1.4 Проблемы и совершенствование рынка банковских услуг
В последнее время учеными и практиками обсуждаются перспективы развития финансовых, в том числе и банковских, услуг в России.
Современные тенденции развития рынка банковских продуктов и услуг обусловлены главным образом следующими основными процессами:
интенсивным развитием современных информационных технологий, использование которых позволяет учреждениям банков расширить спектр одновременно предоставляемых услуг, приблизить их к клиенту, снизить затраты времени клиентов и банковские операционные издержки;
эволюционным развитием финансового рынка, появлением новых его сегментов и инструментов;
повышением требований клиентов к качеству банковского обслуживания и усилением конкуренции банков в отношении качественных характеристик предоставляемых услуг.
В связи с переходом России к рыночной экономике, банков становится все больше, а проблема взаимоотношения и взаимодействия кредитных учреждений становится все острее. Россия не имеет такого богатого опыта индустриально развитых стран Запада, поэтому заимствует у них их технологии, идеи и т.д.
Главной особенностью развития банковской деятельности в РФ является то, что экономика нашей страны несравнима с экономиками других высокоразвитых стран, поэтому не все «заимствования» становятся эффективными. Большую роль также играет менталитет народа, большинство которого, длительное время с недоверием и осторожностью относилось к различным новшествам. Несмотря на все это, банковская деятельность в нашей стране развивается все быстрее, спектр оказываемых услуг становится все шире и население постепенно адаптируется к новым услугам.
Использование опыта иностранных банков может быть полезно при формировании российского рынка производства, и сбыта банковских услуг по таким направлениям как открытие и ведение банковских счетов, налаживание электронных расчётов и платежей, финансовое консультирование клиентов, страхование рисков, поиск и нахождение наиболее благоприятного рынка сбыта банковских продуктов и так далее.
Особое значение в условиях глобализации экономических отношений приобретает расширение пространства рынка сбыта банковских услуг, что достигается путём определения сегментов банковского рынка. Сегментирование рынка означает разделение рынка на отдельные, конкретные части (сегменты). Сегмент рынка - группа потребителей со сходными потребностями и характеристиками.
Сегментация банковского рынка предполагает выявление в общей массе потенциальных потребителей банковских услуг относительно обособленных клиентов – целевых групп клиентов, на которых должны быть сконцентрированы сбытовые условия банков.
У банков существуют свои способы, обеспечивающие продажу специфических продуктов и услуг на рынке. Среди них наиболее доступными можно считать:
отслеживание «критических точек» у потенциальных покупателей;
поиск неудовлетворенных потребностей у клиентов;
правильный выбор типа кредитной организации;
разработка системы материальных и моральных стимулов работников банка в продаже наибольшего количества услуг;
организация наиболее эффективных видов рекламы банковских продуктов;
выбор отрасли и тактики работы банка на определенном сегменте рынка и т.п.
Среди перечисленных способов, благоприятствующих ускорению реализации банковских продуктов, особое значение имеет отслеживание «критических точек», то есть периодов времени, когда у клиента банка возникает особая потребность в услугах банка.
С учетом быстрых перемен во вкусах, технологии и состоянии конкуренции банк не может полагаться только на существующие банковские продукты. Реальные и потенциальные клиенты хотят и ждут новых и усовершенствованных продуктов. И конкуренты приложат максимум усилий, чтобы обеспечить этими новинками. Следовательно, у каждого банка должна быть своя программа разработки новых форм банковских услуг. Говоря о такой программе, имеется ввиду не разработка совершенно новых видов кредитов или условий по ним, а скорее поиск и совершенствование форм предоставления уже имеющихся. Разработка чего-то нового всегда начинается с поиска идей для новинки. Поиски эти должны вестись систематически, а не от случая к случаю. Также вышестоящим руководством должно быть определено, на какие продукты и рынки следует обратить особое внимание, какую именно цель преследует банк с помощью новинок: повышение уровня качества обслуживания, доминирующего положения на рынке или какие-то иные цели.
Существует много источников идей для создания новинок. Наиболее мощной стартовой площадкой в поиске таких идей являются клиенты банка. За их нуждами и потребностями можно следить с помощью опросов, поступающих писем и жалоб. Перспективным в этом плане является изучение потребностей с помощью, уже упомянутого «листа обратной связи»: телефонные опросы постоянных клиентов и недавно проконсультировавшихся. Кроме того, Банку необходимо следить за банковскими продуктами конкурентов - других коммерческих банков, выявляя среди них наиболее привлекательные для клиентов. Еще одним хорошим источником идей служит обслуживающий персонал, находящийся в повседневном контакте с клиентами. Количество кредитуемых клиентов с каждым годом увеличивается, причем все большим спросом среди населения пользуются такие кредитные программы как «Автокредит», «Жилищные кредиты» и др.
Поэтому, для привлечения клиентов можно предложить банкам создать консультативные отделения, где потенциальный клиент сможет получить полную консультацию по интересующей программе и получить ответы на свои вопросы.
Так как количество людей, использующих пластиковые карточки, с каждым днем растет, целесообразно увеличить число банкоматов и касс, особенно в местах массового скопления народа (торговые и развлекательные центры, вокзалы и т.д.).
Банки будут увеличивать объемы кредитования населения, расширяя ассортимент кредитных продуктов. Наиболее перспективными в этом плане являются целевые кредиты (образовательные, туристические), а также накопительные схемы, предполагающие выдачу кредита клиенту после накопления им определенной суммы на депозитном счете.
Уже сейчас банки начинают привлекать клиентов за счет сервиса, а не снижения ставок. Большинство из них ориентированы на упрощение процедуры.
Российские банки значительно отстают от банков развитых стран. Но уменьшить этот разрыв возможно благодаря заимствованию идей и технологий. Однако, необходимо, чтобы они соответствовали условиям нашего рынка.
В настоящее время российский рынок банковских услуг уже «вбирает» в себя новшества. Эффективно развиваются электронные виды услуг. Теперь необходимо поддержать этот уровень и постепенно повышать интерес населения к новым видам услуг. Главной проблемой рынка банковских услуг в РФ на данный момент является неинформированность населения, а решить ее возможно путем применения вышеперечисленных методов.
Более конкретно характеристика и совершенствование банковских услуг в дипломной работе будут рассмотрены на примере ОАО «Сбербанк России», поэтому во второй главе приводится подробная характеристика деятельности данной организации.
- Реферат
- Содержание
- 1 Современные тенденции развития банковской деятельности
- 1.1 Общая характеристика и классификация банковских услуг
- 1.2 Анализ деятельности крупнейших банков
- 1.3 Электронные банковские услуги
- 1.4 Проблемы и совершенствование рынка банковских услуг
- 2 Оценка деятельности оао «Сбербанк России»
- 2.1 Характеристика деятельности оао «Сбербанк России»
- 2.2 Вид деятельности
- 2.3 Характеристика оказываемых услуг
- 2.4 Организационная структура оао «Сбербанк России»
- 2.5 Нормативно-правовые документы оао «Сбербанк России»
- 2.6 Охрана труда и окружающей среды
- 2.7 Гражданская оборона
- 2.8 Финансово-экономические показатели деятельности оао «Сбербанк России»
- 3 Разработка мероприятий по привлечению дополнительных клиентов на примере оао «Сбербанк России»
- 3.1 Разработка и обоснование выбора стратегии
- 3.2 Анализ внешней среды
- 3.3 Характеристика сегмента потребителей и потенциальные возможности
- 3.4 Экономическое обоснование реализации проекта
- 4 Заключение и выводы
- Список используемых источников
- Приложение а (обязательное)
- Заказ с производства
- Приложение б
- (Обязательное)
- Справка
- О результатах внедрения решений,
- Приложение в (обязательное)
- Запрос на трудоустройство
- Приложение г (обязательное) Резюме
- Приложение д (обязательное) рейтинговые критерии комплексной самооценки дипломной работы
- Приложение е