Вопрос 22. О почитании изображений первыми христианами по учению церкви.
Отцы церкви придают большое значение воспитательной роли искусства. В 1Ув. Расцвела богословская мысль, многие великие Отцы церкви в своей аргументации ссылаются на изображения , как на нечто очень важное, имеющее большое значение, Так, св.Вас.Великий видит в образе больше убедительной силы, чем в своих словах. Церковь старалась направить все чувства человека, включая зрение, ведению и прославлению Бога. «Из наших чувств,- гов.св.Вас.Великий, - зрение обладает наибольшей остротой восприятия чувственных вещей». « Честь, воздаваемая иконам, относится к Первообразу, и поклоняющийся иконе, поклоняется ипостаси изображенного на ней» ,т.е., икона – посредник. Через иконы нам передается благодать. Св.Вас.Великий учил о нераздельности органов восприятия (достигается целостное восприятие). Всеми органами чувств мы чтим Бога и святых . И освящаются наши органы чувств тем, что мы видим, слышим и т.д.
Из западных авторов особенно много писал об изображениях св.Павлин, епископ Ноланский(ок.353 – ок.431) . Построив неск.церквей, он велел расписать их свящ.изображениями и подробно описывает эти росписи в своих посланиях и стихотворениях. Будучи опытным пастырем ,св.Павлин видел, что изображения гораздо больше,чем книги, привлекают внимание верующих, особенно же оглашенных и новообращенных. Поэтому он прилагал все усилия к тому, чтобы в храмах было много изображений.
Нил Синайский (+430) дает указание: «Пусть рука превосходнейшего живописца наполние храм с обеих сторон изображениями Ветхого и Нового Завета, дабы те , кто не знает грамоты и не может читать божественных писаний, рассматривая живописные изображения, приводили себе на память мужественные подвиги искренне послуживших Христу Богу и возбуждались к соревнованию достославным и приснопамятным доблестям, по которым землю обменяли на небо, предпочтя невидимое видимому».
- Вопрос 11. Прещения Божии на изображения в Библии и причины этих прещений.
- Вопрос 12. Какие изображения упоминает Иисус Христос? Их прообразовательный смысл.
- Вопрос 13. Апостол Павел об образе Спасителя.
- Вопрос 14. Туринская плащаница и предание о Нерукотворном образе Спасителя
- Вопрос 15. Катакомбы, их происхождение и росписи в них.
- 16. Символические изображения в катакомбах.
- 17. Ветхозаветные и евангельские изображения в катакомбах.
- 18. Древнейшие изображения Матери Божией в катакомбах.
- 19. Древнейшие изображения Спасителя.
- 20. Значение античного искусства для возникновения и развития церковных искусств области архитектуры, градостроительства и строительных наук.
- Вопрос 21. Тертуллиан и другие раннехристианские писатели о изображениях.
- Вопрос 22. О почитании изображений первыми христианами по учению церкви.
- 23. Символика креста в раннехристианском иск-ве.
- Вопрос 24. Св.Василий Великий и другие Отцы Церкви о прекрасном. Значение его творений для учения об иконах.
- 25. Правила Трулльского собора (Пято-Шестого) 692г. О почитании икон.
- 31. Святой Иоанн Дамаскин об иконографии
- Характер и содержание “трех слов”
- 32 Св. Феодор Студит. Его борьба за почитание икон и его творения.
- 33 Православное учение о почитании икон и др. Святынь.
- 34. Праздник торжества православия. Его связь с иконопочитанием
- 35. Понятие исихазма и его значение для церковного искусства.
- Вопрос 40
- 41. Понятие о каноне. Его значение в церковном искусстве. Канон и свобода творчества.
- 42. Вопросы церковного искусства на Стоглавом соборе 1551 г.
- 43. Дело дьяка Висковатого и начало упадка церковного искусства.
- 44. Типы свящ. Изображений. Иконы и "притчи".
- Чинопоследование освящения икон и причины его возникновения
- Чин благословения святого “единого или многих”