logo
Иконоведение 1 курс

Вопрос 22. О почитании изображений первыми христианами по учению церкви.

Отцы церкви придают большое значение воспитательной роли искусства. В 1Ув. Расцвела богословская мысль, многие великие Отцы церкви в своей аргументации ссылаются на изображения , как на нечто очень важное, имеющее большое значение, Так, св.Вас.Великий видит в образе больше убедительной силы, чем в своих словах. Церковь старалась направить все чувства человека, включая зрение, ведению и прославлению Бога. «Из наших чувств,- гов.св.Вас.Великий, - зрение обладает наибольшей остротой восприятия чувственных вещей». « Честь, воздаваемая иконам, относится к Первообразу, и поклоняющийся иконе, поклоняется ипостаси изображенного на ней» ,т.е., икона – посредник. Через иконы нам передается благодать. Св.Вас.Великий учил о нераздельности органов восприятия (достигается целостное восприятие). Всеми органами чувств мы чтим Бога и святых . И освящаются наши органы чувств тем, что мы видим, слышим и т.д.

Из западных авторов особенно много писал об изображениях св.Павлин, епископ Ноланский(ок.353 – ок.431) . Построив неск.церквей, он велел расписать их свящ.изображениями и подробно описывает эти росписи в своих посланиях и стихотворениях. Будучи опытным пастырем ,св.Павлин видел, что изображения гораздо больше,чем книги, привлекают внимание верующих, особенно же оглашенных и новообращенных. Поэтому он прилагал все усилия к тому, чтобы в храмах было много изображений.

Нил Синайский (+430) дает указание: «Пусть рука превосходнейшего живописца наполние храм с обеих сторон изображениями Ветхого и Нового Завета, дабы те , кто не знает грамоты и не может читать божественных писаний, рассматривая живописные изображения, приводили себе на память мужественные подвиги искренне послуживших Христу Богу и возбуждались к соревнованию достославным и приснопамятным доблестям, по которым землю обменяли на небо, предпочтя невидимое видимому».