logo search
Связная речь детей

3.1. Проведение и анализ результатов диагностики по формированию связной речи у дошкольников с онр в процессе игровой деятельности

Исследование проводилось на базе МДОУ «Детский сад комбинированного вида №31» в с.Софьино Раменского района Московской области в 2018 году. В исследовании приняло участие 10 детей с ОНР (экспериментальная группа), и 10 детей с нормальным речевым развитием (контрольная группа).

Все исследования осуществлялись методом индивидуального эксперимента, задание давалось ребёнку однократно для исключения фактора упражняемости, все шесть заданий выполнялись последовательно, в разные дни. Исследование проводилось в утренние часы, в изолированном помещении.

В процессе проведения экспериментальных заданий особое внимание уделялось выбору формы сообщения задания испытуемому. Инструкции были короткими и простыми, в качестве наглядного материала использовались предметные и сюжетные картинки.

Исследование связной монологической речи проводилось по единому плану в обеих группах (и для детей с общим недоразвитием речи, и для детей с нормальной речью). Экспериментальный материал и очерёдность предъявления заданий не менялись. Прежде чем приступить к выполнению задания, испытуемый прослушивал инструкцию, в которой указывалось, что он должен сделать и какой должна быть форма его ответа. Затем он приступал к выполнению задания, а экспериментатор в протоколе регистрировал его ответы в виде отдельных высказываний, коротких сообщений, рассказов. В ходе экспериментальной работы испытуемому оказывалась дополнительная помощь в виде наводящих вопросов или повтора аналога ответа. Параллельно с этим отмечались особенности поведения ребёнка в течение всего эксперимента, его отношение к заданию.

Характеристика детей. В экспериментальном исследовании приняло участие 10 детей шестилетнего возраста с общим недоразвитием речи, которые обучались в логопедической группе второй год, посещали подготовительную к школе группу.

По заключению окулиста и отоларинголога все дети были с сохранным зрением и слухом.

Все дети с ОНР были квалифицированы психоневрологом как дети с нормальным интеллектуальным развитием.

Проведенное логопедическое обследование детей с речевой патологией позволило педагогически квалифицировать речевое нарушение как ОНР III уровень речевого развития у всех 10 детей.

Анализ данных, полученных при опросе родителей и воспитателей, показал, что 4 ребенка воспитывались в неполных семьях, 2 детей воспитывались в многодетных семьях.

В 2-х случаях родственники обследованных детей страдали нервно-психическими заболеваниями, злоупотребляли алкоголем отцы.

Опрос родителей детей с ОНР также показал, что в 4-х случаях присутствовала наследственная отягощенность речевыми расстройствами. У 2-х детей старшие братья (сестры) посещали логопедическую группу для детей с общим недоразвитием речи, на данный момент они же обучаются в школе для детей с ТНР. У отцов 2-х детей в детстве наблюдалась задержка речевого развития (позднее начало речи, нарушения звукопроизношения), в школьном возрасте плохая успеваемость по русскому языку.

Со слов родителей, в анамнезе у всех 10 матерей исследуемых детей с ОНР имелись указания на различную патологию беременности и родов: тяжелые токсикозы беременности, явление угрожающего выкидыша, инфекционные и вирусные заболевания на ранних сроках беременности, оперативные роды, роды с наложением щипцов, патология раннего постнатального периода в виде недоношенности, асфиксии, родовых травм.

Задержка в развитии моторных функций наблюдалась у 8 детей с ОНР: дети начали сидеть в возрасте от 9 до 13 мес., ходить от 14-16 мес.

Речевой онтогенез детей с ОНР существенно запаздывал по сравнению с возрастными показателями. Первые слова появились в период от 1 года 5 мес. до 2,5 лет, у 1 ребенка - в возрасте 3 лет. Фразовая речь у большинства детей формировалась в возрасте от 3 до 4,5 лет.

Изучение медицинских карт детей с ОНР показало, что большое количество детей (7 человек) состояло на учете у невропатолога до 1,5-2 лет с диагнозами: постгипоксическая энцефалопатия, синдром врожденной гипертензии, судорожная готовность, мышечный гипертонус, умеренно выраженная гидроцефалия. Трое детей постоянно наблюдались у невропатолога с диагнозом: резидуальная энцефалопатия, умеренно выраженная гидроцефалия, лабильность мышечного тонуса.

Психолого-педагогическое обследование выявило у большинства детей с ОНР (8 человек) нарушение работоспособности, недостаточность внимания, низкую психическую активность или гиперактивность, нарушение произвольных форм поведения. У некоторых детей обнаруживались трудности овладения абстрактными понятиями, отмечалась недостаточность представлений об окружающем мире.

По данным логопедического обследования для исследования были выбраны дети с одинаковым уровнем владения средствами языка - дети с III уровнем речевого развития ОНР. В речи они использовали простые, иногда сложные распространенные предложения. В активном словаре недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Дети продемонстрировали ограниченное владение способами слово- и формообразования, ошибки в употреблении простых и сложных предлогов.

Понимание речи приближено к возрастной норме. Дети могли составить короткий самостоятельный рассказ по предметной картине, ответить на вопросы экспериментатора по сюжетной картине.

Фонематическое восприятие снижено у всех 10 человек. Владели операциями языкового анализа и синтеза только 2 ребенка. Фонационное оформление высказывания нарушено по типу дизартрии у всех 10 детей.

Таким образом, основными особенностями исследуемой группы детей с ОНР были следующие:

  1. патология перинатального периода жизни;

  2. замедленный моторный и речевой онтогенез;

  3. у большого количества детей нарушения работоспособности, внимания, повышенная утомляемость;

  4. нарушения формирования всех компонентов речевой системы.

В ходе проведённого экспериментального исследования использовался уровневый подход к определению сформированности устной речи. При общем недоразвитии речи оказывается нарушено формирование всех компонентов речевой системы. Однако уровень нарушений тех или иных компонентов речи и может проявляться в разной степени, в том числе и степень нарушения монологической речи. Поэтому в ходе исследования была использована уровневая оценка выполняемых заданий.

Научно-теоретические положения изучения связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи нашли своё отражение в содержании методики обследования. Для нашего исследования использовалась методика, предложенная В.П. Глуховым [17].

Комплексное исследование включало шесть последовательных заданий, которые были направлены на изучение возможностей детей в использовании различных видов связных высказываний - от единичной фразы до составления творческих рассказов. Методика определяет также способность детей к передаче зрительно воспринимаемой сюжетной ситуации, содержании знакомого литературного текста, а также собственного замысла.

Как показали полученные результаты нашего экспериментального исследования, большинство детей с ОНР испытывают трудности в самостоятельном составлении высказываний; у них небогатый словарный запас, в речи нет образных выражений, мало прилагательных, язык невыразителен. При составлении рассказа по сюжетной картине дети перечисляют изображенные предметы или называют действия, упуская при этом важные моменты в сюжете картины. В работе по серии картин не могут или затрудняются определить последовательность изложенных событий, выявить причинно-следственные отношения между ними. Анализ исследования показал необходимость целенаправленной, системной коррекционной работы по развитию связной речи, формированию умений и навыков связного говорения. (Приложение 1)

В целом, при анализе результатов выполнения детьми заданий эксперимента было выделено 5 уровней: высокий (I уровень), выше среднего (II уровень), средний (III уровень), ниже среднего (IV уровень), низкий (V уровень). В основу такого разграничения были положены следующие показатели: степень самостоятельности при составлении рассказа, сюжетное построение, логико-смысловое построение, соответствие рассказа лексическим, грамматическим и синтаксическим нормам языка. Более подробно описание выделенных уровней представлено в таблице.

Характеристика уровней выполнения заданий констатирующего эксперимента

Основные

показатели

Уровни выполнения задания

I

высокий

II

выше среднего

III

средний

IV

ниже среднего

V

низкий

1. Степень

самостоятель-ности

Рассказ составлен самостоятельно

Рассказ составлен с некоторой помощью

При составлении использовались повторные наводящие вопросы

Рассказ составлен по наводящим вопросам

Рассказ сводится к ответам на вопросы

2.Сюжетное

построение

Сюжет развёрнутый завершённый

Сюжет простой завершённый

Сюжет простой

незавершённый

Сюжет не соответствует данной инструкции, предельно схема-тичный, бедный по содержанию

Сюжет сводится к называнию отдельных действий персонажей

3. Логико-

смысловое

построение

(логическая связь и последова-тельность)

Соблюдается

Допустимы пропуски отдельных моментов, не нарушающих смысловое соответствие рассказа сюжету

Отмечаются пропуски нескольких моментов действия или целого фрагмента, отдельные смысловые несоответствия

Пропуск существенных моментов действия или целых фрагментов, грубые смысловые ошибки, нарушения последовательности изложения

Грубые нарушения в логико-смысловом построении

4.Соответствие лексическим, грамматичес-ким и синтакси-ческим нормам языка

Соответствует возрастным нормам

Отмечаются отдельные нарушения в связности повествования, в построении фраз (пропуски, искажения слов, лексичес-кие замены и др.)

Отсутствует синтаксическая связь между фразами

Связность значительно нарушена; наличие грубых нарушений в синтаксическом, лексическом, грамматическом оформлении фраз и связи между ними, грубые аграмматизмы

Рассказ теряет характер связного повествования