгово-технологического процесса, повышению культуры обслуживания покупателей, улучшению условий и повышению производительности труда торговых работников, сокращению издержек обращения.

Торговый: для вскрытия тары и упаковки (съёмники обручей, набойки бондарные, различные гвоздодеры, хозяйственные топоры, молотки, клещи);

для проверки размеров и качества товаров (шаблоны, пробоотборники, овоскоп, виноскоп, мерительные инструменты);

для подготовки товаров к продаже (приспособления для разруба, разделки и нарезки мяса, субпродуктов и рыбы, утюги и гладильные доски, щетки для чистки одежды и обуви, инвентарь для фасования товаров);

для отпуска их покупателям (вилки, щипцы, лопатки, ковши, сачки для рыбы, метры, инвентарь для упаковки, примерочные зеркала, кольца-измерители);

для выкладки и рекламы товаров (лотки, окорята, подставки, кронштейны, корзинки, планшеты);

для отбора товаров покупателями (корзины, тележки).

Вспомогательный – приспособления для точки, правки и хранения ножей, совки, воронки, насос для перекачки жидкостей, лестницы (стремянки).

Санитарно-гигиенический для уборки и санобработки – окномойки, щетки, совки, мусоросборники.

Противопожарный – огнетушители, бочки с водой, ящики с песком, набор противопожарных инструментов.

III.Торговое холодильное оборудование:

Торговое холодильное оборудование представляет собой охлаждаемые устройства, предназначенные для кратковременного хранения, выкладки и продажи скоропортящихся товаров на предприятиях розничной торговли. Оно является одним из звеньев непрерывной холодильной цепи и представлено следующими видами:

Для хранения товаров – холодильные камеры, шкафы, закрытые прилавки

Для показа и продажи товаров – открытые прилавки, витрины и прилавки-витрины

Демонстрационное оборудование – демонстрационные витрины, шкафы - витрины.

По температурному режиму, поддерживаемому в охлаждаемой емкости, холодильное оборудование принято подразделять на низкотемпературное (для замороженных продуктов) и обычное (для охлажденных продуктов). В низкотемпературном оборудовании товары хранят при температуре -18°С и ниже. Охлажденные продукты хранят при температуре 0-2°С.

IV.Торговое измерительное оборудование:

Для осуществления операций, связанных с приемкой товаров, подготовкой их к продаже и отпуском, применяется торговое измерительное оборудование: весы, гири, меры длины и объема (деревянные и металлические метры, мерные кружки, мензурки).

Весы— прибор для измерения массы товара. Основными признаками их классификации служат: принцип действия; место и способ установки; вид указательного устройства; вид отсчета показаний взвешивания; способ снятия показаний.

В зависимости от принципа действия различают рычажные, электромеханические и электронные весы.

По месту и способу установки весы делят на настольные, передвижные и стационарные.

По виду указательного устройства весы подразделяют на гирные, шкальные, шкально-гирные, циферблатные и цифровые электронные.

По виду отсчета показаний взвешивания весы бывают с визуальным отсчетом и с документальной регистрацией.

По способу снятия показаний различают весы с местным и дистанционным способами снятия показаний.

К весам предъявляются метрологические и эксплуатационные требования.

Важнейшими метрологическими требованиями являются: точность взвешивания, чувствительность, постоянство показаний и устойчивость. Весы следует считать точными в том случае, если они дают показания измерения массы с отклонением от истинных показаний в пределах допустимой погрешности. Чувствительность весов - их свойство выходить из состояния равновесия при незначительном увеличении нагрузки..

К основным эксплуатационным требованиям, предъявляемым к весам, относят: надежность (способность исправно и безотказно выполнять свои функции в течение всего срока эксплуатации), наглядность показаний (хорошая обозримость и читаемость показаний весов), максимальная скорость взвешивания (их способность быстро приходить в состояние равновесия). Кроме того, весы должны отвечать определенным санитарно-гигиеническим требованиям, которые предусматривают их изготовление из материалов, являющихся нейтральными по отношению к взвешиваемым товарам и окружающей среде. Их конструкция и отделка поверхностей деталей не должны препятствовать чистке и мытью.

V.Контрольно-кассовое оборудование

По конструкции ККМ разделяются на: автономные; пассивные системные; активные системные; фискальный регистратор.

Студентам необходимо ознакомиться подробно с видами, типом технических средств и оборудования магазинов, их характеристиками, принципами оснащения предприятия. Целесообразно также усвоить правила эксплуатации и порядок сервисного обслуживания оборудования.

В процессе изучения второго вопроса студентам нужно ознакомиться с продажей товаров через автоматизированные технические средства. Автоматизированные средства продажи – это устройства, которые автоматически отпускают товары покупателю после получения от них платежных средств. Продажа через автоматы является одной из прогрессивных форм продажи товаров. В последнее время следует отметить снижение объемов продажи товаров с помощью автоматов, сокращение ассортимента реализуемых товаров. С другой стороны, расширяется объем услуг, осуществляемых с помощью автоматизированных средств – это разменные, игральные и информационные автоматы.

Необходимо ознакомиться с основными видами информационного и рекламного оборудования и рекламных средств, применяемых на предприятиях розничной торговли, рассмотреть их влияние на эффективность работы магазинов.

Большое значение в процессе технического оснащения магазинов играет решение проблемы хищений с помощью применения современных средств защиты. В первую очередь нужно ознакомиться со способами защиты товаров: визуальное наблюдение; с помощью радиоэлектронных систем сигнализации; систем сигнализации-оповещения; систем слежения. Применяемый способ или комплекс способов определяют использование различных технических средств, перечень которых постоянно расширяется и совершенствуется.

Все применяемые средства защиты товаров от хищения по функциональному назначению можно разделить на физические, аппаратные, программные и криптографические.

Современный рынок средств обеспечения безопасности предприятия предлагает в частности: системы контроля входа в помещение; системы управления доступом; различные замки и электрозащелки; системы охранной сигнализации; системы охранного освещения; сейфы и металлические шкафы; различные электронные системы для предотвращения хищения товаров; аппаратуру скрытого наблюдения, фотографирования и видеосъемки; переговорные устройства.

Для служб безопасности предприятия стали доступными: профессиональная аппаратура скрытого аудио-видео-радионаблюдения, интегрированные системы разведки, системы слежения за движущимся объектом.

При техническом оснащении предприятий розничной торговли особое внимание должно быть уделено выбору типов и моделей технических средств и оборудования и определению их оптимального набора. При этом важно учитывать товарный профиль и размеры торгового зала магазина, методы продажи товаров. Определение оптимального набора и характер размещения оборудования оказывают существенное влияние на эффективность использования площадей магазина. При определении потребности в технических средствах и технологическом оборудовании магазинов применяются схемы технологических планировок, примерные нормы оснащения и расчетные методы.