20. Значение античного искусства для возникновения и развития церковных искусств области архитектуры, градостроительства и строительных наук.
Первые христиане еще в период гонений совершали богослужения в уединенных местах, катакомбах, частных домах. Со временем, когда появилась возможность исповедовать свою веру открыто, богослужения стали проводиться в базиликах, или залах общественных собраний, которые ранее принадлежали состоятельным членам общины. Начиная с IV века начали возводить и новые христианские церкви. Первыми строителями храмов, по преданию, являются Константин Великий и его мать Елена. Они построили много церквей на Святой Земле, затем в Константинополе. Архитектурной основой возводимых церквей послужили хорошо известные в римской архитектуре здания базилики, обычно трехнефовые сооружения с особым пьедесталом около одной из длинных сторон здания. Для целей богослужения традиционная форма базилики была переработана, ее интерьер перестроен. Из этой перстроенной формы впоследствии был выработан особый тип христианского храма, но с сохранением прежнего античного названия «базилика».
Базилики представляли собой вытянутые прямоугольники с двумя открытыми галереями-кораблями (нефами) по бокам. Нефы обрамлялись рядом стройных колонн. Там же находились комнаты для уединенной молитвы. По образцу иерусалимского храма в передней (восточной) части базилики находилось алтарное пространство, перед которым возвышалась арка. Углубление за алтарем (апсида) было открытым или задергивалось завесой. Центральную часть храма занимал неф, куда во время службы допускались крещеные, а в западной части (портике) находились оглашенные, то есть те, кто готовился принять таинство крещения. Крышу базилики венчали обычные гладкие скаты. Чаще всего форма такой базилики была крестообразной.
Кроме продолговатой, вытянутой формы, в христианской архитектуре рано утвердился тип храма круглой формы — ротонды, со сводчатым потолком и куполом сверху. Такая форма храма также являлась наследием античности; чаще всего ее использовали при строительстве баптистериев (крещален) и церквей-памятников на могилах христианских подвижников. Со временем форма круглого храма стала господствующей на Востоке; Запад же остался верен, главным образом, базиликальной форме.
В период ранней Римской империи сложились особо благоприятные условия для подъема градостроительного искусства, которорый достиг своего высшего в рамках античности пика. Совершенствование градостроительного искусства привело к разработке и воплощению в жизнь той модели города, который был большим шагом вперед по сравнению с древневосточным, классическим и эллинестическим городом. Новые города строились по тщательно разработанному плану застройки с учетом наличия питьевой воды в окрестностях, климатических условий, близости путей сообщения (море, река, сухопутные дороги). В генеральном плане застройки предусматривалось выделение основных элементов города: жилые кварталы, производственные зоны, районы общественных площадей различного типа (торговые, прогулочные, праздничные), здания общественного назначения. Все элементы регулярного города были объединены вокруг двух пересекающихся под прямым углом широких центральных улиц-перекрестков. Они делили весь город на четыре части, как правило, ориентированные по сторонам света и упирающиеся соответственно в северные, южные, восточные и западные ворота городской стены. Параллельно центральным проспектам через равные промежутки проводились узкие улицы, делившие город на прямоугольные кварталы.
Расцвет античного урбанизма стал мощным стимулом для развития строительного искусства и церковной архитектуры. В области строительного искусства оно проявилось в том, что римские строители (помимо широко известных мрамора, известняка, туфа, гранита) освоили и использовали новые высококачественные строительные материалы – так называемый римский бетон и обожженный кирпич. Большая часть храмов была выстроена в так называемой кирпично-бетонной технике, что придало им особую прочность и сохранило на века.
В храмовой архитектуре широко использовались усовершенствованные римскими строителями элементы греческой ордерной системы. Широко используя строечно-балочные конструкции, основные греческие ордера, зодчие внедряли новые строительные приемы – своды, купола, арки, столбы. Использовались разные типы ордерной системы – дорический, ионический, коринфский – в рамках одного сооружения. Был разработан смешанный, так называемый композитный ордер и создана новая конструкция – ордерная аркада (арка поставленная на колонны).
- Вопрос 11. Прещения Божии на изображения в Библии и причины этих прещений.
- Вопрос 12. Какие изображения упоминает Иисус Христос? Их прообразовательный смысл.
- Вопрос 13. Апостол Павел об образе Спасителя.
- Вопрос 14. Туринская плащаница и предание о Нерукотворном образе Спасителя
- Вопрос 15. Катакомбы, их происхождение и росписи в них.
- 16. Символические изображения в катакомбах.
- 17. Ветхозаветные и евангельские изображения в катакомбах.
- 18. Древнейшие изображения Матери Божией в катакомбах.
- 19. Древнейшие изображения Спасителя.
- 20. Значение античного искусства для возникновения и развития церковных искусств области архитектуры, градостроительства и строительных наук.
- Вопрос 21. Тертуллиан и другие раннехристианские писатели о изображениях.
- Вопрос 22. О почитании изображений первыми христианами по учению церкви.
- 23. Символика креста в раннехристианском иск-ве.
- Вопрос 24. Св.Василий Великий и другие Отцы Церкви о прекрасном. Значение его творений для учения об иконах.
- 25. Правила Трулльского собора (Пято-Шестого) 692г. О почитании икон.
- 31. Святой Иоанн Дамаскин об иконографии
- Характер и содержание “трех слов”
- 32 Св. Феодор Студит. Его борьба за почитание икон и его творения.
- 33 Православное учение о почитании икон и др. Святынь.
- 34. Праздник торжества православия. Его связь с иконопочитанием
- 35. Понятие исихазма и его значение для церковного искусства.
- Вопрос 40
- 41. Понятие о каноне. Его значение в церковном искусстве. Канон и свобода творчества.
- 42. Вопросы церковного искусства на Стоглавом соборе 1551 г.
- 43. Дело дьяка Висковатого и начало упадка церковного искусства.
- 44. Типы свящ. Изображений. Иконы и "притчи".
- Чинопоследование освящения икон и причины его возникновения
- Чин благословения святого “единого или многих”