logo search
Методички Маркетинг в социальной сфере

2.4. Типы маркетинга

В зависимости от характера спроса, имеющего место на рынке, различают следующие типы маркетинга: конверсионный, стимулирующий, развивающий, ре-маркетинг, синхромаркетинг, поддерживающий, демаркетинг, противодействующий маркетинг (табл. 2.1).

Таблица 2.1

Основные характеристики классификации маркетинга

Этапы эволю-

ции мар кетинга

Виды мар-

кетинга

Характер спроса

на рынке

Тип марке-

тинга

Цель, сфера, область

применения

Форма, направление

применения маркетинга

1

2

3

4

5

6

До 50-х гг.

Недиффе-

ренцирован-

ный

Отрицатель-

ный

Конверсион-

Получение

Прибыльный

(коммерческий)

маркетинг

ный

прибыли

Отсутствую-

щий

Стимулирую-

Прочие цели

Бесприбыльный

(некоммерче-

ский) маркетинг

60-е гг.

Дифферен-

цированный

щий

Скрытый

Развива-

По охвату

Национальный

(региональный,

локальный);

международ-

ный (экспорт-

ный, глобаль-

ный) маркетинг

ющий

территории

70-е гг.

Концентри-

рованный

Падающий

Ремаркетинг

Нерегуляр-

ный

Синхромар-

80-е гг.

Комплексный

кетинг

По сфере

Потребитель-

ский, промыш-

ленный, инве-

стиционный,

маркетинг сфе-

ры услуг

Полноценный

Поддержи-

применения

90-е гг. и

Коммуника-

вающий

ближай-

тивный

шей пер-

Чрезмерный

Демаркетинг

спективе

Нерацио-

нальный

Противодей-

По виду дея-

Маркетинг ор-

ганизации, мар-

кетинг отдель-

ной личности

(эгомаркетинг),

маркетинг мес-

та, маркетинг

ствующий

тельности

идей, социаль-

ный маркетинг

и т. д. |

Конверсионный маркетинг осуществляют при отрицательном спросе на рынке, когда значительная часть потребителей «не любит» продукт и может даже заплатить определенную цену за отказ от его использования. Этот тип маркетинга ориентирует потребителей на изменение отрицательного отношения к какому-то продукту на положительное, путем переделки продукта, снижения цены и более эффективного его продвижения.

При отсутствии спроса используют стимулирующий маркетинг, задачей которого является поиск и проведение мероприятий по развитию интереса у потребителей к конкретному предложению на важнейших сегментах потенциального рынка. Благодаря стимулирующему маркетингу может быть изменено безразличное отношение потенциальных покупателей к продукту. В качестве таких подходов обычно используют резкое снижение цен, усиление рекламных кампаний, паблик рилейшнз.

Развивающий маркетинг применяют в условиях скрытого спроса. Задачей этого типа маркетинга является оценка размера потенциального рынка и разработка эффективных продуктов, чтобы превратить потенциальный спрос в реальный. Изучение неудовлетворенных потребностей покупателей при использовании существующих продуктов, разработка новых продуктов для удовлетворения изученных потребностей, применение специальных рекламных средств могут способствовать созданию реального спроса.

В случае падения спроса используют ремаркетинг, задачей которого является восстановление спроса с помощью проникновения на новые рынки, изменения свойств товаров, ориентированных на новые потребности покупателей.

При наличии сезонных, ежедневных или часовых колебаний спроса может быть рекомендован синхромаркетинг. Его задачей является сглаживание спроса с помощью гибких цен, перехода на другие сегменты рынка, поиска индивидуальных методов продвижения и стимулирования товаров.

Поддерживающий маркетинг используется, когда фирма удовлетворена результатами сбытовой деятельности, ее объемами и качественными показателями. В таких случаях отмечают наличие полноценного спроса, и задачей этого типа маркетинга является поддержание существующего спроса с учетом изменения предпочтений потребителей и конкурентной среды на рынке.

Демаркетинг — тип маркетинга, применяемый в условиях чрезмерного спроса. Его задачей является поиск и применение способов и методов, способствующих снижению спроса. В качестве таких способов могут выступать повышение цен, временное прекращение рекламной работы, передача прав на производство данного продукта, лицензии, ноу-хау другим фирмам. В последнем случае обязательно оговаривается необходимость упоминания марки фирмы, передавшей свои права другой организации.

Существуют товары и услуги, спрос на которые может противоречить общественным требованиям и нормам потребления. В таких ситуациях удовлетворение спроса представляется нежелательным из-за отрицательных последствий потребления соответствующих вредных товаров и услуг (например, алкогольные напитки, наркотики, табачные изделия, порнография и т. д.). Для ликвидации или снижения такого спроса, который называют нерациональным или иррациональным, применяют противодействующий маркетинг.

Применение того или иного типа маркетинга позволяет осуществлять гибкую маркетинговую деятельность, базирующуюся на высокой ответственности перед покупателями и обществом.

Классификация маркетинга наряду с выделением маркетинга по виду и типу предполагает различие маркетинга в зависимости от цели обмена в системе предпринимательства (бизнесе), сферы обмена, сферы применения и вида деятельности, которую охватывает маркетинг.

В зависимости от цели обмена, результатов той или иной деятельности различают коммерческий и некоммерческий маркетинг. Коммерческий маркетинг осуществляется в организациях, целью которых является получение прибыли. Поэтому иногда коммерческий маркетинг называют маркетингом прибыльных организаций. А маркетинг неприбыльных образований и организаций (например, организаций муниципального уровня, города, региона, школы, клиники и больницы, различных партий и т. д.) называют некоммерческим маркетингом.

По сфере обмена или по территориальному признаку наиболее часто выделяют национальный (региональный, локальный) и международный (экспортный, глобальный, мировой) маркетинг.

По сфере применения различают потребительский, промышленный, инвестиционный маркетинг, а также маркетинг услуг.

В зависимости от вида деятельности отдельной личности или организации различают: маркетинг организации, маркетинг отдельной личности (эгомаркетинг), маркетинг места, социальный маркетинг и др.

Наряду с рассмотренной классификацией маркетинга отдельные школы маркетинга (американская, скандинавская, западноевропейская и др.) используют и другие разновидности маркетинга.