logo
Иконоведение 1 курс

25. Правила Трулльского собора (Пято-Шестого) 692г. О почитании икон.

Пято-Шестой Собор откр. 1сент.692г. Он доп.два Собора: Пятый (553) и Шестой(681) в Конст. в зале император.дворца (поэтому назв.Трулльский) . Пятый Собор, осудив.монофиз.и оригенизм, и Шестой, осудив.монофел., занимались лишь догматич.вопросами. Целый ряд канонич.вопр.дисциплинар.порядка ожидал своего решения. С этой целью и был созван Пято-Шестой Собор, кот.обычно наз.просто Шестым ВселСобором. «В зрелую пшеницу истины замеш. Остатки языч. и иудейской незрелости»(слова из посл.Отцов Собора имп.Юстиниану П).

Правило 73 относ. к изобр. Св.Креста. «…Дабы знамение победы нашея не было оскорбляемо попиранием ходящих. И так отныне начертыващих на земли изображение Креста повелеваем отлучати».

Правило 82: « …Повелеваем отныне на иконах вместо ветхого агнца представлять по человеч.виду Агнца, вземлющего грехи мира, Христа Бога нашего».(об иконах, где св.Иоанн Предтеча, изобр. в своем чел.виде, указ.перстом на Христа, Кот. изображен симв. под видом агнца (Ин.1:29). Так же как и рыба, агнец означал не только Самого Спасителя, но и христианина вообще.

Собор предпис. зам.симв. В.З. и первых и первых веков прямым изобр. того , что они предображали, предпис.раскрывать их смысл потому , что образ, кот.заключ. в этих симв., стал реальностью в воплощ. Но 82 правило не огранич. Отменой симв. и принцип.догм.обосн.образа: оно дает указание на то, каким церк.образ должен быть: он представ.нам чел.лик воплотив.Бога, историч.лик Иисуса Христа. Сама манера изобр.должна отражать славу Божию. Уничижение Бога Слова показ.таким обр., что, глядя на него, мы видим и созерцаем в Его «рабьем зраке» Его Бож.славу - чел.образ Бога Слова, и через это познаем, в чем заключ.спасит. Его смерти и «происшедшее отсюда искупление мира».

Иконограф.символика не искл.сов., но переходит на второй план. Употребляются три звезды на мафории Богоматери, чтобы указать на ее девство до Рождества Христова, во время и после него.Изображается в небесах благословляющая рука, чтобы показать присутствие Божее. Но символика эта занимает подобающее ей второстепенное место и не заменяет собою личного образа.

Во время Пято-Шестого Собора еще сущ.наряду с церк.праздниками языч.празднества,кот.были запрещ. 62 правилом, в частности Брумалии(торжества в честь Вакха, пляски в честь эллинских богов.

100 Правило показ., что Церковь треб. от своих членов опр.аскезы не только в жизни, но и в иск-ве, к-рое, с одной стороны отражает эту жизнь, с другой стороны, на нее влияет.

Постановления Пято-Шестого Собора были подписаны императором. Затем шли подписи Патриархов Константинопольского, Иерусал., Антиохийского, подписи 213 епископов. Римский Папа Сергий, кот.привезли на подпись постановл., подписать отказался. Однако Римская Церковь признает 7 Всел.Собор, ссыл.на 82 прав.Пято-Шестого Собора

Т.о., Римская Церковь осталась в стороне от формулировки уч.Церкви о христологич.основе свящ.образа. Учение это поэтому не смогло обогатить западное свящ.иск-во,кот.и по сей день остаетсяч верным нек.чисто симв.изобр., в частности, Спасителя в виде агнца.