Вопрос 11. Прещения Божии на изображения в Библии и причины этих прещений.
Использованная литература: И.К.Языкова «Богословие иконы» Общедоступный Православный Университет МОСКВА 1995 (Икона с точки зрения христианского мировоззрения и библейской антропологии). Игумен Иларион (Алфеев) «Таинство веры» «Введение в православное догматическое богословие», Фонд "Христианская жизнь", Клин, 2000. (глава 7. Иконы и Крест)
Несмотря на существование икон в Церкви с глубокой древности, в разные эпохи возникали течения против иконопочитания. Главным обвинением иконоборцев против иконопочитателей во все времена было обвинение в идолопоклонстве, а основным аргументом - ветхозаветный запрет на изображение Бога. Первая заповедь Моисеева десятословия гласит: "Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог Ревнитель" (Исх. 20:4-5). Непостижимость Бога стала основой для заповеди, запрещающей изображать Бога. Очевидно, что эта заповедь направлена против идолов и кумиров, существовавших у языческих народов, которые поклонялись им. Автор Второзакония разъясняет, о каких кумирах идет речь: "Дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы, которая летает под небесами, изображения какого-либо гада... какой-либо рыбы... и дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды и все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им" (Втор. 4:16-19). Трансцендентность Бога, открывшегося человеку в Ветхом Завете, превосходит человеческие возможности, поэтому Библия говорит: "человек не может увидеть Бога и остаться в живых" (Исх. 33.20). Даже Моисей, величайший из пророков, общавшийся с Сущим непосредственно, не раз слышавший Его голос, когда попросил показать ему Лицо Бога, получил следующий ответ: "ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видно" (Исх. 33.23). Автор подчеркивает, что истинный Бог невидим и неизобразим, и, когда Моисей беседовал с Богом на Синае, люди не видели Бога, а только слышали Его голос: "Вы приблизились и стали под горою, а гора горела огнем до самых небес, и была тьма, и облако, и мрак. И говорил Господь к вам из среды огня; голос слов Его вы слышали, но образа не видели, а только голос... Вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь... из среды огня" (Втор. 4:11-15). Любое изображение невидимого Бога было бы плодом человеческой фантазии и ложью против Бога; поклонение такому изображению было бы поклонением твари вместо Творца. Это, однако, не означает, что в ветхозаветном культе не было вообще никаких изображений: Бог повелевает Моисею устроить скинию и в ней сделать золотых херувимов (Исх. 25:18-20).
Евангелист Иоанн также свидетельствует: "Бога не видел никто никогда" (Ин. 1.18а), но далее добавляет: "Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил" (Ин. 1.186). Здесь - центр новозаветного откровения: через Иисуса Христа мы имеем прямой доступ к Богу, мы можем видеть Его лицо. "Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины, и мы видели славу Его" (Ин. 1.14). Иисус Христос, Единородный Сын Божий, воплощенное Слово есть единственный и истинный Образ Невидимого Бога. В определенном смысле Он есть первая и единственная икона.
- Вопрос 11. Прещения Божии на изображения в Библии и причины этих прещений.
- Вопрос 12. Какие изображения упоминает Иисус Христос? Их прообразовательный смысл.
- Вопрос 13. Апостол Павел об образе Спасителя.
- Вопрос 14. Туринская плащаница и предание о Нерукотворном образе Спасителя
- Вопрос 15. Катакомбы, их происхождение и росписи в них.
- 16. Символические изображения в катакомбах.
- 17. Ветхозаветные и евангельские изображения в катакомбах.
- 18. Древнейшие изображения Матери Божией в катакомбах.
- 19. Древнейшие изображения Спасителя.
- 20. Значение античного искусства для возникновения и развития церковных искусств области архитектуры, градостроительства и строительных наук.
- Вопрос 21. Тертуллиан и другие раннехристианские писатели о изображениях.
- Вопрос 22. О почитании изображений первыми христианами по учению церкви.
- 23. Символика креста в раннехристианском иск-ве.
- Вопрос 24. Св.Василий Великий и другие Отцы Церкви о прекрасном. Значение его творений для учения об иконах.
- 25. Правила Трулльского собора (Пято-Шестого) 692г. О почитании икон.
- 31. Святой Иоанн Дамаскин об иконографии
- Характер и содержание “трех слов”
- 32 Св. Феодор Студит. Его борьба за почитание икон и его творения.
- 33 Православное учение о почитании икон и др. Святынь.
- 34. Праздник торжества православия. Его связь с иконопочитанием
- 35. Понятие исихазма и его значение для церковного искусства.
- Вопрос 40
- 41. Понятие о каноне. Его значение в церковном искусстве. Канон и свобода творчества.
- 42. Вопросы церковного искусства на Стоглавом соборе 1551 г.
- 43. Дело дьяка Висковатого и начало упадка церковного искусства.
- 44. Типы свящ. Изображений. Иконы и "притчи".
- Чинопоследование освящения икон и причины его возникновения
- Чин благословения святого “единого или многих”