logo search
Мотивация

1.2.3 Леонтьев а.Н. О формирование мотивации

«Чтобы знания воспитывали, писал А. Н. Леонтьев, надо воспитать отношение к самим знаниям. Значит, желательно в ходе обучения сформировать у школьников активное внутреннее отношение к знаниям, к способам их приобретения. В этом случае усвоение новых знаний и способов работы приведет к личностному развитию школьников. Личностный смысл учения, как будет показано ниже, в разные школьные возрасты различен».[6, c. 48].

Основной научной разработкой отечественных психологов в области мотивации является теория деятелъностного происхождения мотивационной сферы А. Н. Леонтьева.

«А.Н. Леонтьев, рассматривавший проблему самосознания как проблему "высокого жизненного значения, венчающую психологию личности", расценивал ее в как проблему "нерешенную, ускользающую от научно-психологического анализа". В качестве единицы самосознания А.Н. Леонтьев выделяет личностный смысл, который порождается как отношение к мотиву или цели релевантных их достижению качеств субъекта и оформляется в самосознании в значениях (когнитивный аспект) и эмоциональных переживаниях (эмоциональный аспект).

Таким образом, как единица самосознания "смысл Я" содержит когнитивный, эмоциональный и отношенческий компоненты. Множественность деятельностей человека приводит к множественности смыслов "Я", пересечение деятельностей - к поступкам (действие, объективно связанное с двумя мотивами так, что служит шагом в направлении к одному из них и одновременно шагом в направлении от другого), поступки - конфликтным смыслам "Я" (позитивный смысл к одному и негативный смысл в отношении к другому в одних обстоятельствах), конфликтный смысл "Я" запускает дальнейшую работу самосознания».[6, c. 48].