logo search
М технол - копия

Тема 3.3 Основы технологического проектирования розничных предприятий

Основные вопросы темы

  1. Проектирование розничных торговых предприятий. Факторы, влияющие на размещение розничной торговой сети.

  2. Виды зданий, используемых для размещения магазинов.

  3. Устройство и планировка магазинов, состав и взаимосвязь помещений магазинов.

Целевая установка по изучению темы

Развитие розничной торговой сети и её обновление требуют рационального размещения торговых предприятий, их специализации и типизации.

Рассматривая вопросы размещения магазинов, следует учитывать влияние градостроительных, транспортных, социальных и экономических факторов, учитываются и принципы равномерности, ступенчатости и группового размещения предприятий торговли.

Здания, которые используются для размещения магазинов, классифицируются по следующим основным признакам:

капитальности сооружения (капитальные и облегченные),

размещению (отдельно-стоящие, встроенно-пристроенные, торговые комплексы),

особенностям объёмно-планировочного решения (одноэтажные, многоэтажные с подвальными помещениями или без них),

материалу стен и конструктивных элементов (кирпичные, каменные, гипсоблочные, шлакоблочные, железобетонные и деревянные).

Здания и сооружения, в которых размещаются магазины, должны отвечать ряду технологических, архитектурно-строительных, экономических и санитарно-гигиенических требований.

Магазин должен располагать комплексом помещений, необходимых для рационального функционирования торгово-технологического процесса. Состав и размеры помещений зависят от типа магазина и его общей площади. Совокупность помещений магазина в соответствующей их взаимосвязи составляет его технологическую планировку. Помещения подразделяются на группы:

торговые – торговые залы, помещения приема и выдачи заказов, зал кафетерия, зал демонстрации новых товаров, помещения (зоны) для дополнительных услуг покупателям.

для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже - приемочные, разгрузочные, кладовые для хранения товаров, охлаждаемые камеры для хранения скоропортящихся продуктов, помещения для подготовки товаров к продаже, фасовочные, комплектовочные и экспедиции отдела заказов.

вспомогательные (подсобные) – для хранения тары и контейнеров, экспедиции по доставке товаров на дом, мастерские по ремонту оборудования и инвентаря, рекламно-оформительские мастерские, помещения для приема посуды, моечные.

административно-бытовые - конторские помещения, помещения для размещения столовой или буфета для персонала, комнаты отдыха, здравпункта, главной кассы, гардеробных, душевых и т.п.

технические помещения – вентиляционные камеры, машинные отделения холодильных установок и лифтов, электрощитовая, коммутатор, помещение теплового узла или котельной, радиоузел, камеры кондиционирования воздуха.

Расчет площади помещений магазина осуществляется по нормативам, приведенным в СНиП. Общая потребность в розничной сети для города (района) определяется по нормативам торговой площади (в м2 на 1000 жителей), дифференцируемым по товарным группам и зависящим от численности населения. При этом руководствуются Методическими указаниями по перспективному развитию и размещению розничной торговой сети.

Особое внимание при изучении третьего вопроса следует уделить рациональной планировке торгового зала магазинов самообслуживания: зонированию и размещению оборудования, которые позволят обеспечить максимальные удобства покупателям при движении, осмотре и выборе товаров, рациональное использование торговой площади, создание благоприятных условий труда для торгово-оперативного персонала.