Вопрос 12. Какие изображения упоминает Иисус Христос? Их прообразовательный смысл.
Использованная литература: И.К.Языкова «Богословие иконы» Общедоступный Православный Университет МОСКВА 1995 (Икона с точки зрения христианского мировоззрения и библейской антропологии), Лекции о. А. Салтыкова 93-94гг. (лекция №3, стр. 25-27 по сквозной нумерации).
Бог создал человека по образу и подобию Своему (Быт. 1.26) , выделив тем самым его из всего творения. И в этом смысле человек - также икона Божия. Вернее, он призван стать таковым. Спаситель призывал учеников: "будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Мф. 5.48). Здесь обнаруживается истинное человеческое достоинство, открытое людям Христом. Но вследствие своего грехопадения, отпав от источника Бытия, человек в своем естественном природном состоянии не отражает, как чистое зеркало, Божий образ.
Господь Иисус Христос ссылается на медного змия(«И сказал Господь Моисею: сделай себе [медного] змея и выставь его на знамя, и [если ужалит змей какого-либо человека], ужаленный, взглянув на него, останется жив. И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив» (Чис.21:8-9)), когда Он говорит «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.» (Ин.3:14,15). Сам Господь упоминает об изваянии, которое сделал Моисей, это изваяние является неким прообразом. Вот как толкует блаженный Феодорит в Толковании на книгу Чисел (ч.1. по изданию 1805г.стр. 218), вопрос 38: « Почему от угрызения змей повелевал Бог врачевать медным змием?». Бл. Феодорит пишет: «И сие прообразовало Спасителя страдание, потому что чрез змия пройдя в грех, почему змий и понёс на себе проклятие от Бога всяческое. И потому змий есть образ греха и клятвы. А поскольку Владыко Христос пришёл в подобии плоти греха, потому что действительно принял на Себя тело, греха же сотворив, не обретеся есть во устах Его», то спасительное страдание прообразуется медным змием, ибо как медный змий был изображением змия, но не имел змеиного яда, Единородный Сын имел человеческое тело, но не имел греховной скверны. И как угрызаемые змеями, взирая на медного змия, получали спасение, так уязвленные грехом, несомненно, верою и страданиями Спасителя нашего оказываются победителями смерти и обретают вечную жизнь. Вот, что говорит св. Кирилл Александрийский об этом месте(ч.12 по изд. 1912г. стр. 232-233): «Бог, будучи благ и человеколюбив, повелевает Моисею воздвигнуть для них медного змия. В нем Он предсказует спасение через веру, так как лекарство для укушенного состояло в том, чтобы посмотреть на змия, т.е., таким образом вера в соединении со взглядом на змия доставляла смотревшим освобождение от смерти. Но в этом событии, как в прообразе, начертана также и тайна вочеловечения. Змий указует на мучительный и человекоубийственный грех, который угнетал всех людей на земле». И далее у св. Кирилла Александрийского : «Посему-то Бог Слово и явился в подобии плоти греха, дабы осудив грех по плоти и явить Себя виновником Вечного спасения для тех, кои устремляют на Него свои взоры посредством или сильной веры или исследования божественных догматов. А если змий был прибит на высоком столбе, то это без сомнения, указывает на распятие и воскресение Христа».
Нам отцы церкви прекрасно показывают, что это изображение было символом спасения, символом победы Христа над грехом. Если такой символ был допустим в Ветхом Завете, совершенно вопреки всему ветхозаветному учению, по воле Божией, если Господь Иисус Христос этот символ один раз только упоминает в беседе с учеником Никодимом, то мы должны отнестись к этому внимательно. Почему мы не можем делать такие изображения, изображения Христа в церкви взглядов на которые мы тоже освобождались бы от власти греха? Медный змий есть распятие, то есть в некотором смысле икона, аллегорическая конечно т.к. Ветхий Завет не мог подняться выше аллегории, это икона Спасителя нашего. Но в этом случае мы можем делать уже прямые иконы Воскресения Христова и распятия Его, которые бы так же нас спасали. Почему же нам не устремлять свои взоры, посредством сильной веры не получать исцеления от греха, как это было в Ветхом Завете? В Новом Завете для этого у нас больше условий. Господь Иисус Христос ничего случайно не говорил, было бы кощунственно решить, говоря о Новом Завете, что это упоминание у Иисуса Христа – как бы некая случайность. Это, конечно, некоторый намёк для нас.
За два дня до предания Господа Иисуса Христа Иудою, Он учил народ в храме Иерусалимском. Фарисеи, составивши совет, как бы уловить Его в словах, подослали к Нему учеников своих вместе с иродианами с вопросом: позволительно ли давать подать Кесарю (то есть, чужеземному царю язычнику), или нет? Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете меня, лицемеры? Покажите мне монету, которою платите подать. Они принесли Ему динарий с изображением Кесаря. Тогда Господь спросил их: чье это изображение и надпись? Они ответили: Кесаревы. Тогда Он сказал им: итак, отдавайте Кесарево - Кесарю, а Божие - Богу. Услышав это, они удивились и ушли (Мф. 22, 15-22). Итак Спаситель не уничтожил изображения Кесаря, не нашел его противным второй заповеди, но велел принести его в храм и на нем основал обязанность иудеев платить подать Кесарю.
- Вопрос 11. Прещения Божии на изображения в Библии и причины этих прещений.
- Вопрос 12. Какие изображения упоминает Иисус Христос? Их прообразовательный смысл.
- Вопрос 13. Апостол Павел об образе Спасителя.
- Вопрос 14. Туринская плащаница и предание о Нерукотворном образе Спасителя
- Вопрос 15. Катакомбы, их происхождение и росписи в них.
- 16. Символические изображения в катакомбах.
- 17. Ветхозаветные и евангельские изображения в катакомбах.
- 18. Древнейшие изображения Матери Божией в катакомбах.
- 19. Древнейшие изображения Спасителя.
- 20. Значение античного искусства для возникновения и развития церковных искусств области архитектуры, градостроительства и строительных наук.
- Вопрос 21. Тертуллиан и другие раннехристианские писатели о изображениях.
- Вопрос 22. О почитании изображений первыми христианами по учению церкви.
- 23. Символика креста в раннехристианском иск-ве.
- Вопрос 24. Св.Василий Великий и другие Отцы Церкви о прекрасном. Значение его творений для учения об иконах.
- 25. Правила Трулльского собора (Пято-Шестого) 692г. О почитании икон.
- 31. Святой Иоанн Дамаскин об иконографии
- Характер и содержание “трех слов”
- 32 Св. Феодор Студит. Его борьба за почитание икон и его творения.
- 33 Православное учение о почитании икон и др. Святынь.
- 34. Праздник торжества православия. Его связь с иконопочитанием
- 35. Понятие исихазма и его значение для церковного искусства.
- Вопрос 40
- 41. Понятие о каноне. Его значение в церковном искусстве. Канон и свобода творчества.
- 42. Вопросы церковного искусства на Стоглавом соборе 1551 г.
- 43. Дело дьяка Висковатого и начало упадка церковного искусства.
- 44. Типы свящ. Изображений. Иконы и "притчи".
- Чинопоследование освящения икон и причины его возникновения
- Чин благословения святого “единого или многих”