logo search
Иконоведение 1 курс

42. Вопросы церковного искусства на Стоглавом соборе 1551 г.

В 1551 году в Москве под председательством митрополита Макария состоялся Собор, вошедший в историю под названием Стоглава. Он был созван для упорядочивания разных сторон церковной жизни, в том числе и искусства. Среди правил Стоглава, касающихся церковного искусства, одни являются определениями по частным и конкретным вопросам иконографии, а другие относятся к самым основам иконописания, а также к иконописцам.

Стоглавый Собор формулирует очень важное постановление. Он формирует образ иконописца. Собор пишет, каким должен быть иконописец. Это знаменитая 43 статья Стоглава: "подобает быть живописцу смирену, кротку, благоговейну, не празднословцу, не смехотворцу, не сварливу, не завистливу, не пьянице, не грабежнику, не убийце. Наипаче хранить чистоту душевную и телесную со всяким опасением...и приходити ко отцем духовным на часте... и жити в посте и в молитвах воздержании со смиренномудрием..."

Собор говорит о покаянии, о частом, постоянном исповедании грехов. Жить по учению и наказанию своих духовников в посте, молитве и в воздержании. Но иконописец может быть семейным человеком. Но в остальном его жизнь должна быть очень близка монашеской.

За основу этого образа отцы Собора берут 1 Послание ап. Павла к Тимофею, содержащее требование, предъявляемое епископу, расширяют и дополняют его.

В этой же статье Стоглав говорит: "почитати иконописцев паче простых людей". Т.е иконописцы составляют особый чин Церкви. Они должны иметь специальное благословение и даже посвящение. Такой чин посвящения существовал на Афоне.

Сам Стоглавый Собор был аннулирован на Большом Московском Соборе 1667 года, но эта глава осталась в церковном обороте, в церковной традиции.

Далее Стоглав говорит, что иконописец должен трудиться смотря на образ древних живописцев и ... с добрых образцов, "а самосмышление бы своими догадками не описывали". Т.е. утверждается необходимость канонической преемственности иконописи. Самосмышление - это всевозможные фантазии, произвольное творчество. Иконописец ограничен текстами Св. Писаний или житий святых, и если в этих текстах идут какие-то подробности, их можно изобразить; если их нет, изображать нельзя.

Здесь Стоглав переходит от идеального образа иконописца к иконописной практике. Епископы обязаны по своим епархиям следить, чтобы иконописцы писали с добрых образцов. Никакой епископ не имеет права вводить новшества в иконопись, а должен следить за соблюдением древней традиции.

Частные вопросы рассмотренные на Соборе:

гл.41 ст. 7. касается возможности изображения на иконах людей не святых. Эта традиция восходит к первым векам христианства, т.е. это не новшество, а обычное явление в церковном искусстве.

Гл. 41 ст. 1. касается иконографии Св. Троицы. Речь идет об изображении Троицы в виде Ангелов. Нужно ли у Одного из Ангелов изображать крестчатый нимб с надписью IC XC, или делать лишь одну надпись СТАЯ ТРЦА//. Собор определил делать лишь надпись СТАЯ ТРЦА.

Гл. 43 "об неизобразимости Божества". Стоглав утверждает, что не следует изображать Бога Отца, хотя очень туманно.

Литература

1. Успенский стр. 333-353

2. Лекции 16, стр.75-