Вопрос 10. Критерии выделения сегментов рынка.
При сегментации потребительских рынков пользуются географическими, демографическими, социально-экономическими, психографическими и поведенческими критериями.
Географическая сегментация рынка основывается на использовании таких признаков как административное деление территории, место проживания и плотность населения, численность населения для городских образований, климат и т.д.. При этом предполагают, что потребители этих территорий обладают одинаковыми или схожими потребительскими предпочтениями.
Сегментация по географическим признакам
Признаки сегментации | Характеристики сегментации |
Административное деление | Территория субъектов Российской Федерации |
Место проживания и плотность населения | Город, пригород, сельская местность |
Численность населения (для городов) | До 5 тыс. жителей; 5-20 тыс.; 20-50 тыс.; 50-100 тыс.; 100-500 тыс.; 500-1000 тыс.; свыше 1 млн. |
В качестве географического сегмента могут рассматриваться целые страны или группы стран. Географическая сегментация является наиболее простой, и она раньше других стала использоваться на практике.
Часто, в силу доступности применяемых характеристик, используются демографические признаки сегментации. В течение человеческой жизни потребительские нужды, потребности и интенсивность потребления тесно связаны с демографическими характеристиками. С возрастом изменяются потребности людей домашней обстановке, предметах отдыха. Существенные изменения на протяжении жизни происходят в структуре потребляемых продуктов питания. Это обстоятельство должны особенно четко улавливать производители продовольствия и реагировать не только на демографическую структуру рынка, но и покупательские предпочтения.
Сегментация по демографическим признакам
Признаки сегментации | Характеристики сегментации |
Возраст | До 6 лет; 6-12; 13-19; 20-29; 30-39.....; 60 и старше |
Пол | Мужской; женский |
Размер семьи | Бездетные; Малодетные (3-4); Многодетные (5 и более) |
Этапы жизненного цикла | Молодые, одинокие; одинокие; молодожены без детей; супруги с детьми до 6 лет; супруги с детьми старше 6 лет; пожилые супруги с работающим главой семьи; супруги с неработающим главой семьи; пожилые, одинокие и т.д. |
Круг интересов и принадлежность к той или иной социальной группе, формирующиеся в процессе социальной адаптации населения, позволяют использовать социально-экономическую сегментацию рынка. Сегментация по социально-экономическим признакам
Признаки сегментации | Характеристики сегментации |
Уровень дохода (ежемесячный) | Менее500руб.;501-1000, 1001-1500; 1501-2000 и т.д. |
Социальный класс (слой) | Наемный рабочий; фермер; предприниматель; служащий; учащийся |
Род деятельности (профессия) | Рабочий;инженер; историк; управленцы компаний и др. |
Образование | Начальное; неоконченноесреднее; среднее; среднееспециальное; незаконченноевысшее; высшее |
Вероисповедание | Католик, протестант, мусульманин, другое |
Национальность | Англичане; немцы; русские; венгры и т.д. |
В наибольшей степени потребление тех или иных товаров и услуг, а следовательно, и поведение покупателя на рынке определяется уровнем его дохода. Чем большими финансовыми ресурсами обладает потребитель, тем шире его возможности как с точки зрения удовлетворения конкретных потребностей, так и структуры этих потребностей.
Психографическая сегментация Сегментация по психографическим признакам
Признаки сегментации | Характеристики сегментации |
Образ жизни | Традиционалисты; жизнелюбы; эстеты |
Тип личности | Увлекающийся; поступающий как все; авторитарный; честолюбивый |
Поведенческая сегментация является наиболее логичной основой для формирования сегментов рынка. С точки зрения маркетинга сегментация по поведенческим признакам позволяет выделить ряд дополнительных и очень важных сегментов. В этом случае покупатели группируются в зависимости от их знаний, отношений, характера использования и реакции на конкретный товар и т.д. Главное, чтобы при периодических обследованиях рынка, которые проводит предприятие, сохранялась идентичность применяемых признаков и их характеристик. Сегментация по поведенческим признакам
Признаки сегментации | Характеристики сегментации |
Частота покупок | Регулярная, специальная; |
Искомые выгоды | Качество продукции; качество; надежность; обслуживания; статус; экономия; престиж; |
Тип потребителя | Не потреблявшийранее;потреблявший; потенциальный потребитель;впервыепотребляющий; |
Степень потребления | Слабый потребитель; умеренный потребитель; активный потребитель; |
Степень приверженности | Никакая; слабая; средняя; сильная; абсолютная; |
Степень готовности к восприятиютовара | Неосведомленныйпокупатель; информированный;заинтересованный; желающий; намеревающийся приобрести; не желающие покупать; |
Отношениек товару | Восторженное; положительное; безразличное; отрицательное; враждебное; |
Нормы потребления | Не пользующиеся товаром; пользующиеся много: средне: мало; |
- Вопрос 1. Понятие маркетинга, структура маркетинговой деятельности
- Вопрос 2. Философия маркетинга
- Вопрос 3. Производственная концепция, условия ее эффективности
- Вопрос 4. Товарная концепция, условия ее эффективности
- Вопрос 5. Концепция маркетинга, частные и общие причины возникновения концепции
- Вопрос 6. Социально-этический маркетинг.
- 7. Функции маркетинга.
- Вопрос 8. Понятие сегментирования рынка, необходимость сегментирования.
- Вопрос 9. Позиционирование товара на рынке. Условия правильного позиционирования.
- Вопрос 10. Критерии выделения сегментов рынка.
- Вопрос 11. Требования, предъявляемые к сегментам рынка.
- 12. Профиль сегмента рынка образовательных услуг (оу).
- Вопрос 13. Стратегии маркетинговой деятельности
- Вопрос 14. Выбор целевых сегментов рынка
- 18. Типы маркетинга в зависимости от вида спроса
- 19. Субъекты маркетинговой деятельности, их характеристика
- 20. Характеристики потребителей. Категории потребителей по восприятию ими товаров-новинок.
- 31.Классический и продлённый жизненный цикл товара
- 32. Бостонская матрица и портфель товаров
- 33.Разработка нового товара. Степень новизны товара
- 34. Товарные стратегии. Матрица Ансоффа
- 35. Ценовая политика. Факторы, влияющие на формирование цен
- 36. Функции цены
- 37. Ценовые стратегии с учетом стратегии конкуренции.
- 38. Цели, задачи, основные направления ценовой политики
- 39. Функции каналов распределения
- 40. Оптовая торговля
- 42. Товарная реклама, формирование спроса и стимулирование сбыта
- Вопрос 43. Критерии выбора каналов рекламных посланий
- Вопрос 44. Престижная реклама
- Вопрос 45. Связи с общественностью – понятие, назначение, функции
- Вопрос 46. Современная система деловой коммуникации
- Вопрос 47. Методы «pr». Требования к специалисту в области pr
- Вопрос 48. Основные направления исследований в маркетинге
- Вопрос 49. Виды маркетинговых исследований
- Вопрос 50. Этапы маркетинговых исследований
- 1. Выявление проблем и формулирование целей исследования.
- 2. Отбор источников информации.
- 3. Сбор информации.
- 4. Анализ собранной информации.
- 5. Представление полученных результатов.