logo
Иконоведение 1 курс

44. Типы свящ. Изображений. Иконы и "притчи".

1. Успенский стр. ?

2. Лекции 16, стр.76-

На Стоглавом Соборе вводится очень важное различие между образами для поклонения и образами для научения, для возведения к высшему разуму. Это очень важное различие нигде не прослежено. Т.е. во времена Стоглава выделяются два вида живописи. Одна живопись чисто церковная, литургическое искусство, о которой мы все время говорим, а другой вид живописи - притча, рассчитанная на возведение к высшему разуму.

На лекциях показывают икону 16 века из собрания Русского музея в Петербурге, притчу о слепце и хромце. Очень редкий образец притчи.

Притча отличается от иконы тем, что она предназначена для рассматривания и некоторого нравоучительного созидания.

Разделение на жанры, наметившееся в 16 веке, было вполне естественным. Человеческое общение не заключается только в церковной жизни, и богослужение не является единственной и главной стихией нашего бытия, есть другие стихии в которые мы погружены гораздо глубже. Но и эти стихии древнерусское сознание старалось освятить, и в домах зачастую помещались такие притчи - не картины, не пейзажи, от которых, в общем-то, пользы нет, а притчи, глядя на которые человек может поразмыслить о жизни, о смерти и о других столь же важных вещах. К притчам можно отнести некоторые композиции, издревле применяемые в Церкви. В летописях упоминается, что когда к св. князю Владимиру пришел греческий философ, то этот философ показал князю изображение Страшного Суда. И князь, глядя на это изображение, вздохнул и сказал: "Хорошо тем, которые наверху, и плохо тем, которые внизу". Т.е. он был научен как раз изображением. Икона Страшного Суда была по существу использована как притча, каковой, собственно, она и является, потому что это не есть поклонный образ. Кстати, изображение Страшного Суда всегда помещалось на западной стене или в притворе храма. Это типичная притча по своему жанру.

В этом же веке происходит смешение жанров притчи и иконы и появляются аллегорические иконы. Обычно это иконы на сложные богословские сюжеты. Они содержат в себе элементы притчи (скажем, на какие-нибудь песнопения, - например, знаменитый сюжет "Приидите, Триипостасному Божеству поклонимся"), в них много аллегорий, но нет целостного образа. Икона поставлена для поклонения, а по содержанию является композицией для размышления. Это смешение жанров характерно для 16 века.

Вопрос № 51

Лекция от 10.05.01 (последняя)