62 Система показателей учета и отчетности используемые в финансовом менеджменте.
Для принятия решений финансовому менеджменту необходимо иметь информацию о деятельности предприятия за прошлые периоды, чтобы оценить потенциальные финансовые возможности предприятия на предстоящий период.
Основные показатели, отражающие финансовое положение предприятия, представлены в бухгалтерском балансе.
Бухгалтерский баланс характеризует финансовое положение предприятия на определенную дату и отражает ресурсы предприятия в единой денежной оценке по их составу и направлению использования с одной стороны (актив) и по источникам их финансирования с другой стороны (пассив).
Актив | Пассив |
I Внеоборотные активы II Оборотные активы III Убытки | IV Капитал и резервы V Долгосрочные пассивы VI Краткосрочные пассивы |
Баланс содержит подробную характеристику ресурсов предприятия, однако для финансового менеджмента необходимо выделить некоторые основные параметры, которые характеризуют эффективность некоторых решений, принятых в прошлый отчетный период, и являются базой предстоящих финансовых решений. К таким показателям относятся:
общая стоимость активов предприятия;
доля долгосрочных и краткосрочных активов в общей сумме активов;
общая стоимость собственного капитала;
прирост стоимости вложенного капитала;
стоимость заемного капитала;
доля долгосрочных и краткосрочных источников финансирования в общей сумме пассивов.
Активы предприятия отражают инвестиционные решения, принятые компанией за период ее деятельности. В основе расположения статей актива баланса лежит критерий ликвидности (способности превращения средств предприятия в денежную наличность), являющийся одним из наиболее важных показателей финансового менеджмента.
Принципиальным для финансового менеджмента является разделение активов на долгосрочные и краткосрочные. Долгосрочные активы – это средства, которые используются в течение более чем одного отчетного периода, приобретаются с целью использования в хозяйственной деятельности и не предназначены для продажи в течение года.
Краткосрочные активы, или оборотные средства, - это средства использованные, проданные или потребленные в течение одного отчетного периода (как правило 1 год).
Для принятия финансовых решений важно из состава оборотных средств выделить следующие группы ресурсов:
а) денежные средства;
б) краткосрочные финансовые вложения;
в) дебиторская задолженность;
г) материально-производственный запас.
Наиболее ликвидная часть оборотных средств – это денежные средства. Это денежные средства в кассе и в банках, включая денежные средства в валюте. Денежные средства используются для текущих денежных платежей. денежные средства, на расходование которых установлено определенное ограничение и которые не могут быть сняты с банковского счета в течение некоторого цикла, а также денежные средства, не предназначенные для текущих платежей, не должны при анализе включаться в состав оборотных средств.
Краткосрочные финансовые вложения отражают инвестиции предприятия в ценные бумаги других предприятий, в облигации, а также предоставленные займы на срок не более года. Покупка этих ценных бумаг (государственных или частных) производится не с целью завоевания рынков сбыта или распространения влияния на другие компании, а в интересах выгодного помещения временно свободных денежных средств. Эти вложения делаются компаниями на период, в течение которого не потребуются денежные средства на погашение текущих обязательств или других текущих платежей.
Дебиторская задолженность – это причитающиеся фирме, но пока еще не полученные ею, средства.
В составе оборотных средств отражается дебиторская задолженность, срок погашения которой может быть как больше, так и меньше одного года. Дебиторская задолженность учитывается в балансе по фактической стоимости реализации, т.е. исходя из той суммы денежных средств, которая должна быть получена при погашении этой задолженности.
Материально-производственные запасы – это материальные активы, которые предназначены:
для продажи в течение делового цикла;
для производства и потребления внутри предприятия;
для производственного потребления в целях дальнейшего изготовления реализуемой продукции.
Запасы могут иметь значительный удельный вес не только в составе оборотных активов, но и целом в активах предприятия. Это может свидетельствовать о том, что предприятие испытывает затруднения со сбытом своей продукции, что в свою очередь может быть обусловлено низким качеством продукции, нарушением технологии производства и выбором неэффективных методов реализации, недостаточным изучением рыночного спроса и конъюнктуры.
Базой оценки материально-производственных запасов является себестоимость, под которой понимают затраты на их приобретение и доставку. Эти затраты не являются постоянной величиной и изменяются в результате колебания цен на эти товары, в связи с чем один и тот же вид товара может иметь различную себестоимость в зависимости от срока его закупки.
Наиболее часто используют следующие методы оценки запасов:
по фактической себестоимости каждой единицы закупаемых товаров;
по средней себестоимости;
по себестоимости первых по времени закупок ФИФО (FIFO);
по себестоимости последних по времени запасов ЛИФО (LIFO).
Первый метод основан на физической идентификации всех производимых закупок, товаро-материальных ценностей.
Оценка запасов по методу ФИФО основана на допущении, что запасы используются в той же последовательности, в какой они закупаются предприятием. В результате получается, что запасы на конец периода оцениваются практически по их фактической себестоимости, а в себестоимости реализованной продукции учитываются цены наиболее ранних закупок.
Сущность метода ЛИФО заключается в том, что поступления запасов в производство оценивается по себестоимости последних по времени закупок, а себестоимость запасов на конец периода определяется исходя из себестоимости наиболее ранних закупок.
Основные средства (активы) – это средства длительного пользования, имеющие материальную форму. Это здания, сооружения, машины, оборудование.
На все статьи реальных основных средств начисляется амортизация.
Как правило все статьи этого раздела баланса включаются в отчетность по их первоначальной стоимости.
Нематериальные активы. В эту статью включаются средства, не имеющие физически осязаемой формы, но приносящие компании доход. Сюда относятся патенты, товарные знаки, торговые марки, авторские права, лицензии, затраты на НИОКР, затраты на разработку программного обеспечения.
На нематериальные активы начисляется износ, как и на другие средства, срок службы которых превышает 1 год.
Долгосрочные финансовые вложения – вложения в ценные бумаги других компаний, облигации и кредиты другим предприятиям на срок более одного года.
В пассиве баланса отражается решение компании по выбору источников финансирования. Для целей финансового менеджмента необходимо выделить следующие группы статей расхода:
краткосрочные обязательства;
долгосрочные обязательства;
собственный капитал.
Краткосрочные обязательства – это обязательства, которые покрываются оборотными активами или погашаются в результате образования новых краткосрочных обязательств. Краткосрочные обязательства погашаются обычно в течение 1 года.
Долгосрочные обязательства – это обязательства, которые должны быть погашены в течение срока, превышающего 1 год. Это долгосрочные займы и кредиты, облигации, долгосрочные векселя к оплате, выплаты арендных платежей при долгосрочной аренде.
Собственный капитал (акционерный капитал). Для финансового менеджмента важно выделение таких статей, как вложенный капитал и накопленная прибыль.
Вложенный капитал – это капитал, инвестированный собственниками. Это уставной капитал, добавочный, резервный, целевые финансирования и поступления, а также накопленная прибыль – прибыль за вычетом налогов и дивидендов, которую предприятие заработало за все годы своего существования. Это нераспределенная прибыль прошлых лет, резервный капитал, фонды накопления и чистая прибыль отчетного года.
В системе финансового управления необходимо иметь следующие показатели:
Показатели доходов и прибыли:
а) чистая выручка от реализации продукции (работ, услуг) – это валовая выручка от реализации за вычетом налога на добавочную стоимость акцизов, возвращенных товаров и ценовых скидок. Этот показатель является реальной базой для последующего расчета показателей прибыли и оценки рентабельности предприятия;
б) валовая прибыль от реализации – это чистая выручка от реализации за вычетом производственных расходов на реализованную продукцию;
в) прибыль (убыток) от основной деятельности (операционная прибыль или операционный убыток) – это валовая выручка от реализации за вычетом расходов по управлению и по сбыту;
г) прибыль от финансовой деятельности – это сальдо доходов и расход финансовой деятельности. Необходим, чтобы отделить прибыль от производственно-хозяйственной деятельности от таких источников прибыли, как получение процентов и дивидендов предприятием, операции в валюте и т.д;
д) прибыль от обычной хозяйственной деятельности – это сумма прибыли от основной хозяйственной деятельности и прибыли от финансовой деятельности;
е) чрезвычайные прибыли;
ж) прибыль (убыток) до уплаты налога.
з) чистая прибыль (убыток) – это прибыль после уплаты налогов.
Показатели расходов предприятия:
а) себестоимость реализованной продукции - затраты на материалы, зарплату, производственные и накладные расходы;
б) общехозяйственные и коммерческие расходы;
в) расходы по финансовой деятельности.
г) чрезвычайные расходы.
- 1 Эволюция концепций маркетинга. Маркетинг партнерских отношений. Отличительные признаки партнерства.
- 2. Маркетинговая среда. Методы анализа микро-, макросреды предприятия.
- 3. Основные параметры рынка. Методы оценки рынка.
- 4. Структура маркетинговой информационной системы (мис). Информационное обеспечение маркетинговых решений на предприятии.
- 5.Система маркетинговых исследований. Цели, задачи и направления маркетинговых исследований.
- 6 Методы сбора и обработки маркетинговой информации.
- 7 Бюджет маркетинга. Методы разработки маркетингового бюджета.
- 8 Концепция маркетинга, ориентированного на стоимость. Маркетинговые источники повышения стоимости компании.
- 9.Цели и задачи сегментации. Алгоритм сегментации. Методы сегментации: макросегментация, микросегментация.
- 10 Стратегии позиционирования.
- Использование характеристик продукта или выгоды потребителя
- Позиционирование по цене и качеству
- 12 Поведение потребителей. Внешние и внутренние факторы, влияющие на поведение потребителей.
- 13. Маркетинговые аспекты управления товаром. Ассортиментная политика предприятия, её задачи. Принципы формирования ассортимента. Методы управления ассортиментом.
- 14 Уравление качеством товаров и услуг. Оценка качества товаров и услуг.
- 15 Основные понятия стандартизации и сертификации товаров и услуг.
- 16 Конкурентоспособность товара и факторы ее определяющие.
- 18. Товарный знак, торговая марка, бренд, их место и роль в товарной политике. Брендинг в управлении маркетинговой активностью.
- 7.Определение цены с ориентацией на конкуренцию.
- 22 Экономическая роль каналов распределения. Структуры и характеристики каналов распределения.
- 23 Участники каналов распределения. Роль, виды посредников в канале распределения.
- 24 Логистика. Понятие, цели, функции логистики. Взаимодействие маркетинговых и логистических процессов как способ повышения эффективности деятельности предприятия.
- 26 Коммуникационная система на предприятии. Критерии выбора стратегии продвижения товаров.
- 28 Связи с общественностью и формирование позитивного имиджа организации.
- 30 Информационно-аналитическое обеспечение службы маркетинга на предприятии. Маркетинговая информационная система.
- 31 Этапы и основные направления современной экономической теории.
- 32. Экономические институты: сущность, формальные и неформальные институты, функции, объекты, субъекты.
- 33. Собственность и формы хозяйствования. Методы изменения форм собственности
- Некоммерческие организации:
- Без прав юридического лица – Паевые инвестиционные фонды; Простые товарищества; Представительства и филиалы; Индивидуальные предприниматели; Крестьянские (фермерские) хозяйства.
- 34. Деньги. Эволюция форм денег. Закон денежного обращения.
- Прочие функции денег
- 35 Рынок: содержание, функции, структура и инфраструктура.
- 36 Экономический механизм спроса и предложения. Эластичность и ее виды.
- Эластичность спроса относительно цены
- Эластичность предложения по цене
- Эластичность спроса по доходу
- Перекрестная эластичность
- 37 Конкуренция: понятие, формы, виды, роль в рыночной экономике. Антимонопольное законодательство.
- Совершенная конкуренция
- Несовершенная конкуренция
- Олигополия — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм. Свойства:
- Антимонопольное законодательство:
- 38 Поведение фирмы в условиях несовершенной конкуренции.
- 39 Рынок факторов производства и распределение факторных доходов.
- 40 Издержки и прибыль фирмы. Классификация, методы расчета.
- 41 Институты, институциональные изменения и функционирование экономики.
- По Веблену
- По Норту
- Факторы институциональных изменений
- 42 Ценообразование на рынке факторов производства. Уровень цен. Индексы цен.
- 43 Место и назначение потребителя в рыночной экономике.
- 44 Макроэкономика, ее важнейшие показатели. Система национальных счетов (снс).
- Система показателей и общие принципы построения снс.
- 45 Модели, факторы и показатели экономического роста.
- Факторы экономического роста
- 46 Макроэкономическая нестабильность. Циклические колебания экономики. Длинные волны в экономике.
- 47 Рынок труда: занятость и безработица
- 48 Доходы населения и социальная политика государства в условиях экономической нестабильности.
- 49 Инфляция как многофакторный процесс и антиинфляционные меры.
- 51. Рынок ценных бумаг и его регулирование.
- 55 Валютный рынок. Международные валютные системы. Валютная интервенция.
- 56. Всемирная торговая организация (вто): позиции, последствия, условия и региональные аспекты присоединения.
- 57 Международное движение капитала и последствия "утечки" капитала из России.
- 58 Смешанная экономика и ее модели. Приоритеты социально-экономической политики России в современный период.
- 59 Понятие предпринимательства и основные черты предпринимательской деятельности. Виды предпринимательской деятельности.
- 60 Ввп и способы его измерения.
- 61 Финансовый менеджмент как система управления.
- 62 Система показателей учета и отчетности используемые в финансовом менеджменте.
- 63 Механизм разработки финансового плана: этапы, разделы; план и бюджет.
- 64 Управление инвестициями: цели, задачи, условия инвестирования.
- 65 Выбор стратегии финансирования оборотных активов.
- 66 Управление запасами предприятия и их оптимизация.
- 67 Основы бюджетирования. Особенности формирования бюджета капитальных вложений.
- 68 Управление дебиторской задолженностью.
- 69 Формирование кредитной политики: типы, этапы разработки.
- 70 Расчет точки безубыточности. Порог рентабельности и запас финансовой прочности.
- 71 Набор, отбор и наем персонала.
- 72 Кадровая политика организации.
- 73 Система управления персоналом, ее основные подсистемы.
- 74 Цели и функции системы управления персоналом.
- 75 Аттестация персонала, основные этапы. Анализ результатов аттестации.
- 76 Карьера: понятия и этапы, виды деловой карьеры. Планирование деловой карьеры.
- Виды деловой карьеры
- 77 Адаптация персонала, ее направления. Технология управления адаптацией.
- 79 Современные факторы мотивации персонала организации. Система стимулирования, основные формы, функции.
- [Править] Брэнд компании [править] Стратегическая цель компании
- [Править] Миссия бизнеса (предназначение компании на рынке)
- [Править] Возможность самореализации
- 80. Оценка деятельности кадровой службы.
- 81 Понятие и основные элементы организации. Внешняя и внутренняя среда организации.
- 82 Характер управленческого труда и роли менеджера в организации. Требования к профессиональной компетенции менеджеров.
- 83 Основные теории и концепции научной и административной школы управления.
- 84 Основные теории и концепции школы человеческих отношений и поведенческих наук.
- 85 Процессный, системный и ситуационный подходы к менеджменту.
- 86 Содержание планирования как общей функции менеджмента. Основные этапы и принципы планирования.
- 87 Основные задачи и компоненты организации как общей функции менеджмента.
- 88 Содержание мотивации как общей функции менеджмента. Основные методы мотивации труда.
- 89 Содержание контроля как общей функции менеджмента. Виды и задачи контроля.
- Ущность и классификация мотивационных теорий
- Теория человеческого фактора Дугласа Мак-Грегора
- Концепции Эдгара Шейна
- Миссия и видение организации. Построение дерева целей организации. Основные требования, предъявляемые к целям.
- 92 Базовые конкурентные стратегии компании и основные предпосылки их использования. Матрица конкуренции м. Портера.
- Матрица конкуренции портера
- Цепочка стоимости компании и система стоимости. Основные направления использования в процессе стратегического планирования.
- 94 Основные направления и инструменты анализа внешней среды организации.
- 95 Анализ движущих сил конкуренции и ключевых факторов успеха в отрасли.
- Концепции жизненного цикла отрасли и жизненного цикла товара.
- Концепция жизненного цикла товара
- 97 Основные направления и инструменты анализа внутренней среды организации.
- 98 Понятие ключевых компетенций организации. Методика проведения swot-анализа.
- Шаг 1. Определение сильных и слабых сторон предприятия
- Шаг 2. Определение рыночных возможностей и угроз.
- Шаг 3. Сопоставление сильных и слабых сторон предприятия с возможностями и угрозами рынка
- 99 Основные инструменты портфельного анализа деятельности компании.
- Матричные методы портфельного анализа
- Этапы портфельного анализа
- 100 Конкурентоспособность товара: сущность понятия и методика расчета.