logo search
Связная речь детей

2.3. Условия для формирования связной монологической речи у дошкольников с онр в процессе игровой деятельности

В теории и практике педагогики существует множество трактовок и определений понятия «условие». В толковом словаре русского языка «условие» определяется как обстановка, в которой происходит, осуществляется что-либо, обстоятельство, от которого что-нибудь зависит. Условие составляет ту среду, обстановку, в которой возникает, существует и развивается определенный процесс. Мы рассматриваем педагогические условия как совокупность мер учебно-воспитательного и коррекционного процесса, которые обеспечивают переход речевого развития дошкольников с ОНР на более высокий уровень. С нашей точки зрения, педагогические условия составляют ту среду, в которой речевое развитие дошкольников формируется, существует и развивается, поэтому появляется необходимость создания благоприятных условий для обеспечения полноценного логопедического воздействия.

 Систематическая  и планомерная работа  по данной проблеме, а также использование дидактических и словесных игр эффективно помогает развивать не только связную монологическую речь, но и познавательную деятельность детей, внимание, логическое мышление, формирует предпосылки учебной деятельности. На основе использования дидактических и словесных игр у дошкольников развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой, учебной и познавательной деятельности. Составление описательных рассказов на основе наглядного материала является базой для составления творческих рассказов и пересказов сказок.

Для речевого развития дошкольников и очень важным условием является создание предметно-развивающей речевой среды.

Под речевой предметно-развивающей средой мы понимаем особым способом организованное предметное окружение, влияющее на развитие всех сторон речи ребенка, что имеет огромное значение для ребенка с ОНР. Правильно организованная речевая среда несет в себе эффект воспитательного воздействия, направленного на формирование активного познавательного отношения и к окружающему миру, и к системе родного языка и речи. Речевая среда должна способствовать уточнению, расширению и конкретизации речевых представлений. Правильно организованная предметно-развивающая среда дает ребенку чувство комфорта, защищенности, помогает развитию его личности, стимулирует познавательную и речевую активность, воображение, побуждает к игре.

Предметно-развивающая среда должна быть открытой и незамкнутой, способной к изменению, корректировке и развитию, т. е. она должна иметь характер не только развивающий, но и развивающийся. Она все время должна пополняться и обновляться различными дидактическими материалами, наглядностью по различным лексическим темам, различными пособиями и игровым материалом. Речевая предметно-развивающая среда должна отвечать некоторым психолого-педагогическим критериям: многофункциональность, трансформируемость, модульность, вариативность по содержанию и функциональным возможностям.

Не менее важным условием является речевая мотивация ребенка. Речь возникает из потребности высказаться, а высказывания порождаются отдельными побуждениями – мотивами. Наличие мотивации речи означает, что у ребенка не только есть мысли и чувства, которые могут быть выражены им, но что ему хочется ими поделиться, т. е. у него имеется внутреннее побуждение к тому, чтобы высказать свои мысли и чувства. Раскрывая психологические процессы, лежащие в основе порождения речевого высказывания, исследователи выдвигают на первый план мотивацию, рассматривая ее как импульс для всего речепроизводства [4]. Мотив является важнейшим компонентом в структуре речевой деятельности. От него зависит и качество речи, успешность обучения ребенка. Обогащение речевой мотивации детей в процессе обучения имеет немалое значение. В повседневном общении мотивы определяются естественными потребностями ребенка во впечатлениях, в активной деятельности, в признании и поддержке. В ходе занятия часто ребенок просто отвечает на вопрос педагога, пересказывает сказку, что-то повторяет. При этом чаще всего не учитывается потребность это делать. Как отмечают психологи – положительная мотивация речи повышает эффективность занятий. Существенной задачей является формирование педагогом положительной мотивации для каждого действия ребенка в процессе обучения, а также организация ситуаций, активизирующих потребность в общении. Также здесь важно учитывать возрастные особенности дошкольников, применять различные, увлекательные для ребенка приемы, активизирующие их речевую активность и инициативность и содействующие развитию творческих речевых умений и навыков [1].

Следует позаботиться о мотивации речи детей, побуждающей их к речевой активности. Наличие мотивации речи означает, что у ребенка есть внутреннее побуждение к тому, чтобы высказать свои мысли, и оно влияет на переход образцов в собственную активную речь ребенка. Это бывает в непринужденной, естественной обстановке общения. Таким образом, педагог должен позаботиться о том, чтобы приблизить характер общения с детьми на занятиях к естественным условиям [1].

Немаловажной составляющей успешной коррекции связной монологической речи у ребенка с ОНР является взаимодействие с семьей. Своими знаниями логопед обязательно должен делиться с родителями детей. Как правило, у них нет специального образования, а так как в развитии речи детей родители принимают самое непосредственное участие, педагогам необходимо делиться с ними теми знаниями, которые есть у них в доступной для родителей форме. Это могут быть сообщения на родительских собраниях (общих и внутригрупповых), стенды, папки-передвижки в доступных для родителей местах. Обязательными являются индивидуальные беседы, в ходе которых можно рассказать о проблемах каждого конкретного ребенка. Для успешной работы логопеда надо создавать условия для обмена опытом, а также передачи имеющейся у него информации по интересующей нас проблеме – развитие речи детей с общим недоразвитием речи.

Важным условием является наличие у логопеда материально-технической базы. Для полноценного речевого развития необходимо иметь различные методические пособия, большой запас наглядного материала, картотека дидактических и словесных игр, современное техническое оснащение (компьютер, проектор), а также материал, развивающий мелкую моторику.

Рассмотрев условия необходимые для развития связной монологической речи у дошкольников с ОНР, методику работы над связной монологической речью В.К. Воробьевой [14], Р.И. Лалаевой [44], А.В. Ястребовой [80], В.П. Глухова [20-24] и описав различные методические приемы работы с детьми с ОНР, можно сделать вывод о том, что для успешного целенаправленного воздействия при формировании навыка и умения связного говорения для всех детей с ОНР необходимо:

1) работу по развитию связной речи проводить планомерно и системно;

2) учитывать степень нарушения речевого и психического развития;

3) мотивировать ребенка к речевой активности;

4) учитывать возрастные особенности физического и психического развития, интеллектуальные способности и возможности детей;

5) развивать и обогащать словарь детей, его лексико-грамматическое оформление;

6) обучать установлению причинно-следственных отношений в предложении, в тексте;

7) ввести в процесс обучения правила смысловой и лексико-синтаксической организации текстов, применяя при этом различные методы и приемы;

8) осуществлять при составлении рассказов опору на наглядно- графический план, что повышает качество речи детей с ОНР, активизирует речемыслительную деятельность.

Для детей с низким уровнем такой работы будет недостаточно. Для них необходимы следующие дополнения:

1) проведение специальной подготовительной работы (подготовка к восприятию и предварительный разбор содержания текста или наглядного сюжета с выделением важных смысловых звеньев, последовательности событий);

2) более длительное и целенаправленное ведение специальной работы с текстом (работа над семантикой текста, языковой анализ текста, анализ структуры текста);

3) использование вспомогательных методических приемов, облегчающих детям овладение навыком связных высказываний (опорные вопросы, схемы, планы, готовый речевой образец, разнообразный иллюстративный материал и др.).

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2

  1. Анализ диагностических методик по формированию связной монологической речи детей позволил определить, что для нашего экспериментального исследования более приемлема методика обследования связной речи В. П. Глухова. Задания в данной методике построены последовательно, от простого к более сложному. Методика Глухова В. П. позволяет оценить все основные показатели связной речи: степень самостоятельности, сюжетное построение, логико-смысловое построение (логическая связь и последовательность), соответствие лексическим, грамматическим и синтаксическим нормам языка.

  2. Несмотря на многообразие методик по формированию связной монологической речи у дошкольников с ОНР, нами была выбрана методика В. П. Глухова. По методике В.П. Глухова коррекционное обучение проходит в 4-х основных этапах и учитывает особенности состояния связной речи у детей с общим недоразвитием речи. Данная методика также послужила основой для методической разработки дифференцированной системы поэтапного формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста данной категории.

  3. Для успешного формирования связной монологической речи у дошкольников с ОНР необходимо соблюдение следующих условий: работу по развитию связной речи проводить планомерно и системно; учитывать степень нарушения речевого и психического развития; учитывать возрастные особенности физического и психического развития, интеллектуальные способности и возможности детей; развивать и обогащать словарь детей, его лексико-грамматическое оформление; обучать установлению причинно-следственных отношений в предложении, в тексте; ввести в процесс обучения правила смысловой и лексико-синтаксической организации текстов, применяя при этом различные методы и приемы; осуществлять при составлении рассказов опору на наглядно- графический план, что повышает качество речи детей с ОНР, активизирует речемыслительную деятельность.