16.1 Основные понятия и определения
Каждый день мы узнаем о новых достижениях науки и техники: пересадка искусственных органов, клонирование, оптическое волокно, кредитные карточки, компакт-диски, автоматизированный перевод с иностранных языков, беспроводные системы связи, генная инженерия, обучение на расстоянии, космический туризм. Новые технологии влияют на нашу жизнь и деятельность предприятий, производящих товары и услуги.
Новые технологии - это практическое применение науки к любой человеческой деятельности, ресурсы и знания, необходимые для достижения практических целей. Это технологии освоения космоса и защиты окружающей среды, производственные технологии, медицинские и коммуникационные технологии. Естественно, все эти технологии влияют на нашу жизнь и деятельность предприятий, производящих товары и услуги. Однако самое сильное влияние на процессы предоставления и разработки услуг оказывают информационные технологии.
Служащий инвестиционного банка и хирург используют различную информацию и информационные технологии и следует разным принципам своих профессии, а также соответствующим законам. Очевидно, что эти две группы различных специалистов применяют совершенно разные технологические процессы, однако и в том и в другом случае они полагаются на информационные технологии.
Информационные технологии (IT) состоят из компьютерных и телекоммуникационных технологий. Компьютерные технологии основаны на аппаратном и программном обеспечении и необходимы для хранения и обработки данных и информации. Телекоммуникационные технологии также состоят из соответствующего оборудования и программного обеспечения и используются для передачи данных и информации. Вместе с тем, в настоящее время выделяют еще такое понятие как новые информационные технологии, базирующие на новых инфологических и компьютерных средствах получения, хранения, актуализации информации, знаний.
Новые информационные технологии бывают следующих базовых типов:
когнитивные технологии, направленные большей частью на получение, хранение и актуализацию знаний, принятие интеллектуальных решений;
инструментальные технологии, направленные большей частью на использование в качестве инструментария, среды для построения других технологий и для обслуживания их;
прикладные технологии, направленные большей частью на решение проблем некоторой проблемной области (или областей);
коммуникативные технологии, направленные большей частью на решение проблем связи, коммуникаций, общения.
Отметим, что такое деление - весьма условное, и технология может с успехом быть и прикладной, и когнитивной, и инструментальной, и коммуникативной.
С недавних пор стало популярным, чтобы не сказать, модным, характеризовать современное общество как «информационное». Возможно, указанная характеристика современного общества является правильной, но при этом нередко забывают отметить, что общество всегда было «информационным», что без информации, ее хранения, передачи и обработки никакое общество невозможно в принципе. Как невозможна и любая общественная жизнь без информационных технологий. Египетский папирус или вавилонская глиняная табличка - это также информационные технологии.
В действительности всякая попытка глубоко понять современный информационный характер социума должна обязательно включать в себя соотнесение характеристик бытия человека и общества в данный момент со свойствами социального бытия вообще. Исходя из этого принципа, следует, по-видимому, говорить о том, что «информационность» современного общества заключается лишь в усилении влияния некоторого аспекта деятельности человека (коммуникативного аспекта) на все прочие. В таком контексте отношение «общество-человек» может быть охарактеризовано тем, что от последнего для существования в современном мире, для адекватной реакции на происходящие вокруг изменения требуется приобретать и обрабатывать новую информацию на протяжении всей жизни или, по крайней мере, большей ее части.
- 1. Соц.-культ. Сфера. Её элементы, структура и ф-ции
- 2. Место сервиса в сфере материального производства и непроизводственной сфере
- 3. Социальные предпосылки возникновения и развития сервисной деятельности
- 4. Клиенты и их потребности в сервисной деятельности
- 5. Поведение потребителей и модель принятия решения на покупку услуг
- 6. Сущность «сервиса». Принципы современного сервиса
- 10. Структура и функции непроизводственной сферы. Общая характеристика услуг непроизводственной сферы
- 12. Рынок услуг
- 11. Природа услуг и проблемы, возникающие при их оказании
- 20. Сервисная организация как система. Её элементы.
- 21. Основные формы воздействия услуги
- 22. Организационные формы современного обслуживания
- 23. Специфика согласования спроса и предл-я в серв. Деят-ти
- 13. Территориальные аспекты развития рынка услуг. Закон Рейли
- 14. Классификация услуг
- 7. Виды сервиса по времени его осуществления
- 8. Фирменный сервис
- 31. Предпродажный сервис: особенности и этапы.
- 9. Основные подходы к осуществлению сервиса
- 33. Организация послепродажного сервиса
- 38. Защита прав потребителей
- 15. Этапы жизненного цикла услуг
- 18. Эстетический аспект культуры сервиса
- 17. Этический аспект культуры сервиса
- 35. Модель качества обслуживания
- 30. Этапы процесса разработки и создания услуги
- 19. Инновационный аспект культуры сервиса
- 16. Психологический аспект культуры сервиса
- Оглавление
- Введение
- Тема 1. Сервисная деятельность как форма удовлетворения потребностей человека
- 1.1 Понятие об услуге и сервисной деятельности
- 1.2 Функции сферы услуг
- 1.3 Структура сферы услуг и классификация типов и видов услуг
- 1.4 Общероссийские классификаторы услуг населению
- Вопросы для обсуждения
- Тема 2. Социальные предпосылки возникновения и развития сервисной деятельности
- 2.1 Теория постиндустриального общества
- 2.2 Этапы развития услуг в России
- Вопросы для обсуждения
- Тема 3. Специфика услуг как товара
- 3.1 Эволюция понятия «товар»
- 3.2 Характеристики услуг
- 3.3 Отличие услуги от материально-вещественного товара
- Вопросы для обсуждения
- Тема 4. Ценность услуги
- 4.1 Определение ценности услуги
- 4.2 Модель ценности услуги
- Вопросы для обсуждения
- Тема 5. Поведение потребителей и процесс принятия ими решения
- 5.1 Определение потребительской среды в сфере услуг
- 5.2 Клиенты и их потребности
- 5.3 Факторы, влияющие на покупательское поведение
- 5.4 Процесс принятия решения потребителем.
- 5.5 Специфические аспекты покупки услуг
- 5.6 Поведения потребителей деловых услуг
- Воспринимаемый риск
- Политические соображения
- Личные симпатии и антипатии
- Вопросы для обсуждения
- Тема 6. Теория организации обслуживания
- 6.1 Обслуживание как сервисная система
- 6.2 Система сервисных операций
- 6.3 Система предоставления услуг
- 6.4 Система маркетинга услуг
- Вопросы для обсуждения
- Тема 7. Контактная зона
- 7.1 Общие положения
- Пространство контакта
- 7.3 Процесс контакта между клиентом и исполнителем
- Содержание контакта
- 7.5 Работа с жалобами потребителей
- 7.6 Принципы эффективного решения конфликтных ситуаций
- Вопросы для обсуждения
- Тема 8. Основные методы предоставления услуг и формы обслуживания
- 8.1 Основные методы предоставления услуг
- Метод поточной линии;
- Метод самообслуживания;
- Метод индивидуального подхода.
- 8.2 Формы обслуживания
- Вопросы для обсуждения
- Тема 9. Качество обслуживания и производительность
- 9.1 Общие положения
- 9.2 Показатели качества услуги
- 9.3 Модель качества услуг
- 9.4 Сервисные гарантии
- 9.5 Производительность труда в сфере услуг
- Вопросы для обсуждения
- Тема 10. Общероссийские стандарты качества
- 10.1 Объекты стандартизации и номенклатура показателей качества услуг
- 10.2 Методы определения величины показателей качества
- 10.3 Ответственность продавца (исполнителя) перед потребителем
- Вопросы для обсуждения
- Тема 11. Жизненный цикл услуг
- 11.1 Основные определения и понятия
- 11.2 Управления этапами жизненного цикла сопутствующих услуг
- Вопросы для обсуждения
- Тема 12. Стратегические направления и конкурентноспособность
- 12.1 Понятие о конкурентных преимуществах
- 12.2 Конкурентная окружающая среда
- 12.3 Выбор целевых потребителей
- 12.4 Стратегии создания конкурентных преимуществ
- 12.5 Роль стандартизации и дифференциации в выборе товарной политики
- Вопросы для обсуждения
- Тема 13. Сервис – компонент продажи товаров
- 13.1 Основные подходы к осуществлению сервиса
- 13.2 Основные задачи системы сервиса
- 13.3 Виды сервиса по времени его выполнения
- 13.4 Виды сервиса по содержанию работ
- 13.5 Принципы гарантийного обслуживания.
- 13.6 Эксплуатационные инструкции
- Вопросы для обсуждения
- Тема 14. Техническое обслуживание и ремонт
- 14.1 Назначение технического обслуживания и ремонта
- 14.2 Эволюция организации технического обслуживания и ремонта
- 14.3 Запасы запасных частей
- 14.4 Резервные мощности
- 14.5 Предупреждающий подход
- 14.6 Политика технического обслуживания
- 14.7 Структура службы сервиса и фирменный сервис
- Вопросы для обсуждения
- Тема 15. Внутренне обслуживание организации
- 15.1 Составные части системы деятельности организации
- 15.2 Задачи и функции фэсилити-менеджмента
- 15.3 Обеспечение деятельности персонала
- 15.4 Управление проектами по развитию инфраструктуры организации и эксплуатация объектов инфраструктуры
- Вопросы для обсуждения
- Тема 16. Новые технологии в сфере услуг
- 16.1 Основные понятия и определения
- 16.2 Информационные технологии в сфере услуг
- 16.3 Причины, по которым фирмы услуг инвестируют в новые технологии
- 16.4 Области применения новых технологий в сфере услуг
- 16.5 Технология как конкурентное преимущество
- Вопросы для обсуждения
- Тема 17. Разработка и создание новых услуг
- 17.1 Категории новой продукции
- 17.2 Факторы, являющиеся причиной создания новых услуг
- 17.3 Разработка новых товаров и услуг: сходство и различия
- 17.4 Инструменты для разработки услуги
- 17.5 Принципы разработки услуг
- 17.6 Процесс разработки услуги
- Вопросы для обсуждения
- Тема 18. Имидж фирмы
- 18.1 Формирование собственного имиджа как условие успеха деятельности
- 18.2 Роль коллектива в создании имиджа фирмы
- Вопросы для обсуждения
- Тема 19. Деловая этика
- 19.1 Подходы к определению содержания и восприятия деловой этики и социальной ответственности в бизнесе
- 19.2 Проблемы морально-этических качеств руководителя
- 19.3 Своды и кодексы как средства позитивного регулирования предпринимательской деятельности
- 19.4 Деловой этикет – форма выражения деловой этики
- Вопросы для обсуждения
- Список использованных источников