Вопрос 13. Апостол Павел об образе Спасителя.
Использованная литература: И.К. Языкова «Богословие иконы» Общедоступный Православный Университет МОСКВА 1995 (Икона с точки зрения христианского мировоззрения и библейской антропологии). Лекции о. А. Салтыкова 93-94гг. (лекция №3, стр. 28 по сквозной нумерации).
Иисус Христос, Единородный Сын Божий, воплощенное Слово есть единственный и истинный Образ Невидимого Бога. В определенном смысле Он есть первая и единственная икона. Апостол Павел так и пишет: "Он есть образ Бога Невидимого, рожденный прежде всякой твари" (Кол. 1.15), и "будучи образом Божиим, Он принял образ раба" (Фил. 2.6-7).
Бог создал человека по образу и подобию Своему (Быт. 1.26) , выделив тем самым его из всего творения. И в этом смысле человек - также икона Божия. Вернее, он призван стать таковым. Апостол Павел пишет своим ученикам: "Дети мои! для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос! " (Гал. 4.19). Евангелие учит, что целью человека является не просто самосовершенствование, как развитие его естественных способностей и природных качеств, но раскрытие в себе истинного Образа Божия, достижение Божьего подобия, того, что святые отцы назвали "обожением". Процесс этот труден, по словам Павла, это муки рождения, потому что образ и подобие в нас разделены грехом - образ мы получаем при рождении, а подобия достигаем в течение жизни.
В другом месте, ап. Павел говорит: «О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?» (Гал.3:1). Что означают эти слова по мнению Иоанна Златоуста, этим он (ап. Павел) хочет указать силу веры, которая может видеть и отдалённое. Не сказал он «распят», но предначертан был быть распятым, ясно показывая тем, что они очами веры видели это (т.е. распятие) гораздо лучше, чем некоторые из присутствующих там (в Иерусалиме) и смотревших на совершавшееся перед ними. Многие из этих последних (в Иерусалиме), видя всё это собственными глазами, не получили никакой пользы, а те, хотя и не увидели собственными глазами, силою веры увидели ещё яснее. Значит Златоуст укоряет Галатов за то, что они видели Христа и оставили обнаженным за них, привязанным к столбу, пригвождённым ко кресту, оплёванным, поруганным, напоенным уксусом , поносимым разбойниками, прободаемым копьём. Всё это ап. Павел, по словам Иоанна Златоуста, обобщил словами, предначертан был…. То есть, Иоанн Златоуст считает, что Галаты, причем не один, а группа, община верующих, видели в буквальном смысле слова, именно видели, само распятие:…, гвозди, оплевание, прободение, поношение, т.е. как бы всю картину видели. Наверно, были верующие Галаты, которые все это видели, пишет Иоанн Златоуст. Но мы может предположить, что это был Нерукотворный Спас который был послан в Малую Азию (Галатия – это область, которая находилась в Малой Азии, как раз неподалёку от Эдессы, центральной части Малой Азии - это по преданию, согласно которому Нерукотворный Спас был послан к князю Авгарю). Следовательно, этот плат должен был пройти через Галатийскую область или рядом с ней. Сейчас на Западе у учёных существует мнение, что легенда о Нерукотворном Образе Спаса появилась в 5 веке только. Да, если она появилась в 5 веке, а ап. Павел говорит о том. Что перед глазами был предначертан образ в 1 веке.
Многие предания, легенды, тексты сохранились в позднейших источниках. Известно, что например первоисточник Гомера не сохранился, древнейшая рукопись Гомера отстоит от времени, когда он жил, на 2 тыс. лет. Значит ли это, что оригинала не было? Конечно нет. Древнейшие рукописи Цицерона отстают по времени от периода его жизни на 600/700 лет. Значит ли это, что Цицерона не существовало? Нет, он существовал.
Поэтому, можно предполагать, что действительно. У Галатов был предначертан образ, который они видели именно своими очами.
- Вопрос 11. Прещения Божии на изображения в Библии и причины этих прещений.
- Вопрос 12. Какие изображения упоминает Иисус Христос? Их прообразовательный смысл.
- Вопрос 13. Апостол Павел об образе Спасителя.
- Вопрос 14. Туринская плащаница и предание о Нерукотворном образе Спасителя
- Вопрос 15. Катакомбы, их происхождение и росписи в них.
- 16. Символические изображения в катакомбах.
- 17. Ветхозаветные и евангельские изображения в катакомбах.
- 18. Древнейшие изображения Матери Божией в катакомбах.
- 19. Древнейшие изображения Спасителя.
- 20. Значение античного искусства для возникновения и развития церковных искусств области архитектуры, градостроительства и строительных наук.
- Вопрос 21. Тертуллиан и другие раннехристианские писатели о изображениях.
- Вопрос 22. О почитании изображений первыми христианами по учению церкви.
- 23. Символика креста в раннехристианском иск-ве.
- Вопрос 24. Св.Василий Великий и другие Отцы Церкви о прекрасном. Значение его творений для учения об иконах.
- 25. Правила Трулльского собора (Пято-Шестого) 692г. О почитании икон.
- 31. Святой Иоанн Дамаскин об иконографии
- Характер и содержание “трех слов”
- 32 Св. Феодор Студит. Его борьба за почитание икон и его творения.
- 33 Православное учение о почитании икон и др. Святынь.
- 34. Праздник торжества православия. Его связь с иконопочитанием
- 35. Понятие исихазма и его значение для церковного искусства.
- Вопрос 40
- 41. Понятие о каноне. Его значение в церковном искусстве. Канон и свобода творчества.
- 42. Вопросы церковного искусства на Стоглавом соборе 1551 г.
- 43. Дело дьяка Висковатого и начало упадка церковного искусства.
- 44. Типы свящ. Изображений. Иконы и "притчи".
- Чинопоследование освящения икон и причины его возникновения
- Чин благословения святого “единого или многих”