logo search
Связная речь детей

2.1. Анализ диагностических методик по формированию связной монологической речи у дошкольников с онр

Результат эффективной логопедической работы по формированию связной монологической речи детей с ОНР зависит от правильно подобранной диагностической методики. Для обследования состояния связной монологической речи детей дошкольного возраста существуют разные авторские методики. Разработками методик по выявлению уровня сформированности и особенностей связной речи дошкольников занимались В. П. Глухов, Н. С. Жукова, Т. Б. Филичева, Л. Е. Ефименкова, Е. Б. Струнина, Т. А. Ткаченко.

      Для сравнения рассмотрим методику обследования связной монологической речи детей, предложенную В. К. Воробьевой. Она, по мнению автора, выражает специфические особенности связной речи детей с различными особенностями ее недоразвития, а также позволяет сделать вывод о степени сформированности речевых навыков, вскрывает механизм нарушения. Методика представляет собой серию заданий, состоящих из четырех частей, в зависимости от степени представленности в ней смысловых и лексико-синтаксических компонентов связного сообщения.

Первая часть заданий по диагностической методике В. К. Воробьевой направлена на выявление репродуктивных возможностей речи детей и включает два задания:

1) пересказать текст подробно;

2) пересказать текст кратко.

Автор предлагает методику предварительной обработки текста в форме наглядной графической схемы (разработана Л. П. Доблаевым): все предложения нумеруются, особым способом анализируются, чтобы выявить семантически необходимые предложения, которые обязательны при полном пересказе. Последние делятся на группы, передающие отдельный смысловой отрезок текста. В каждой группе одно предложение – опорное – выделяется особо. На основе опорных предложений кратко воссоздается изложение текста. Опираясь на данную схему, логопед прослеживает пересказ ребенка и оценивает его цельность. Подобная организация пересказа очень наглядна, ее можно графически отобразить, уровень связности определяется по предложенной автором шкале.

Вторая часть экспериментальных заданий направлена на исследование продуктивных видов связной речи.

Автор предлагает два задания:

  1. самостоятельно разложить серию сюжетных картинок в логической последовательности;

  2. составить рассказ по этим картинкам.

Таким образом, исследуется умение составлять логическую программу

текста и реализовывать ее.

Третья часть заданий включает методы изучения смыслообразующего компонента связной речи. Она включает три задания:

  1. составление продолжения рассказа по прочитанному зачину;

  2. сочинение сюжета и составление рассказа по предметным картинкам, которые ребенок отбирает самостоятельно;

  3. самостоятельный поиск темы, ее реализация в рассказе.

По мнению автора, при выполнении этих заданий исследуются особенности поиска, создания, развития и воплощения замысла в связном тексте.

Четвертая часть заданий выявляет состояние ориентировки в признаках связной речи. Дети определяют какой образец речи можно назвать рассказом, а какой нет (набор слов, отдельных предложений, деформированный текст).

Таким образом, при обследовании уровня развития связной речи, В. К. Воробьева два пласта: изучение смыслового структурирования текста, оформление первоначального текста в связный.

Для нашего экспериментального исследования более приемлема методика обследования связной речи В. П. Глухова. Автор предлагает осуществлять наблюдение за речью детей не только в процессе обиходно-бытовой и учебной деятельности, но и в процессе игровой. Особое внимание уделяется наличию и уровню сформированности у дошкольников навыков фразовой речи и на особенностям речевого поведения. Комплексное исследование связной речи детей включает шесть последовательных заданий, которые направлены на изучение возможностей детей в использовании различных видов связных высказываний - от единичной фразы до составления творческих рассказов: составление предложений по отдельным ситуационным картинкам; составление предложения по трем картинкам, связанным тематически; пересказ текста; составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок; сочинение рассказа на основе личного опыта; составление рассказа-описания. Методика определяет также способность детей к передаче зрительно воспринимаемой сюжетной ситуации, содержании знакомого литературного текста, а также собственного замысла.

С учетом индивидуального уровня речевого развития ребенка программа обследования может быть дополнена доступными заданиями с элементами творчества: окончание рассказа по заданному началу; придумывание рассказа на заданную тему. Комплексное обследование позволяет получить целостную оценку речевой способности ребенка в разных формах речевых высказываний - от элементарных (составление фразы) до наиболее сложных (составление рассказов с элементами творчества). При этом учитываются характерные особенности и недостатки в построении развернутых высказываний, выявленные у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в ходе проведения специальных исследований. 

В рассмотренных методиках используются рассказы-описания, пересказ, составление рассказов по сюжетным картинкам, творческое рассказывание. Безусловно, каждая из сравниваемых методик эффективна в работе по обследованию связной речи у детей.

На наш взгляд методика В. П. Глухова более последовательна. Задания в данной методике построены от простого к более сложному. Методика Глухова В. П. позволяет оценить все основные показатели связной речи: степень самостоятельности, сюжетное построение, логико-смысловое построение (логическая связь и последовательность), соответствие лексическим, грамматическим и синтаксическим нормам языка. Безусловным плюсом данной методики является и то, что наблюдение за речью детей можно осуществлять в процессе обиходно-бытовой, учебной, игровой деятельности. Это очень удобно, так как дошкольники с ОНР не способны долго концентрировать свое внимание на каком-то определенном виде деятельности.