42. Вопросы церковного искусства на Стоглавом соборе 1551 г.
В 1551 году в Москве под председательством митрополита Макария состоялся Собор, вошедший в историю под названием Стоглава. Он был созван для упорядочивания разных сторон церковной жизни, в том числе и искусства. Среди правил Стоглава, касающихся церковного искусства, одни являются определениями по частным и конкретным вопросам иконографии, а другие относятся к самым основам иконописания, а также к иконописцам.
Стоглавый Собор формулирует очень важное постановление. Он формирует образ иконописца. Собор пишет, каким должен быть иконописец. Это знаменитая 43 статья Стоглава: "подобает быть живописцу смирену, кротку, благоговейну, не празднословцу, не смехотворцу, не сварливу, не завистливу, не пьянице, не грабежнику, не убийце. Наипаче хранить чистоту душевную и телесную со всяким опасением...и приходити ко отцем духовным на часте... и жити в посте и в молитвах воздержании со смиренномудрием..."
Собор говорит о покаянии, о частом, постоянном исповедании грехов. Жить по учению и наказанию своих духовников в посте, молитве и в воздержании. Но иконописец может быть семейным человеком. Но в остальном его жизнь должна быть очень близка монашеской.
За основу этого образа отцы Собора берут 1 Послание ап. Павла к Тимофею, содержащее требование, предъявляемое епископу, расширяют и дополняют его.
В этой же статье Стоглав говорит: "почитати иконописцев паче простых людей". Т.е иконописцы составляют особый чин Церкви. Они должны иметь специальное благословение и даже посвящение. Такой чин посвящения существовал на Афоне.
Сам Стоглавый Собор был аннулирован на Большом Московском Соборе 1667 года, но эта глава осталась в церковном обороте, в церковной традиции.
Далее Стоглав говорит, что иконописец должен трудиться смотря на образ древних живописцев и ... с добрых образцов, "а самосмышление бы своими догадками не описывали". Т.е. утверждается необходимость канонической преемственности иконописи. Самосмышление - это всевозможные фантазии, произвольное творчество. Иконописец ограничен текстами Св. Писаний или житий святых, и если в этих текстах идут какие-то подробности, их можно изобразить; если их нет, изображать нельзя.
Здесь Стоглав переходит от идеального образа иконописца к иконописной практике. Епископы обязаны по своим епархиям следить, чтобы иконописцы писали с добрых образцов. Никакой епископ не имеет права вводить новшества в иконопись, а должен следить за соблюдением древней традиции.
Частные вопросы рассмотренные на Соборе:
гл.41 ст. 7. касается возможности изображения на иконах людей не святых. Эта традиция восходит к первым векам христианства, т.е. это не новшество, а обычное явление в церковном искусстве.
Гл. 41 ст. 1. касается иконографии Св. Троицы. Речь идет об изображении Троицы в виде Ангелов. Нужно ли у Одного из Ангелов изображать крестчатый нимб с надписью IC XC, или делать лишь одну надпись СТАЯ ТРЦА//. Собор определил делать лишь надпись СТАЯ ТРЦА.
Гл. 43 "об неизобразимости Божества". Стоглав утверждает, что не следует изображать Бога Отца, хотя очень туманно.
Литература
1. Успенский стр. 333-353
2. Лекции 16, стр.75-
- Вопрос 11. Прещения Божии на изображения в Библии и причины этих прещений.
- Вопрос 12. Какие изображения упоминает Иисус Христос? Их прообразовательный смысл.
- Вопрос 13. Апостол Павел об образе Спасителя.
- Вопрос 14. Туринская плащаница и предание о Нерукотворном образе Спасителя
- Вопрос 15. Катакомбы, их происхождение и росписи в них.
- 16. Символические изображения в катакомбах.
- 17. Ветхозаветные и евангельские изображения в катакомбах.
- 18. Древнейшие изображения Матери Божией в катакомбах.
- 19. Древнейшие изображения Спасителя.
- 20. Значение античного искусства для возникновения и развития церковных искусств области архитектуры, градостроительства и строительных наук.
- Вопрос 21. Тертуллиан и другие раннехристианские писатели о изображениях.
- Вопрос 22. О почитании изображений первыми христианами по учению церкви.
- 23. Символика креста в раннехристианском иск-ве.
- Вопрос 24. Св.Василий Великий и другие Отцы Церкви о прекрасном. Значение его творений для учения об иконах.
- 25. Правила Трулльского собора (Пято-Шестого) 692г. О почитании икон.
- 31. Святой Иоанн Дамаскин об иконографии
- Характер и содержание “трех слов”
- 32 Св. Феодор Студит. Его борьба за почитание икон и его творения.
- 33 Православное учение о почитании икон и др. Святынь.
- 34. Праздник торжества православия. Его связь с иконопочитанием
- 35. Понятие исихазма и его значение для церковного искусства.
- Вопрос 40
- 41. Понятие о каноне. Его значение в церковном искусстве. Канон и свобода творчества.
- 42. Вопросы церковного искусства на Стоглавом соборе 1551 г.
- 43. Дело дьяка Висковатого и начало упадка церковного искусства.
- 44. Типы свящ. Изображений. Иконы и "притчи".
- Чинопоследование освящения икон и причины его возникновения
- Чин благословения святого “единого или многих”