logo
ответы к госам

49 Инфляция как многофакторный процесс и антиинфляционные меры.

Инфляция - это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением. Подстегивать рост цен могут разнообразные экономические обстоятельства: энергетический кризис, изменения в динамике производительности труда, структурные сдвиги в системе воспроизводства, циклические и сезонные колебания, монополизация рынка, введение новых ставок налогов и многое другое. При инфляции нарушаются установившиеся пропорции в ценах на товары и услуги, продавцу и покупателю становится все сложнее принять оптимальное экономическое решение. Еще труднее дать экономический прогноз и провести долгосрочные расчеты. Защитными мерами от такого риска начинают выступать растущие ставки процента и высокие нормы прибыли, что, в свою очередь, ведет к росту цен.

Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить антиинфляционную экономическую политику.

Борьба с инфляцией возможна только на макроэкономическом уровне и силами государства. Антиинфляционные меры можно применять только к открытой инфляции; подавленная не поддается ограничению, поскольку ее нельзя измерить. Первым шагом в борьбе с подавленной инфляцией должен быть ее перевод в открытую инфляцию.

В основе антиинфляционной программы должны лежать анализ причин и факторов, вызывающих инфляцию, набор мер экономической политики, способствующих снижению уровня инфляции.

Существует два подхода к управлению экономикой в условиях инфляции:

  1. адаптационная политика;

  2. попытка снизить инфляцию антиинфляционными мерами.

Адаптационная политика означает, что экономика должна быть приспособлена к условиям инфляции. К адаптационным механизмам относятся:

  1. политика цен и доходов, означающая, что правительство либо "замораживает" цены и номинальные доходы, либо "привязывает" рост цен к росту оплаты труда, а увеличение доходов - к повышению производительности труда;

  2. повышение учетной ставки (ставки рефинансирования). Комплекс государственных мер по борьбе с инфляцией включает:

  3. ограничение денежной массы, которую можно сокращать резко (методом шоковой терапии) или постепенно (методом градуирования), которое будет успешным, если рост денежной массы и уровня цен не превышает 20-30% в год;

  4. повышение нормы обязательного резервирования;

  5. сокращение государственных расходов и социальных программ;

  6. совершение налоговой системы и увеличение налоговых поступлений в бюджет.

50. Денежно-кредитная политика. Новые тенденции и проблемы в банковской системе России.

Денежно-кредитная политика направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция).        Задача денежно-кредитной политики состоит в таком управлении денежной массой, которое способствовало бы финансовой стабилизации, постепенному снижению инфляции и в то же время держивало спад производства.        К инструментам денежно-кредитной политики относятся в первую очередь изменение ставки рефинансирования, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой, а также внедрение кредитных ограничений. уменьшилась доля просроченной задолженности по ссудам некредитным организациям – за год она сократилась на 0.8 процентных пункта (с 6.1% на 1 января 2010 года до 5.3% на 1 января 2011 года). Это явилось свидетельством постепенного выхода экономики из кризиса, сопровождающегося улучшением кредитного качества заемщиков – юридических лиц. Таким образом, корпоративный кредитный портфель банков, который вызывал наибольшие опасения в разгар кризиса, в 2010 году показал признаки выздоровления. Аналитический бюллетень / Банковская система России: тенденции и прогнозы 3РИА-Аналитика / Центр экономических исследований Следующим положительным итогом 2010 года стал рост прибыльности банковского сектора. В абсолютных величинах прибыль банков за 2010 год составила 573 млрд. руб., что на 13% больше предыдущего рекорда по итогам 2007 года и почти в 3 раза больше итогов 2009 года. Но, несмотря на рост суммарной прибыли, рентабельность банковского сектора пока в 1.5-2 раза хуже докризисных лет, а число убыточных банков по-прежнему велико. Также интересным выглядит тот факт, что в 2010 году потребительское кредитование, на которое многими возлагались большие надежды, показало не столь впечатляющий рост. В то же время ипотечное кредитование продемонстрировало более внушительный рост, чем этого ожидали многие эксперты. Объем выданных жилищных кредитов вырос более чем в 2 раза, что во многом определялось более привлекательными условиями, которые банки стали предлагать на фоне плавного восстановления платежеспособности населения. Характерной особенностью 2010 года стал рост объемов кредитования юридических лиц. Портфель кредитов некредитным организациям вырос на 12.1%. Вероятнее всего, заметное оживление кредитования юридических лиц связано с постепенным пересмотром рисковых стратегий банков в отношении реального сектора – с очень консервативных до более мягких, что обусловлено улучшением кредитного качества заемщиков. Учитывая потребность предприятий в заемных средствах, можно говорить о том, что потенциал кредитования реализован далеко не полностью - банки не спешат расширять спектр кредитуемых организаций. Во многом это определяется тем, что до сих пор платежеспособность в отдельных отраслях находится на невысоком уровне. Например, уровень просроченной задолженности в ряде отраслей более чем в 2 раза превышает среднероссийский показатель. Поэтому круг кредитуемых предприятий не может быть существенно расширен. Наиболее вероятно ожидать сохранения положительной динамики кредитования реального сектора в 2011 году, но говорить о существенном прорыве в этой сфере было бы преждевременно. Говоря об итогах 2010 года, нельзя не отметить действия Банка России, который в условиях снижения инфляции 4 раза за год снижал ставку рефинансирования, доведя ее значение до 7.75%. Это снизило доходность банков по безрисковым операциям и немного снизило стоимость фондирования. В конечном итоге снижение ставки рефинансирования явилось одним из стимулов повышения внимания к кредитованию реального сектора. В конце 2010 года и в начале 2011 года Банк России озаботился проблемой избытка ликвидности в банковской системе и предпринял первые шаги по ужесточению денежного регулирования (были подняты Аналитический бюллетень / Банковская система России: тенденции и прогнозы 4РИА-Аналитика / Центр экономических исследований ставки по депозитным операциям и увеличены нормы обязательных резервов). Эти действия пока не оказали сильного влияния на рынок кредитования. В 2011 году возможно дальнейшее ужесточение денежного регулирования, что в конечном итоге может снизить темпы роста кредитования. Одной из важнейших проблем, с которой столкнулись российские банки в первой половине 2010 года, стало сокращение процентной маржи. В банковской системе наблюдался значительный приток относительно дорогих пассивов (депозиты физических лиц) в условиях падения ставок по кредитам (в среднем к концу 2010 года ставки в рублях для юридических лиц понизились на 3-7%). Альтернативные способы вложения средств (в первую очередь ценные бумаги) также приносили невысокую доходность. В результате чистый процентный доход имел тенденцию к снижению, что заставляло банки искать более дешевое фондирование. В течение всего года ставки по вкладам непрерывно снижались, что к концу года позволило выправить ситуацию с процентной маржей.