49 Инфляция как многофакторный процесс и антиинфляционные меры.
Инфляция - это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением. Подстегивать рост цен могут разнообразные экономические обстоятельства: энергетический кризис, изменения в динамике производительности труда, структурные сдвиги в системе воспроизводства, циклические и сезонные колебания, монополизация рынка, введение новых ставок налогов и многое другое. При инфляции нарушаются установившиеся пропорции в ценах на товары и услуги, продавцу и покупателю становится все сложнее принять оптимальное экономическое решение. Еще труднее дать экономический прогноз и провести долгосрочные расчеты. Защитными мерами от такого риска начинают выступать растущие ставки процента и высокие нормы прибыли, что, в свою очередь, ведет к росту цен.
Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить антиинфляционную экономическую политику.
Борьба с инфляцией возможна только на макроэкономическом уровне и силами государства. Антиинфляционные меры можно применять только к открытой инфляции; подавленная не поддается ограничению, поскольку ее нельзя измерить. Первым шагом в борьбе с подавленной инфляцией должен быть ее перевод в открытую инфляцию.
В основе антиинфляционной программы должны лежать анализ причин и факторов, вызывающих инфляцию, набор мер экономической политики, способствующих снижению уровня инфляции.
Существует два подхода к управлению экономикой в условиях инфляции:
адаптационная политика;
попытка снизить инфляцию антиинфляционными мерами.
Адаптационная политика означает, что экономика должна быть приспособлена к условиям инфляции. К адаптационным механизмам относятся:
политика цен и доходов, означающая, что правительство либо "замораживает" цены и номинальные доходы, либо "привязывает" рост цен к росту оплаты труда, а увеличение доходов - к повышению производительности труда;
повышение учетной ставки (ставки рефинансирования). Комплекс государственных мер по борьбе с инфляцией включает:
ограничение денежной массы, которую можно сокращать резко (методом шоковой терапии) или постепенно (методом градуирования), которое будет успешным, если рост денежной массы и уровня цен не превышает 20-30% в год;
повышение нормы обязательного резервирования;
сокращение государственных расходов и социальных программ;
совершение налоговой системы и увеличение налоговых поступлений в бюджет.
50. Денежно-кредитная политика. Новые тенденции и проблемы в банковской системе России.
Денежно-кредитная политика направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция). Задача денежно-кредитной политики состоит в таком управлении денежной массой, которое способствовало бы финансовой стабилизации, постепенному снижению инфляции и в то же время держивало спад производства. К инструментам денежно-кредитной политики относятся в первую очередь изменение ставки рефинансирования, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой, а также внедрение кредитных ограничений. уменьшилась доля просроченной задолженности по ссудам некредитным организациям – за год она сократилась на 0.8 процентных пункта (с 6.1% на 1 января 2010 года до 5.3% на 1 января 2011 года). Это явилось свидетельством постепенного выхода экономики из кризиса, сопровождающегося улучшением кредитного качества заемщиков – юридических лиц. Таким образом, корпоративный кредитный портфель банков, который вызывал наибольшие опасения в разгар кризиса, в 2010 году показал признаки выздоровления. Аналитический бюллетень / Банковская система России: тенденции и прогнозы 3РИА-Аналитика / Центр экономических исследований Следующим положительным итогом 2010 года стал рост прибыльности банковского сектора. В абсолютных величинах прибыль банков за 2010 год составила 573 млрд. руб., что на 13% больше предыдущего рекорда по итогам 2007 года и почти в 3 раза больше итогов 2009 года. Но, несмотря на рост суммарной прибыли, рентабельность банковского сектора пока в 1.5-2 раза хуже докризисных лет, а число убыточных банков по-прежнему велико. Также интересным выглядит тот факт, что в 2010 году потребительское кредитование, на которое многими возлагались большие надежды, показало не столь впечатляющий рост. В то же время ипотечное кредитование продемонстрировало более внушительный рост, чем этого ожидали многие эксперты. Объем выданных жилищных кредитов вырос более чем в 2 раза, что во многом определялось более привлекательными условиями, которые банки стали предлагать на фоне плавного восстановления платежеспособности населения. Характерной особенностью 2010 года стал рост объемов кредитования юридических лиц. Портфель кредитов некредитным организациям вырос на 12.1%. Вероятнее всего, заметное оживление кредитования юридических лиц связано с постепенным пересмотром рисковых стратегий банков в отношении реального сектора – с очень консервативных до более мягких, что обусловлено улучшением кредитного качества заемщиков. Учитывая потребность предприятий в заемных средствах, можно говорить о том, что потенциал кредитования реализован далеко не полностью - банки не спешат расширять спектр кредитуемых организаций. Во многом это определяется тем, что до сих пор платежеспособность в отдельных отраслях находится на невысоком уровне. Например, уровень просроченной задолженности в ряде отраслей более чем в 2 раза превышает среднероссийский показатель. Поэтому круг кредитуемых предприятий не может быть существенно расширен. Наиболее вероятно ожидать сохранения положительной динамики кредитования реального сектора в 2011 году, но говорить о существенном прорыве в этой сфере было бы преждевременно. Говоря об итогах 2010 года, нельзя не отметить действия Банка России, который в условиях снижения инфляции 4 раза за год снижал ставку рефинансирования, доведя ее значение до 7.75%. Это снизило доходность банков по безрисковым операциям и немного снизило стоимость фондирования. В конечном итоге снижение ставки рефинансирования явилось одним из стимулов повышения внимания к кредитованию реального сектора. В конце 2010 года и в начале 2011 года Банк России озаботился проблемой избытка ликвидности в банковской системе и предпринял первые шаги по ужесточению денежного регулирования (были подняты Аналитический бюллетень / Банковская система России: тенденции и прогнозы 4РИА-Аналитика / Центр экономических исследований ставки по депозитным операциям и увеличены нормы обязательных резервов). Эти действия пока не оказали сильного влияния на рынок кредитования. В 2011 году возможно дальнейшее ужесточение денежного регулирования, что в конечном итоге может снизить темпы роста кредитования. Одной из важнейших проблем, с которой столкнулись российские банки в первой половине 2010 года, стало сокращение процентной маржи. В банковской системе наблюдался значительный приток относительно дорогих пассивов (депозиты физических лиц) в условиях падения ставок по кредитам (в среднем к концу 2010 года ставки в рублях для юридических лиц понизились на 3-7%). Альтернативные способы вложения средств (в первую очередь ценные бумаги) также приносили невысокую доходность. В результате чистый процентный доход имел тенденцию к снижению, что заставляло банки искать более дешевое фондирование. В течение всего года ставки по вкладам непрерывно снижались, что к концу года позволило выправить ситуацию с процентной маржей.
- 1 Эволюция концепций маркетинга. Маркетинг партнерских отношений. Отличительные признаки партнерства.
- 2. Маркетинговая среда. Методы анализа микро-, макросреды предприятия.
- 3. Основные параметры рынка. Методы оценки рынка.
- 4. Структура маркетинговой информационной системы (мис). Информационное обеспечение маркетинговых решений на предприятии.
- 5.Система маркетинговых исследований. Цели, задачи и направления маркетинговых исследований.
- 6 Методы сбора и обработки маркетинговой информации.
- 7 Бюджет маркетинга. Методы разработки маркетингового бюджета.
- 8 Концепция маркетинга, ориентированного на стоимость. Маркетинговые источники повышения стоимости компании.
- 9.Цели и задачи сегментации. Алгоритм сегментации. Методы сегментации: макросегментация, микросегментация.
- 10 Стратегии позиционирования.
- Использование характеристик продукта или выгоды потребителя
- Позиционирование по цене и качеству
- 12 Поведение потребителей. Внешние и внутренние факторы, влияющие на поведение потребителей.
- 13. Маркетинговые аспекты управления товаром. Ассортиментная политика предприятия, её задачи. Принципы формирования ассортимента. Методы управления ассортиментом.
- 14 Уравление качеством товаров и услуг. Оценка качества товаров и услуг.
- 15 Основные понятия стандартизации и сертификации товаров и услуг.
- 16 Конкурентоспособность товара и факторы ее определяющие.
- 18. Товарный знак, торговая марка, бренд, их место и роль в товарной политике. Брендинг в управлении маркетинговой активностью.
- 7.Определение цены с ориентацией на конкуренцию.
- 22 Экономическая роль каналов распределения. Структуры и характеристики каналов распределения.
- 23 Участники каналов распределения. Роль, виды посредников в канале распределения.
- 24 Логистика. Понятие, цели, функции логистики. Взаимодействие маркетинговых и логистических процессов как способ повышения эффективности деятельности предприятия.
- 26 Коммуникационная система на предприятии. Критерии выбора стратегии продвижения товаров.
- 28 Связи с общественностью и формирование позитивного имиджа организации.
- 30 Информационно-аналитическое обеспечение службы маркетинга на предприятии. Маркетинговая информационная система.
- 31 Этапы и основные направления современной экономической теории.
- 32. Экономические институты: сущность, формальные и неформальные институты, функции, объекты, субъекты.
- 33. Собственность и формы хозяйствования. Методы изменения форм собственности
- Некоммерческие организации:
- Без прав юридического лица – Паевые инвестиционные фонды; Простые товарищества; Представительства и филиалы; Индивидуальные предприниматели; Крестьянские (фермерские) хозяйства.
- 34. Деньги. Эволюция форм денег. Закон денежного обращения.
- Прочие функции денег
- 35 Рынок: содержание, функции, структура и инфраструктура.
- 36 Экономический механизм спроса и предложения. Эластичность и ее виды.
- Эластичность спроса относительно цены
- Эластичность предложения по цене
- Эластичность спроса по доходу
- Перекрестная эластичность
- 37 Конкуренция: понятие, формы, виды, роль в рыночной экономике. Антимонопольное законодательство.
- Совершенная конкуренция
- Несовершенная конкуренция
- Олигополия — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм. Свойства:
- Антимонопольное законодательство:
- 38 Поведение фирмы в условиях несовершенной конкуренции.
- 39 Рынок факторов производства и распределение факторных доходов.
- 40 Издержки и прибыль фирмы. Классификация, методы расчета.
- 41 Институты, институциональные изменения и функционирование экономики.
- По Веблену
- По Норту
- Факторы институциональных изменений
- 42 Ценообразование на рынке факторов производства. Уровень цен. Индексы цен.
- 43 Место и назначение потребителя в рыночной экономике.
- 44 Макроэкономика, ее важнейшие показатели. Система национальных счетов (снс).
- Система показателей и общие принципы построения снс.
- 45 Модели, факторы и показатели экономического роста.
- Факторы экономического роста
- 46 Макроэкономическая нестабильность. Циклические колебания экономики. Длинные волны в экономике.
- 47 Рынок труда: занятость и безработица
- 48 Доходы населения и социальная политика государства в условиях экономической нестабильности.
- 49 Инфляция как многофакторный процесс и антиинфляционные меры.
- 51. Рынок ценных бумаг и его регулирование.
- 55 Валютный рынок. Международные валютные системы. Валютная интервенция.
- 56. Всемирная торговая организация (вто): позиции, последствия, условия и региональные аспекты присоединения.
- 57 Международное движение капитала и последствия "утечки" капитала из России.
- 58 Смешанная экономика и ее модели. Приоритеты социально-экономической политики России в современный период.
- 59 Понятие предпринимательства и основные черты предпринимательской деятельности. Виды предпринимательской деятельности.
- 60 Ввп и способы его измерения.
- 61 Финансовый менеджмент как система управления.
- 62 Система показателей учета и отчетности используемые в финансовом менеджменте.
- 63 Механизм разработки финансового плана: этапы, разделы; план и бюджет.
- 64 Управление инвестициями: цели, задачи, условия инвестирования.
- 65 Выбор стратегии финансирования оборотных активов.
- 66 Управление запасами предприятия и их оптимизация.
- 67 Основы бюджетирования. Особенности формирования бюджета капитальных вложений.
- 68 Управление дебиторской задолженностью.
- 69 Формирование кредитной политики: типы, этапы разработки.
- 70 Расчет точки безубыточности. Порог рентабельности и запас финансовой прочности.
- 71 Набор, отбор и наем персонала.
- 72 Кадровая политика организации.
- 73 Система управления персоналом, ее основные подсистемы.
- 74 Цели и функции системы управления персоналом.
- 75 Аттестация персонала, основные этапы. Анализ результатов аттестации.
- 76 Карьера: понятия и этапы, виды деловой карьеры. Планирование деловой карьеры.
- Виды деловой карьеры
- 77 Адаптация персонала, ее направления. Технология управления адаптацией.
- 79 Современные факторы мотивации персонала организации. Система стимулирования, основные формы, функции.
- [Править] Брэнд компании [править] Стратегическая цель компании
- [Править] Миссия бизнеса (предназначение компании на рынке)
- [Править] Возможность самореализации
- 80. Оценка деятельности кадровой службы.
- 81 Понятие и основные элементы организации. Внешняя и внутренняя среда организации.
- 82 Характер управленческого труда и роли менеджера в организации. Требования к профессиональной компетенции менеджеров.
- 83 Основные теории и концепции научной и административной школы управления.
- 84 Основные теории и концепции школы человеческих отношений и поведенческих наук.
- 85 Процессный, системный и ситуационный подходы к менеджменту.
- 86 Содержание планирования как общей функции менеджмента. Основные этапы и принципы планирования.
- 87 Основные задачи и компоненты организации как общей функции менеджмента.
- 88 Содержание мотивации как общей функции менеджмента. Основные методы мотивации труда.
- 89 Содержание контроля как общей функции менеджмента. Виды и задачи контроля.
- Ущность и классификация мотивационных теорий
- Теория человеческого фактора Дугласа Мак-Грегора
- Концепции Эдгара Шейна
- Миссия и видение организации. Построение дерева целей организации. Основные требования, предъявляемые к целям.
- 92 Базовые конкурентные стратегии компании и основные предпосылки их использования. Матрица конкуренции м. Портера.
- Матрица конкуренции портера
- Цепочка стоимости компании и система стоимости. Основные направления использования в процессе стратегического планирования.
- 94 Основные направления и инструменты анализа внешней среды организации.
- 95 Анализ движущих сил конкуренции и ключевых факторов успеха в отрасли.
- Концепции жизненного цикла отрасли и жизненного цикла товара.
- Концепция жизненного цикла товара
- 97 Основные направления и инструменты анализа внутренней среды организации.
- 98 Понятие ключевых компетенций организации. Методика проведения swot-анализа.
- Шаг 1. Определение сильных и слабых сторон предприятия
- Шаг 2. Определение рыночных возможностей и угроз.
- Шаг 3. Сопоставление сильных и слабых сторон предприятия с возможностями и угрозами рынка
- 99 Основные инструменты портфельного анализа деятельности компании.
- Матричные методы портфельного анализа
- Этапы портфельного анализа
- 100 Конкурентоспособность товара: сущность понятия и методика расчета.