25. Правила Трулльского собора (Пято-Шестого) 692г. О почитании икон.
Пято-Шестой Собор откр. 1сент.692г. Он доп.два Собора: Пятый (553) и Шестой(681) в Конст. в зале император.дворца (поэтому назв.Трулльский) . Пятый Собор, осудив.монофиз.и оригенизм, и Шестой, осудив.монофел., занимались лишь догматич.вопросами. Целый ряд канонич.вопр.дисциплинар.порядка ожидал своего решения. С этой целью и был созван Пято-Шестой Собор, кот.обычно наз.просто Шестым ВселСобором. «В зрелую пшеницу истины замеш. Остатки языч. и иудейской незрелости»(слова из посл.Отцов Собора имп.Юстиниану П).
Правило 73 относ. к изобр. Св.Креста. «…Дабы знамение победы нашея не было оскорбляемо попиранием ходящих. И так отныне начертыващих на земли изображение Креста повелеваем отлучати».
Правило 82: « …Повелеваем отныне на иконах вместо ветхого агнца представлять по человеч.виду Агнца, вземлющего грехи мира, Христа Бога нашего».(об иконах, где св.Иоанн Предтеча, изобр. в своем чел.виде, указ.перстом на Христа, Кот. изображен симв. под видом агнца (Ин.1:29). Так же как и рыба, агнец означал не только Самого Спасителя, но и христианина вообще.
Собор предпис. зам.симв. В.З. и первых и первых веков прямым изобр. того , что они предображали, предпис.раскрывать их смысл потому , что образ, кот.заключ. в этих симв., стал реальностью в воплощ. Но 82 правило не огранич. Отменой симв. и принцип.догм.обосн.образа: оно дает указание на то, каким церк.образ должен быть: он представ.нам чел.лик воплотив.Бога, историч.лик Иисуса Христа. Сама манера изобр.должна отражать славу Божию. Уничижение Бога Слова показ.таким обр., что, глядя на него, мы видим и созерцаем в Его «рабьем зраке» Его Бож.славу - чел.образ Бога Слова, и через это познаем, в чем заключ.спасит. Его смерти и «происшедшее отсюда искупление мира».
Иконограф.символика не искл.сов., но переходит на второй план. Употребляются три звезды на мафории Богоматери, чтобы указать на ее девство до Рождества Христова, во время и после него.Изображается в небесах благословляющая рука, чтобы показать присутствие Божее. Но символика эта занимает подобающее ей второстепенное место и не заменяет собою личного образа.
Во время Пято-Шестого Собора еще сущ.наряду с церк.праздниками языч.празднества,кот.были запрещ. 62 правилом, в частности Брумалии(торжества в честь Вакха, пляски в честь эллинских богов.
100 Правило показ., что Церковь треб. от своих членов опр.аскезы не только в жизни, но и в иск-ве, к-рое, с одной стороны отражает эту жизнь, с другой стороны, на нее влияет.
Постановления Пято-Шестого Собора были подписаны императором. Затем шли подписи Патриархов Константинопольского, Иерусал., Антиохийского, подписи 213 епископов. Римский Папа Сергий, кот.привезли на подпись постановл., подписать отказался. Однако Римская Церковь признает 7 Всел.Собор, ссыл.на 82 прав.Пято-Шестого Собора
Т.о., Римская Церковь осталась в стороне от формулировки уч.Церкви о христологич.основе свящ.образа. Учение это поэтому не смогло обогатить западное свящ.иск-во,кот.и по сей день остаетсяч верным нек.чисто симв.изобр., в частности, Спасителя в виде агнца.
- Вопрос 11. Прещения Божии на изображения в Библии и причины этих прещений.
- Вопрос 12. Какие изображения упоминает Иисус Христос? Их прообразовательный смысл.
- Вопрос 13. Апостол Павел об образе Спасителя.
- Вопрос 14. Туринская плащаница и предание о Нерукотворном образе Спасителя
- Вопрос 15. Катакомбы, их происхождение и росписи в них.
- 16. Символические изображения в катакомбах.
- 17. Ветхозаветные и евангельские изображения в катакомбах.
- 18. Древнейшие изображения Матери Божией в катакомбах.
- 19. Древнейшие изображения Спасителя.
- 20. Значение античного искусства для возникновения и развития церковных искусств области архитектуры, градостроительства и строительных наук.
- Вопрос 21. Тертуллиан и другие раннехристианские писатели о изображениях.
- Вопрос 22. О почитании изображений первыми христианами по учению церкви.
- 23. Символика креста в раннехристианском иск-ве.
- Вопрос 24. Св.Василий Великий и другие Отцы Церкви о прекрасном. Значение его творений для учения об иконах.
- 25. Правила Трулльского собора (Пято-Шестого) 692г. О почитании икон.
- 31. Святой Иоанн Дамаскин об иконографии
- Характер и содержание “трех слов”
- 32 Св. Феодор Студит. Его борьба за почитание икон и его творения.
- 33 Православное учение о почитании икон и др. Святынь.
- 34. Праздник торжества православия. Его связь с иконопочитанием
- 35. Понятие исихазма и его значение для церковного искусства.
- Вопрос 40
- 41. Понятие о каноне. Его значение в церковном искусстве. Канон и свобода творчества.
- 42. Вопросы церковного искусства на Стоглавом соборе 1551 г.
- 43. Дело дьяка Висковатого и начало упадка церковного искусства.
- 44. Типы свящ. Изображений. Иконы и "притчи".
- Чинопоследование освящения икон и причины его возникновения
- Чин благословения святого “единого или многих”