44. Типы свящ. Изображений. Иконы и "притчи".
1. Успенский стр. ?
2. Лекции 16, стр.76-
На Стоглавом Соборе вводится очень важное различие между образами для поклонения и образами для научения, для возведения к высшему разуму. Это очень важное различие нигде не прослежено. Т.е. во времена Стоглава выделяются два вида живописи. Одна живопись чисто церковная, литургическое искусство, о которой мы все время говорим, а другой вид живописи - притча, рассчитанная на возведение к высшему разуму.
На лекциях показывают икону 16 века из собрания Русского музея в Петербурге, притчу о слепце и хромце. Очень редкий образец притчи.
Притча отличается от иконы тем, что она предназначена для рассматривания и некоторого нравоучительного созидания.
Разделение на жанры, наметившееся в 16 веке, было вполне естественным. Человеческое общение не заключается только в церковной жизни, и богослужение не является единственной и главной стихией нашего бытия, есть другие стихии в которые мы погружены гораздо глубже. Но и эти стихии древнерусское сознание старалось освятить, и в домах зачастую помещались такие притчи - не картины, не пейзажи, от которых, в общем-то, пользы нет, а притчи, глядя на которые человек может поразмыслить о жизни, о смерти и о других столь же важных вещах. К притчам можно отнести некоторые композиции, издревле применяемые в Церкви. В летописях упоминается, что когда к св. князю Владимиру пришел греческий философ, то этот философ показал князю изображение Страшного Суда. И князь, глядя на это изображение, вздохнул и сказал: "Хорошо тем, которые наверху, и плохо тем, которые внизу". Т.е. он был научен как раз изображением. Икона Страшного Суда была по существу использована как притча, каковой, собственно, она и является, потому что это не есть поклонный образ. Кстати, изображение Страшного Суда всегда помещалось на западной стене или в притворе храма. Это типичная притча по своему жанру.
В этом же веке происходит смешение жанров притчи и иконы и появляются аллегорические иконы. Обычно это иконы на сложные богословские сюжеты. Они содержат в себе элементы притчи (скажем, на какие-нибудь песнопения, - например, знаменитый сюжет "Приидите, Триипостасному Божеству поклонимся"), в них много аллегорий, но нет целостного образа. Икона поставлена для поклонения, а по содержанию является композицией для размышления. Это смешение жанров характерно для 16 века.
Вопрос № 51
Лекция от 10.05.01 (последняя)
- Вопрос 11. Прещения Божии на изображения в Библии и причины этих прещений.
- Вопрос 12. Какие изображения упоминает Иисус Христос? Их прообразовательный смысл.
- Вопрос 13. Апостол Павел об образе Спасителя.
- Вопрос 14. Туринская плащаница и предание о Нерукотворном образе Спасителя
- Вопрос 15. Катакомбы, их происхождение и росписи в них.
- 16. Символические изображения в катакомбах.
- 17. Ветхозаветные и евангельские изображения в катакомбах.
- 18. Древнейшие изображения Матери Божией в катакомбах.
- 19. Древнейшие изображения Спасителя.
- 20. Значение античного искусства для возникновения и развития церковных искусств области архитектуры, градостроительства и строительных наук.
- Вопрос 21. Тертуллиан и другие раннехристианские писатели о изображениях.
- Вопрос 22. О почитании изображений первыми христианами по учению церкви.
- 23. Символика креста в раннехристианском иск-ве.
- Вопрос 24. Св.Василий Великий и другие Отцы Церкви о прекрасном. Значение его творений для учения об иконах.
- 25. Правила Трулльского собора (Пято-Шестого) 692г. О почитании икон.
- 31. Святой Иоанн Дамаскин об иконографии
- Характер и содержание “трех слов”
- 32 Св. Феодор Студит. Его борьба за почитание икон и его творения.
- 33 Православное учение о почитании икон и др. Святынь.
- 34. Праздник торжества православия. Его связь с иконопочитанием
- 35. Понятие исихазма и его значение для церковного искусства.
- Вопрос 40
- 41. Понятие о каноне. Его значение в церковном искусстве. Канон и свобода творчества.
- 42. Вопросы церковного искусства на Стоглавом соборе 1551 г.
- 43. Дело дьяка Висковатого и начало упадка церковного искусства.
- 44. Типы свящ. Изображений. Иконы и "притчи".
- Чинопоследование освящения икон и причины его возникновения
- Чин благословения святого “единого или многих”