Ущность и классификация мотивационных теорий
1.Содержательные теории мотивации основаны на идентификации внутренних побуждений, заставляющих человека поступать определенным образом. Эти теории связаны с изучением человеческих потребностей и механизма влияния на них в процессе мотивации. При этом под потребностью понимается физиологическое или психологическое ощущение человеком недостатка чего-либо. Потребность невозможно непосредственно наблюдать, но о ее существовании можно судить по тому, что делает человек, поскольку именно потребности во многом определяют поведение людей.
2.Сторонники теорий отношений считают, что механизм стимулирования персонала определяется, в основном, отношением руководителя к природе человека, к его потребностям и устремлениям.
3.Согласно процессуальным теориям мотивации поведение человека - это результат его восприятия окружающего мира и ожиданий, связанных с конкретной ситуацией и возможных последствий его поступков. В основе этих теорий лежит исследование трудового поведения работников, механизма распределения их усилий в процессе достижения различных целей. Сторонники этих теорий не оспаривают существования потребностей, но считают, что поведение людей определяется не только ими.
Теория потребностей Абрахама Маслоу
Все человеческие потребности А. Маслоу разделил на 5 категорий: потребности имеют иерархическую зависимость
физиологические,
в безопасности и уверенности в будущем,
социальные
в уважении
в самовыражении
Суть теории А. Маслоу может быть изложена в двух основных положениях.
1. Если у человека существуют две потребности разных уровней, то доминирующей, то есть определяющей его поведение, будет потребность более низкого уровня.
2. Физиологические потребности и потребности безопасности являются первичными, то есть врожденными, или потребностями низших уровней. Поскольку они определены с рождения, то они не меняются в течение человеческой жизни, и поэтому их в принципе можно удовлетворить. Социальные потребности, потребности в уважении и самовыражении являются вторичными, то есть приобретенными, или потребностями высших уровней.
Теория потребностей Дэвида Мак-Клелланда
Он выделил потребности власти, успеха и причастности.
Потребности власти выражается в желании воздействовать на других людей. Человек с этой потребностью чаще проявляет себя как энергичный, не боящийся конфронтации, стремящийся отстаивать собственную позицию. Он хороший оратор и требует к себе повышенного внимания со стороны других. Руководящие должности привлекает людей с потребностью власти.
Потребность успеха удовлетворяется не провозглашением и признанием успеха, а процессом доведения работы до успешного завершения. Люди с потребностью успеха предпочитают иметь дело с проблемами, при решении которых они могут взять ответственность на себя, но сами проблемы должны быть реально разрешимы, а поощрение за достигнутый результат - конкретным и ощутимым.
Теория ERG Клейтона Альдерфера
К. Альдерфер выделил три уровня потребностей:
E (existence) - потребности существования, то есть потребности, связанные с выживанием и воспроизводством человека;
R (relatedness) - потребности причастности, которые могут быть удовлетворены за счет общения с другими людьми и за счет ощущения уважения с их стороны;
G (growth) - потребности личностного роста, например потребности в приобретении новых знаний и в самоуважении.
К. Альдерфер, в отличие от А. Маслоу, считал, что, несмотря на иерархичность, потребности разных уровней могут в одинаковой степени и одновременно влиять на поведение человека. Более того, неудовлетворенность какой-либо потребности может компенсироваться более полным удовлетворением другой потребности.
Двухфакторная теория мотивации Фредерика Герцберга
Согласно теории Ф. Герцберга все факторы, влияющие на удовлетворенность человека работой, могут быть разделены на две группы:
факторы-мотиваторы, определяющие удовлетворенность работой; (возможность достижения и признание успеха; интерес к данному виду деятельности; ответственность; продвижение по службе; возможность профессионального роста)
гигиенические факторы, или факторы контекста, определяющие неудовлетворенность человека своей работой. (способ управления и политика администрации; условия труда; межличностные отношения на рабочем месте, т.е. отношения с начальником, коллегами и подчиненными; заработок; степень непосредственного контроля за работой; влияние работы на личную жизнь)
Согласно теории Ф. Герцберга работник вообще начинает обращать внимание на гигиенические факторы только в том случае, если считает их реализацию несправедливой.
- 1 Эволюция концепций маркетинга. Маркетинг партнерских отношений. Отличительные признаки партнерства.
- 2. Маркетинговая среда. Методы анализа микро-, макросреды предприятия.
- 3. Основные параметры рынка. Методы оценки рынка.
- 4. Структура маркетинговой информационной системы (мис). Информационное обеспечение маркетинговых решений на предприятии.
- 5.Система маркетинговых исследований. Цели, задачи и направления маркетинговых исследований.
- 6 Методы сбора и обработки маркетинговой информации.
- 7 Бюджет маркетинга. Методы разработки маркетингового бюджета.
- 8 Концепция маркетинга, ориентированного на стоимость. Маркетинговые источники повышения стоимости компании.
- 9.Цели и задачи сегментации. Алгоритм сегментации. Методы сегментации: макросегментация, микросегментация.
- 10 Стратегии позиционирования.
- Использование характеристик продукта или выгоды потребителя
- Позиционирование по цене и качеству
- 12 Поведение потребителей. Внешние и внутренние факторы, влияющие на поведение потребителей.
- 13. Маркетинговые аспекты управления товаром. Ассортиментная политика предприятия, её задачи. Принципы формирования ассортимента. Методы управления ассортиментом.
- 14 Уравление качеством товаров и услуг. Оценка качества товаров и услуг.
- 15 Основные понятия стандартизации и сертификации товаров и услуг.
- 16 Конкурентоспособность товара и факторы ее определяющие.
- 18. Товарный знак, торговая марка, бренд, их место и роль в товарной политике. Брендинг в управлении маркетинговой активностью.
- 7.Определение цены с ориентацией на конкуренцию.
- 22 Экономическая роль каналов распределения. Структуры и характеристики каналов распределения.
- 23 Участники каналов распределения. Роль, виды посредников в канале распределения.
- 24 Логистика. Понятие, цели, функции логистики. Взаимодействие маркетинговых и логистических процессов как способ повышения эффективности деятельности предприятия.
- 26 Коммуникационная система на предприятии. Критерии выбора стратегии продвижения товаров.
- 28 Связи с общественностью и формирование позитивного имиджа организации.
- 30 Информационно-аналитическое обеспечение службы маркетинга на предприятии. Маркетинговая информационная система.
- 31 Этапы и основные направления современной экономической теории.
- 32. Экономические институты: сущность, формальные и неформальные институты, функции, объекты, субъекты.
- 33. Собственность и формы хозяйствования. Методы изменения форм собственности
- Некоммерческие организации:
- Без прав юридического лица – Паевые инвестиционные фонды; Простые товарищества; Представительства и филиалы; Индивидуальные предприниматели; Крестьянские (фермерские) хозяйства.
- 34. Деньги. Эволюция форм денег. Закон денежного обращения.
- Прочие функции денег
- 35 Рынок: содержание, функции, структура и инфраструктура.
- 36 Экономический механизм спроса и предложения. Эластичность и ее виды.
- Эластичность спроса относительно цены
- Эластичность предложения по цене
- Эластичность спроса по доходу
- Перекрестная эластичность
- 37 Конкуренция: понятие, формы, виды, роль в рыночной экономике. Антимонопольное законодательство.
- Совершенная конкуренция
- Несовершенная конкуренция
- Олигополия — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм. Свойства:
- Антимонопольное законодательство:
- 38 Поведение фирмы в условиях несовершенной конкуренции.
- 39 Рынок факторов производства и распределение факторных доходов.
- 40 Издержки и прибыль фирмы. Классификация, методы расчета.
- 41 Институты, институциональные изменения и функционирование экономики.
- По Веблену
- По Норту
- Факторы институциональных изменений
- 42 Ценообразование на рынке факторов производства. Уровень цен. Индексы цен.
- 43 Место и назначение потребителя в рыночной экономике.
- 44 Макроэкономика, ее важнейшие показатели. Система национальных счетов (снс).
- Система показателей и общие принципы построения снс.
- 45 Модели, факторы и показатели экономического роста.
- Факторы экономического роста
- 46 Макроэкономическая нестабильность. Циклические колебания экономики. Длинные волны в экономике.
- 47 Рынок труда: занятость и безработица
- 48 Доходы населения и социальная политика государства в условиях экономической нестабильности.
- 49 Инфляция как многофакторный процесс и антиинфляционные меры.
- 51. Рынок ценных бумаг и его регулирование.
- 55 Валютный рынок. Международные валютные системы. Валютная интервенция.
- 56. Всемирная торговая организация (вто): позиции, последствия, условия и региональные аспекты присоединения.
- 57 Международное движение капитала и последствия "утечки" капитала из России.
- 58 Смешанная экономика и ее модели. Приоритеты социально-экономической политики России в современный период.
- 59 Понятие предпринимательства и основные черты предпринимательской деятельности. Виды предпринимательской деятельности.
- 60 Ввп и способы его измерения.
- 61 Финансовый менеджмент как система управления.
- 62 Система показателей учета и отчетности используемые в финансовом менеджменте.
- 63 Механизм разработки финансового плана: этапы, разделы; план и бюджет.
- 64 Управление инвестициями: цели, задачи, условия инвестирования.
- 65 Выбор стратегии финансирования оборотных активов.
- 66 Управление запасами предприятия и их оптимизация.
- 67 Основы бюджетирования. Особенности формирования бюджета капитальных вложений.
- 68 Управление дебиторской задолженностью.
- 69 Формирование кредитной политики: типы, этапы разработки.
- 70 Расчет точки безубыточности. Порог рентабельности и запас финансовой прочности.
- 71 Набор, отбор и наем персонала.
- 72 Кадровая политика организации.
- 73 Система управления персоналом, ее основные подсистемы.
- 74 Цели и функции системы управления персоналом.
- 75 Аттестация персонала, основные этапы. Анализ результатов аттестации.
- 76 Карьера: понятия и этапы, виды деловой карьеры. Планирование деловой карьеры.
- Виды деловой карьеры
- 77 Адаптация персонала, ее направления. Технология управления адаптацией.
- 79 Современные факторы мотивации персонала организации. Система стимулирования, основные формы, функции.
- [Править] Брэнд компании [править] Стратегическая цель компании
- [Править] Миссия бизнеса (предназначение компании на рынке)
- [Править] Возможность самореализации
- 80. Оценка деятельности кадровой службы.
- 81 Понятие и основные элементы организации. Внешняя и внутренняя среда организации.
- 82 Характер управленческого труда и роли менеджера в организации. Требования к профессиональной компетенции менеджеров.
- 83 Основные теории и концепции научной и административной школы управления.
- 84 Основные теории и концепции школы человеческих отношений и поведенческих наук.
- 85 Процессный, системный и ситуационный подходы к менеджменту.
- 86 Содержание планирования как общей функции менеджмента. Основные этапы и принципы планирования.
- 87 Основные задачи и компоненты организации как общей функции менеджмента.
- 88 Содержание мотивации как общей функции менеджмента. Основные методы мотивации труда.
- 89 Содержание контроля как общей функции менеджмента. Виды и задачи контроля.
- Ущность и классификация мотивационных теорий
- Теория человеческого фактора Дугласа Мак-Грегора
- Концепции Эдгара Шейна
- Миссия и видение организации. Построение дерева целей организации. Основные требования, предъявляемые к целям.
- 92 Базовые конкурентные стратегии компании и основные предпосылки их использования. Матрица конкуренции м. Портера.
- Матрица конкуренции портера
- Цепочка стоимости компании и система стоимости. Основные направления использования в процессе стратегического планирования.
- 94 Основные направления и инструменты анализа внешней среды организации.
- 95 Анализ движущих сил конкуренции и ключевых факторов успеха в отрасли.
- Концепции жизненного цикла отрасли и жизненного цикла товара.
- Концепция жизненного цикла товара
- 97 Основные направления и инструменты анализа внутренней среды организации.
- 98 Понятие ключевых компетенций организации. Методика проведения swot-анализа.
- Шаг 1. Определение сильных и слабых сторон предприятия
- Шаг 2. Определение рыночных возможностей и угроз.
- Шаг 3. Сопоставление сильных и слабых сторон предприятия с возможностями и угрозами рынка
- 99 Основные инструменты портфельного анализа деятельности компании.
- Матричные методы портфельного анализа
- Этапы портфельного анализа
- 100 Конкурентоспособность товара: сущность понятия и методика расчета.