16. Символические изображения в катакомбах.
Искусство катакомб есть прежде всего искусство вероучительное. Тематика росписей, как чисто символическая так и сюжетная, в большинстве своем соответствует священным текстам. Этот символизм объясняется необходимостью выразить истины, которые не подлежат прямому изображению. Это было обусловлено еще и тем, что какие-то истины скрывались от оглашенных. Согласно повелению Св. Отцов первые христиане употребляли прежде всего библейские символы такие как Агнец, Ноев ковчег. Но когда в церковь стали входить язычники, эти символы оказались им чуждыми. Тогда, чтобы приблизить их к постижению истины, Церковь приняла языческие символы, очищая их от языческого содержания.
Цель раннехристианского искусства катакомб не отражение повседневной жизни, не устрашение (в связи с чем сцены мучений вообще не отражены в этой живописи), а осмысление этой новой жизни во Христе. Это искусство не выражает жизненную проблематику, а дает на нее евангельский ответ. Основное содержание этого ответа в передаче молитвенного состояния изображенных лиц, которое передается прежде всего жестом оранты, ставшим символом молитвы в искусстве. Оранта становится содержанием самых различных сюжетов: жертвоприношение Авраама, Даниил во львином рву и т.д.
Символизм этого искусства проявляется и в отказе от натуралистической передачи пространства: здесь нет ни теней, ни сцены. Основное в изображении не столько взаимодействие изображенных лиц, сколько их общение со зрителем. Образ сводится к минимуму деталей при максимуме выразительности (в соответствии с лаконическим образом евангельского повествования).
Символика этого времени представляет собой стройную систему, проникнутую благовестием о тайне спасения. Символика церковного искусства была главным образом иконографической: символами служили или сами изображаемые предметы или исторические сцены. Так воскрешение Лазаря – символ грядущего общего воскресения. Всякий такой символ, как форма выражения, однажды найденная и воспринятая всей Церковью, уже не изменялся и употреблялся во всем христианском мире. Он входил в состав общего символического языка и был доступен и понятен всякому христианину, независимо от его национальности и культуры.
Изображения доброго Пастыря появляются в 1-м веке Несколько примеров его известны в римской катакомбе Домициллы. Образ этот тесно связан с символом агнца и основан на библейских текстах. Из античной мифологии взят образ Христа в виде Орфея. Как Орфей укрощал своей лирой диких зверей, очаровывал горы и деревья, так Христос привлекает людей через Свое божественное слово и покоряет стихии. Далее, символ виноградной лозы с гроздями винограда. Часто изображались птицы, клюющие виноград, чем указывалось на центральное таинство Церкви – Евхаристию. Виноградная лоза – символ рая, обетованного тем, кто причащается тела и крови Христа. Далее символ рыбы. Принятию этого символа способствовало то, что сам Спаситель часто использовал этот образ «сделаю вас ловцами человеков» и т. д. Было и другое обоснование: буквы из которых состоит слово «рыба» «Ichthus» - Иисус Христос Сын Божий Спаситель. Также повсеместно изображался крест, иногда в виде якоря.
- Вопрос 11. Прещения Божии на изображения в Библии и причины этих прещений.
- Вопрос 12. Какие изображения упоминает Иисус Христос? Их прообразовательный смысл.
- Вопрос 13. Апостол Павел об образе Спасителя.
- Вопрос 14. Туринская плащаница и предание о Нерукотворном образе Спасителя
- Вопрос 15. Катакомбы, их происхождение и росписи в них.
- 16. Символические изображения в катакомбах.
- 17. Ветхозаветные и евангельские изображения в катакомбах.
- 18. Древнейшие изображения Матери Божией в катакомбах.
- 19. Древнейшие изображения Спасителя.
- 20. Значение античного искусства для возникновения и развития церковных искусств области архитектуры, градостроительства и строительных наук.
- Вопрос 21. Тертуллиан и другие раннехристианские писатели о изображениях.
- Вопрос 22. О почитании изображений первыми христианами по учению церкви.
- 23. Символика креста в раннехристианском иск-ве.
- Вопрос 24. Св.Василий Великий и другие Отцы Церкви о прекрасном. Значение его творений для учения об иконах.
- 25. Правила Трулльского собора (Пято-Шестого) 692г. О почитании икон.
- 31. Святой Иоанн Дамаскин об иконографии
- Характер и содержание “трех слов”
- 32 Св. Феодор Студит. Его борьба за почитание икон и его творения.
- 33 Православное учение о почитании икон и др. Святынь.
- 34. Праздник торжества православия. Его связь с иконопочитанием
- 35. Понятие исихазма и его значение для церковного искусства.
- Вопрос 40
- 41. Понятие о каноне. Его значение в церковном искусстве. Канон и свобода творчества.
- 42. Вопросы церковного искусства на Стоглавом соборе 1551 г.
- 43. Дело дьяка Висковатого и начало упадка церковного искусства.
- 44. Типы свящ. Изображений. Иконы и "притчи".
- Чинопоследование освящения икон и причины его возникновения
- Чин благословения святого “единого или многих”